В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 28.09.2023 N 848-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области", руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" (далее - государственная программа), утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 22.10.2013 N 782-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" (с последующими изменениями), следующие изменения:
1.1. Признать утратившими силу:
1.1.1. Паспорт государственной программы;
1.1.2. паспорта подпрограмм 1 - 5 государственной программы;
1.1.3. приложение N 1 "Перечень целевых показателей государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" к государственной программе;
1.1.4. приложение N 3 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" за счет всех источников финансирования на 2014 - 2015 годы" к государственной программе;
1.1.5. приложение N 3.1 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" за счет всех источников финансирования на 2016 - 2018 годы" к государственной программе;
1.1.6. приложение N 3.2 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" за счет всех источников финансирования" к государственной программе;
1.1.7. приложение N 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" за счет средств бюджета Пензенской области на 2014 - 2015 годы" к государственной программе;
1.1.8. приложение N 4.1 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" за счет средств бюджета Пензенской области на 2016 - 2018 годы" к государственной программе;
1.1.9. приложение N 4.2 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" за счет средств бюджета Пензенской области" к государственной программе;
1.1.10. приложение N 5 "Перечень мероприятий государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" на 2014 и 2015 годы" к государственной программе;
1.1.11. приложение N 5.1 "Перечень основных мероприятий, мероприятий государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" на 2016 - 2018 годы" к государственной программе;
1.1.12. приложение N 5.2 "Перечень основных мероприятий (региональных проектов), мероприятий государственной программы Пензенской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области" к государственной программе.
1.2. Раздел I государственной программы "Приоритеты государственной политики, цели, задачи и основные мероприятия в сфере социально-экономического развития, в рамках которых реализуется государственная программа Пензенской области" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы защиты прав и свобод граждан Пензенской области.
Председатель Правительства
Пензенской области
Н.П.СИМОНОВ
Стратегические приоритеты государственной политики, цели, задачи, в рамках которых реализуется государственная программа Пензенской области
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности определены: усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.
Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 14.11.2013 N Пр-2685 (далее - Концепция), при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества.
Приоритетной целью обеспечения общественной безопасности, согласно указанной Концепции, является достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера.
Федеральным законом от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" определены задачи, направленные на профилактику правонарушений и рецидивной преступности посредством создания условий для реализации прав лиц, отбывших уголовные наказания. В их числе: создание условий для оказания помощи лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лицам, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, в восстановлении социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, реализации права на социальное обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
На сегодняшний день на территории региона сформировано 158 народных дружин общей численностью 1719 человек и 33 общественных формирования правоохранительной направленности численностью 646 человек, из которых 412 являются членам общественного объединения правоохранительной направленности "Отряд содействия полиции "Тигр" (далее - ОСП "Тигр"), созданного из числа студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных учреждений г. Пензы и Пензенской области.
По данным УМВД России по Пензенской области, за 11 месяцев 2023 года при непосредственном участии дружинников сотрудниками полиции раскрыто 52 преступления, выявлено и пресечено 2661 административное правонарушение.
С участием бойцов ОСП "Тигр" сотрудниками полиции выявлено 31 преступление и пресечено 1783 административных правонарушения.
Существенную помощь в профилактике правонарушений оказывают также созданные гражданами на добровольной основе советы общественности по профилактике правонарушений на территории городских округов и муниципальных районов, в учебных учреждениях, организациях, на предприятиях, по месту жительства.
На территории области действуют 369 советов общественности по профилактике правонарушений численностью 4293 человека. В состав советов общественности по профилактике правонарушений входят граждане, представители общественных объединений, политических партий, религиозных конфессий, педагоги, психологи, наркологи, специалисты по работе с молодежью, социальные работники, сотрудники учреждений занятости населения, культуры, спорта, СМИ, депутаты, а также представители правоохранительных и других органов власти и управления.
В рамках деятельности советов общественности по профилактике правонарушений граждане оказывают содействие правоохранительным органам в индивидуальной профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений (лица с асоциальным поведением, ранее судимые, больные алкоголизмом и др.), участвуют в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В структуре советов общественности по профилактике правонарушений формируются секции или сектора для распределения работы по направлениям деятельности.
Данная организационная форма способна оказывать определенное влияние в различных аспектах на криминогенную ситуацию на территории поселений, по месту создания советов общественности по профилактике правонарушений.
При содействии органов местного самоуправления советами общественности по профилактике правонарушений проводятся заседания с участием представителей органов внутренних дел. На заседаниях советов общественности рассматриваются категории алкозависимых граждан, лиц, допускающих потребление наркотических веществ, ранее судимых граждан, несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния либо общественно опасные поступки, родителей из неблагополучных семей, граждан, привлекаемых ранее к предусмотренной законом ответственности за продажу по месту своего проживания алкогольной и иной спиртосодержащей продукции кустарного производства, притоносодержателей.
Российская Федерация осуществляет формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Направления единой государственной политики закрепляются в программных документах, разрабатываемых и принимаемых на определенный плановый период.
Одним из ключевых направлений российской государственной демографической политики является снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, что соотносится с ожидаемыми итогами реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.
Несмотря на отдельные положительные тенденции, дорожно-транспортный травматизм остается одной из острых социально-экономических и демографических проблем, требующей активизации усилий государства, бизнес-сообщества и граждан в воздействии на ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях.
В настоящее время в результате развития и поддержания функционирования АПК "Безопасный город" обслуживается 200 IP-камер наружного наблюдения, подключенных к сети передачи данных, для предоставления информации с них.
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733, определены следующие стратегические цели: сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления; снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков; формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте. Одним из направлений достижения указанных целей является сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы. Социальная реабилитация в Пензенской области организуется посредством закупки услуг в организациях, осуществляющих социальную реабилитацию лиц, потребляющих наркотические средства и (или) психотропные вещества в немедицинских целях. Поставщики услуг по социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотические средства и (или) психотропные вещества в немедицинских целях, определяются Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями). Направление на социальную реабилитацию осуществляется в соответствии с порядком, определенным Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, и в пределах денежных средств, предусмотренных на данные цели бюджетом Пензенской области.
На начало 2023 года под диспансерным наблюдением состояло 1056 человек с наркоманией, что составляет 82,9 на 100 тыс. населения. В 2022 году (на 01.01.2022) - 1007 человек, что составляет 78,0 на 100 тыс. населения.
Необходимость реализации программы вызвана сохраняющейся в настоящее время масштабностью и угрозой распространения наркомании в Российской Федерации. Уводя трудовые, природные и финансовые ресурсы от созидательных процессов, наркомания калечит здоровье людей, подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует социально-экономическую нестабильность в обществе и тем самым выступает одной из основных угроз безопасности России и ее человеческому потенциалу.
Основными приоритетами государственной политики области в сфере незаконного оборота наркотиков является активная межведомственная борьба с предложением наркотиков и спросом на них, повышение уровня защищенности граждан от наркоугрозы.
В числе безотлагательных мер по стабилизации наркоситуации на территории области рассматривается системная работа органов государственной власти, направленная на предупреждение немедицинского потребления наркотиков.
Основные задачи в области противодействия коррупции определены в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" (с последующими изменениями), Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" (с последующими изменениями). Согласно ее положениям деятельность правоохранительных и иных государственных органов в этой области должна быть организована исходя из принципа использования системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний.