ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2024 года N 54


О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 г. N 799 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Амурской области



В целях корректировки государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 г. N 799 "Об утверждении государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области" следующие изменения:


1) преамбулу постановления изложить в следующей редакции:


"В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:";


2) пункт 2 изложить в следующей редакции:


"2. Установить, что мероприятия государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 444, реализованные до 31 декабря 2023 года, являются I этапом реализации государственной программы.";


3) государственную программу Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Признать утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 19 сентября 2023 г. N 778, от 19 октября 2023 г. N 884, от 24 октября 2023 г. N 896, от 29 ноября 2023 г. N 1003, от 22 декабря 2023 г. N 1095.


3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Приложение
к постановлению
Правительства
Амурской области
от 1 февраля 2024 г. N 54



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"



1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области" (далее - государственная программа)



1.1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты и социального обслуживания населения Амурской области


Социальная защита населения Амурской области включает в себя 2 основных направления работы: социальное обслуживание граждан и предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан.


Орган управления системой социальной защиты населения - министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).


Сфера социальной защиты населения Амурской области включает в себя 65 областных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения и 1 унитарное предприятие, в том числе 8 домов-интернатов, 8 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 1 социально-реабилитационный центр для детей с ментальными нарушениями, 4 специальных дома для одиноких престарелых, 12 комплексных центров социального обслуживания населения, 1 реабилитационный центр для детей-инвалидов, 1 централизованная бухгалтерия, 20 управлений социальной защиты населения по муниципальным районам и городским (муниципальным) округам. Из общего числа учреждений - 33 учреждения с круглосуточным проживанием (13 учреждений - для престарелых граждан и инвалидов, 20 учреждений - для несовершеннолетних).


Мощность стационарных учреждений для несовершеннолетних составляет 650 койко-мест, для граждан пожилого возраста и инвалидов - 1911 мест, 271 квартира в специальных домах для одиноких престарелых.


Все учреждения социального обслуживания населения Амурской области располагаются в приспособленных зданиях. В оперативном управлении учреждений находятся 260 зданий и сооружений основного и вспомогательного назначения. Средний износ зданий составляет более 60%, в своем большинстве здания постройки 1970 - 1980-х годов. Более 70% зданий, в которых оказываются социальные услуги населению, требуют проведения комплексного капитального ремонта, 6% зданий нужна реконструкция. Высокий износ зданий сказывается на значительной потребности в финансовых средствах на проведение ремонтных работ.


Под опекой государства в учреждениях социального обслуживания населения Амурской области с круглосуточным пребыванием проживают 2684 человека, из которых 635 - дети и подростки, 1351 - инвалиды.


По состоянию на 1 января 2023 года в стационарных организациях социального обслуживания для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах (далее - ПНИ) проживает 1791 человек.


В Амурской области отсутствует потребность в дополнительной коечной мощности стационарных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время коечная мощность ПНИ является недостаточной: на 1 января 2023 года очередность на помещение в ПНИ в Амурской области составляет 76 человек, в дома-интернаты общего типа - 6 человек.


В 2018 году в соответствии с поручением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в Амурской области была ликвидирована очередность на помещение в дома-интернаты. Это стало возможным благодаря изысканию резервов койко-мест в стационарных учреждениях, а также планомерной работе по сокращению очередности в стационары. Начиная с 2019 года очередность на помещение в ПНИ ежегодно увеличивается. Учитывая структуру детской и подростковой инвалидности в Амурской области, в дальнейшем спрос на услуги ПНИ в Амурской области будет возрастать.


Социальное обслуживание на дому в Амурской области осуществляется 11 комплексными центрами социального обслуживания населения, 1 домом-интернатом, 1 ПНИ, 2 специальными домами для одиноких престарелых, 4 управлениями социальной защиты населения по муниципальным районам и городским (муниципальным) округам. В 2022 году услуги в форме социального обслуживания на дому получили 3796 граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет. В течение 2022 года вновь приняты на социальное обслуживание 1128 человек.


Очередь на надомное социальное обслуживание отсутствует, имеющаяся штатная численность социальных работников удовлетворяет потребности населения в услугах социального работника.


На 1 января 2023 года в Амурской области проживает 4,1 тыс. особенных детей, что выше уровня 2013 года на 14,2%. Единственным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в области является ГАУ СО АО "Реабилитационный центр "Бардагон". Показатель обеспеченности такими центрами в Амурской области составляет 25,0%. Для взрослых инвалидов реабилитационный центр отсутствует, при этом потенциальных получателей социальных услуг (инвалидов) в Амурской области насчитывается более 55,5 тыс. человек.


Важным направлением работы в сфере социальной защиты является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, основной целью которой является повышение эффективности работы, направленной на сохранение кровной семьи ребенка, предотвращение случаев лишения и ограничения родительских прав, сокращение фактов отобрания детей, создание условий для восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав. От эффективности организации профилактической работы напрямую зависит объем дальнейшей работы органов системы социальной защиты населения: загруженность детских домов, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение замещающих семей, сопровождение выпускников детских домов, обеспечение жильем детей-сирот.


Анализ численности неблагополучных семей в Амурской области показывает, что за последние 10 лет (с 2013 по 2022 год) количество неблагополучных семей сократилось в 1,9 раза. На 1 апреля 2023 года на территории Амурской области 1305 семей (с 2859 детьми) стоят на учете как семьи в социально опасном положении, из них 540 семей с 1189 детьми находятся под кураторством органов социальной защиты населения.


В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства Амурской области от 9 декабря 2021 г. N 725-р, в 2022 году в организации для детей-сирот, подведомственные министерству, переведены 30 воспитанников коррекционных школ-интернатов, имеющих статус "ребенок-сирота", в августе 2023 года министерству передан ГБУ СО АО "Дом ребенка специализированный". Данная реформа позволит организовать системную работу с детьми-сиротами от 0 до 18 лет по их семейному устройству и непрерывные реабилитационный и воспитательный процессы в учреждениях.


Предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан - это еще одно основное направление реализации государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения.


Всего по состоянию на 1 июля 2023 года получателями мер социальной поддержки, различных пособий и социальных выплат являются 296,7 тыс. амурчан, что составляет 39,2% жителей Амурской области. По линии социальной защиты предоставляются 90 мер социальной поддержки для более 30 категорий получателей (в 2013 году - 52 меры).


За последние 10 лет объем средств, направляемых на социальную защиту населения Амурской области, увеличился в 2,5 раза и составил в 2022 году 19,9 млрд. рублей. Более 4,0 млрд. рублей в 2022 году было направлено на содержание учреждений социального обслуживания населения, 15,9 млрд. рублей - на предоставление мер социальной поддержки.


Доля мер поддержки граждан в натуральной форме в общем объеме мер поддержки составляет 8%, в денежной форме (выплаты и компенсации) - 92%. Средний объем выплат (предоставленных мер), приходящихся на одного получателя в год, составляет более 53,5 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 10,7% (47,8 тыс. рублей), уровня 2018 года - в 2,3 раза (23,7 тыс. рублей).


Около 11,5% мер социальной поддержки предоставляется с учетом размера среднедушевого дохода получателей. Доля малоимущих граждан, получающих меры социальной поддержки, в общем числе получателей мер социальной поддержки в Амурской области на 1 января 2023 года составляет 29,4%, или 87,19 тыс. человек (в 2021 году - 30,7%, или 91,45 тыс. человек, в 2018 году - 40,9%, или 121,4 тыс. человек).


Получение финансовой и натуральной помощи действительно нуждающимися в ней должно создавать условия для повышения уровня их финансового положения, способствовать выходу семьи или одиноко проживающего гражданина из трудной жизненной ситуации.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" задача Правительства Амурской области - обеспечить снижение уровня бедности на территории Амурской области до 8,4% к 2030 году. По итогам 2022 года уровень бедности в Амурской области (относительно 2021 года) снизился на 0,9% и составил 13,3%, или 100,6 чел. (численность населения Амурской области на 1 января 2023 года - 756,2 тыс. человек).


Значимой адресной мерой, реализуемой в Амурской области с 2021 года, стало предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта. В 2022 году с 1767 гражданами, имеющими доход ниже прожиточного минимума, был заключен социальный контракт и предоставлена финансовая адресная поддержка на общую сумму 320,4 млн. рублей.


Одним из важных направлений совершенствования условий для предоставления мер социальной поддержки является цифровая трансформация государственных услуг. В сфере социальной защиты населения Амурской области обеспечивается предоставление 38 государственных услуг, из которых массовыми социально значимыми услугами (далее - МСЗУ) являются 14. Работа по переводу МСЗУ в цифровой формат в сфере социальной защиты населения начата. Полный переход должен произойти к концу 2024 года.


Еще одним важным направлением социальной политики является обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Реализация мероприятий по обеспечению граждан жильем в 2013 - 2023 годах осуществлялась в рамках государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446. В 2022 году по линии министерства расходы бюджета составили 1238,5 млн. рублей, из них 892,1 млн. рублей - средства областного бюджета, 346,4 млн. рублей - средства федерального бюджета.


Органы социальной защиты Амурской области осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, вставших на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем до 1 января 2005 года. Это ветераны Великой Отечественной войны, вдовы погибших и умерших ветеранов, ветераны боевых действий, инвалиды, семьи с детьми-инвалидами. На обеспечение жильем указанных категорий граждан ежегодно в Амурскую область поступают средства федерального бюджета в виде субвенции.


Кроме того, начиная с 2009 года в Амурской области осуществлялись разработка и поэтапное внедрение областных мер поддержки по обеспечению жильем. За счет средств областного бюджета осуществляется предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий многодетным семьям с 6 и более детьми, многодетным семьям, проживающим в ветхом и аварийном жилье в зоне Байкало-Амурской магистрали, ветеранам боевых действий и инвалидам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года.


Осуществляется работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 2014 по 2022 год по договорам специализированного найма обеспечены жильем 1808 детей-сирот. С 2020 года внедрена новая форма обеспечения жильем сирот - жилищный сертификат (далее - сертификат) на улучшение жилищных условий для детей-сирот, осуществляющих трудовую деятельность. Благодаря новой форме поддержки за два года с помощью сертификата приобрели жилье 332 гражданина указанной категории.


В 2022 году введена новая мера поддержки - предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий семей, в которых родилось одновременно трое и более детей. Таким семьям из областного бюджета предоставляется выплата в размере 3,0 млн. рублей.


В 2022 году в сумме по всем указанным направлениям по линии социальной защиты населения улучшены жилищные условия 464 амурских семей и граждан отдельных категорий. Несмотря на это еще более 4,3 тыс. человек ждут своей очереди на получение социальной выплаты (обеспечение жильем).


С 1 января 2024 года все меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, осуществляемые по линии социальной защиты населения, за исключением мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются в рамках настоящей государственной программы.


Получателями услуг социальных организаций являются граждане от рождения до глубокой старости. Это обусловливает необходимость существования на территории Амурской области разветвленной сети учреждений социального обслуживания населения, представленной различными типами социальных учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»