(с изменениями на 25 апреля 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 25.04.2024 N 108)
В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области" Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Курганской области в сфере социальной защиты населения в системе следующих документов:
1) стратегические приоритеты в рамках реализации государственной программы Курганской области в сфере социальной защиты населения согласно приложению к настоящему постановлению;
2) паспорт государственной программы Курганской области в сфере социальной защиты населения, размещенный и утвержденный в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
3) паспорт регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Курганская область)" в рамках национального проекта "Демография", размещенный и утвержденный в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
4) паспорт комплекса процессных мероприятий "Предоставление мер социальной поддержки и обеспечение качественного, доступного социального обслуживания отдельным категориям граждан Курганской области", размещенный и утвержденный в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
5) паспорт комплекса процессных мероприятий "Обеспечение гарантий государственной защиты прав подопечных граждан", размещенный и утвержденный в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
6) паспорт регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Курганская область)" в рамках национального проекта "Демография", размещенный и утвержденный в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 25.04.2024 N 108)
2. Признать утратившими силу:
3. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
Губернатор Курганской области
В.М.ШУМКОВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 25.04.2024 N 108)
Государственная политика в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что на территории Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией Российской Федерации установлено также, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В последние годы в Курганской области приняты важные решения по совершенствованию системы предоставления гражданам мер социальной поддержки. Развивается законодательная база социальной поддержки, совершенствуется ее организация, осуществляется индексация социальных выплат с учетом динамики инфляции, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая база государственных учреждений системы социальной защиты населения Курганской области.
Основным приоритетом политики в сфере социальной помощи является усиление адресности и дифференциации предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг населению, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание поддержки социально уязвимым категориям граждан.
Меры социальной поддержки являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В этом качестве они выступают как один из инструментов предотвращения бедности в Курганской области.
Система социальной защиты населения включает 40 подведомственных учреждений: нестационарного социального обслуживания (12), стационарного социального обслуживания (17), управлений социальной защиты населения (11).
Штатная численность работников системы составляет около 5 тыс. человек.
Через органы социальной защиты населения предоставляется 77 социальных выплат, получателями которых являются 185 тыс. человек (8,3 млрд рублей).
В 2022 году 67,6 тыс. семей с детьми воспользовались правом на получение различных видов пособий на общую сумму 5,4 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом число семей, получивших пособие, уменьшилось на 23,9 тыс. человек, расходы на эти цели уменьшились на 142 млн рублей. Сокращение числа получателей пособий и расходов на эти цели обусловлено передачей полномочий в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (8984 получателей), а также уменьшением числа получателей пособия на ребенка на 8279 человек, ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет на 5462 человек, ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, на 719 человек.
В 2022 году численность получателей пособий за счет средств федерального бюджета уменьшилось на 9298 человек, из них 8984 человек в связи с передачей полномочий в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, на 306 человек уменьшилось число получателей ежемесячной выплаты на первого ребенка. Объемы финансирования сократились на 404,45 млн рублей.
В 2022 году в целях улучшения демографической ситуации в Курганской области, повышения статуса многодетной семьи, поддержания уровня доходов семей, родивших и достойно воспитавших 5 и более детей, по инициативе Губернатора Курганской области произведены единовременные денежные выплаты 66 матерям, награжденным в 2022 году знаком отличия Курганской области "Материнская слава", в размере 300 тыс. рублей каждой женщине (в 2021 году - 34 многодетным матерям). Расходы областного бюджета на указанную выплату составили 20 млн рублей (в 2021 году - 10,3 млн рублей).
Также в рамках регионального проекта Курганской области "Финансовая поддержка семей при рождении детей" продолжено предоставление регионального материнского капитала при рождении одновременно двух и более детей (40 тыс. рублей) и единовременной денежной выплаты матерям, награжденным Знаком отличия Курганской области "Материнская слава" I, II, III степеней (100 тыс. рублей, 50 тыс. рублей, 25 тыс. рублей).
С 1 января 2020 года в рамках пилотного проекта в Курганской области введены 4 новых вида государственной социальной помощи на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета. В 2022 году по 2045 заключенным социальным контрактам произведены выплаты на общую сумму 247 млн рублей.
По состоянию на 1 января 2023 года получателями меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляемой в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являются 107 тыс. человек, в том числе за счет средств федерального бюджета - 46,5 тыс. человек, за счет средств областного бюджета - 60,5 тыс. человек.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области является основным исполнителем регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в рамках национального проекта "Демография" - 953,8 млн рублей.
В 2022 году в Курганской области были введены новые меры социальной поддержки отдельным категориям граждан:
единовременная денежная выплата детям-инвалидам в возрасте до 17 лет включительно в размере 10 тыс. рублей предоставлена 3827 детям - инвалидам, расходы областного бюджета составили 38,3 млн рублей;
единовременная компенсация расходов на строительство газопровода внутри земельного участка и (или) на приобретение газоиспользующего оборудования участником Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в размере фактически понесенных расходов, но не более 20 тыс. рублей предоставлена 60 гражданам, расходы областного бюджета составили 1,3 млн рублей.
В Курганской области наблюдается снижение общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 7,9% (на 1 января 2023 года на территории региона проживает 3656 детей-сирот). Большинство из них проживает в семьях граждан, в государственных организациях 261 человек.
Меры, принимаемые Главным управлением социальной защиты населения Курганской области, а также подведомственными организациями для детей-сирот с 2019 по 2022 год, свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению количества самовольных уходов, совершаемых воспитанниками организаций, их число сократилось на 78% (с 1016 до 219), и лиц, их совершивших, на 69% (с 251 до 77).
Особое внимание в 2022 году уделено исполнению Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2021 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" в части сопровождения семей лиц, призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации в рамках частичной мобилизации, проживающих на территории Курганской области.
Государственная программа Курганской области в сфере социальной защиты населения (далее - Программа) разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области.
Направления реализации Программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере социальной защиты населения, в том числе обозначенным в Государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296:
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.
Кроме того, приоритеты государственной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемые в рамках Программы, соответствуют задачам, обозначенным в Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года N 431-р, а также задачам, поставленным в: