Решение для управления процессами
производственной безопасности

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы



В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденным настоящим Указом (далее - Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 октября 2021 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти.

3. Рекомендовать:

а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в свои планы противодействия коррупции;

б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Доклады о результатах исполнения пунктов 2 и 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в планы противодействия коррупции, региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2021 г.

5. Установить, что, если иное не предусмотрено Национальным планом, доклады о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее - доклады) представляются:

а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, Президенту Российской Федерации;

б) федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, - в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

в) иными федеральными государственными органами и организациями - Президенту Российской Федерации;

г) высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации - полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

д) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

е) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

ж) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

з) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед иными федеральными государственными органами, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов.

6. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации и которые являются основными исполнителями поручений, предусмотренных Национальным планом, представляют в Правительство Российской Федерации подготовленные ими в целях исполнения этих поручений:

а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов для их внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

б) проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации для их внесения Правительством Российской Федерации в установленном порядке Президенту Российской Федерации на подписание;

в) проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации для их рассмотрения и принятия Правительством Российской Федерации.

7. Установить, что федеральные государственные органы, не указанные в пункте 6 настоящего Указа, являющиеся основными исполнителями поручений, предусмотренных Национальным планом, представляют подготовленные ими в целях исполнения этих поручений проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в Администрацию Президента Российской Федерации.

8. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) преобразовать рабочую группу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы, в рабочую группу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной в подпункте "а" настоящего пункта, о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

9. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

10. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



Москва, Кремль

16 августа 2021 года

N 478

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 16 августа 2021 года N 478



Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы



Настоящий Национальный план реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, по следующим основным направлениям.

I. Совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности

     

1. Правительству Российской Федерации:

а) проанализировать практику, связанную с совмещением должности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, с должностью в органе местного самоуправления этого муниципального образования и (или) должностью руководителя учреждения либо предприятия этого муниципального образования, на предмет выявления коррупционных рисков, по итогам проведенного анализа до 10 июля 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере;

б) до 15 октября 2021 г. представить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

в) рассмотреть вопрос о целесообразности возложения обязанности соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционные стандарты), на лицо, временно исполняющее обязанности по должности, замещение которой предполагает соблюдение этих стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2022 г.;

г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;

д) проанализировать практику применения федеральными органами исполнительной власти мер по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения либо о фактах совершения коррупционных правонарушений, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 15 марта 2024 г.;

е) проанализировать практику использования государственными органами и органами местного самоуправления различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях, а также практику рассмотрения и проверки полученной информации и принимаемых мер реагирования, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 апреля 2024 г.;

ж) проанализировать коррупционные риски, связанные с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний, и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2023 г.;

з) до 10 ноября 2021 г. представить предложения:

по установлению обязанности кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при внесении представления о его назначении на эту должность Президенту Российской Федерации;

по правовому регулированию вопросов, касающихся размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и атаманом Всероссийского казачьего общества, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования;

и) подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 10 июня 2022 г. представить предложения:

по возложению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на иных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанности уведомлять органы прокуратуры или иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

по распространению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Администрации Президента Российской Федерации доработать с участием Центрального банка Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий представление лицами, претендующими на замещение должностей финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проверку полноты и достоверности этих сведений. Доработанный проект федерального закона до 20 ноября 2021 г. представить Президенту Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации до 1 сентября 2023 г. представить предложения:

а) по установлению обязанности судьи, пребывающего в отставке и не желающего соблюдать запреты и ограничения, связанные со статусом судьи, обратиться в квалификационную коллегию судей по месту прежней работы или постоянного жительства с заявлением о прекращении отставки судьи;

б) по установлению обязанности работодателя (представителя нанимателя) при заключении трудовых договоров (служебных контрактов) с гражданами, имеющими статус судьи в отставке, сообщать о заключении таких договоров (контрактов) в квалификационную коллегию судей по месту прежней работы судьи или его постоянного места жительства, а также об установлении административной ответственности за неисполнение указанной обязанности.

4. Рекомендовать Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности разработки типового перечня должностей, при замещении которых на федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации возлагается обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 30 мая 2024 г.

5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) подготовить с участием Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и до 10 декабря 2021 г. представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети "Интернет", с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;

б) подготовить с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных государственных органов и до 30 января 2023 г. представить предложения:

по установлению запрета на поступление на федеральную государственную службу и ее прохождение в отдельных федеральных государственных органах (исходя из специфики их деятельности), запрета на прием на работу по трудовому договору в эти федеральные государственные органы и осуществление в них трудовой деятельности для граждан, освобожденных от уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности с назначением судебного штрафа в соответствии со статьей 76_2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

по установлению ограничений, связанных с назначением на должность руководителя государственного (муниципального) унитарного предприятия или государственного (муниципального) учреждения лица, имеющего неснятую (непогашенную) судимость или подвергавшегося уголовному преследованию за совершение преступлений коррупционной направленности (за исключением случаев, когда уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям), а также ограничений, связанных с замещением указанным лицом такой должности.

6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

а) подготовить методические рекомендации по вопросам:

соблюдения запретов на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, установленных в целях противодействия коррупции;