В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Пензенской области от 02.10.2013 N 743-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие здравоохранения Пензенской области" (с последующими изменениями) (далее - постановление) следующие изменения:
1.1. В преамбуле постановления слова "постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями)" заменить словами "постановлениями Правительства Пензенской области от 28.09.2023 N 848-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" и от 13.10.2020 N 709-пП "Об организации проектной деятельности в Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями)".
2. Внести изменения в государственную программу Пензенской области "Развитие здравоохранения Пензенской области", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 02.10.2013 N 743-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие здравоохранения Пензенской области" (с последующими изменениями), изложив ее в новой редакции согласно приложению.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы здравоохранения.
Председатель Правительства
Пензенской области
Н.П.СИМОНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Указанная цель декомпозирована на мероприятия и показатели, характеризующие ее достижение, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели государственной программы:
цель 1 - снижение смертности населения от всех причин до 13,6 случая на 1000 человек населения к 2027 году;
цель 2 - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 74,62 года к 2027 году;
цель 3 - повышение удовлетворенности населения медицинской помощью.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года", государственная программа реализуется в рамках стратегического направления: Пензенская область - территория здоровья и развития спорта.
Цель развития: создание условий, способствующих повышению качества и доступности оказания медицинской помощи населению, а также обеспечивающих соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан.
Направления развития:
- оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу;
- ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
- обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов;
- увеличение ресурсного обеспечения процессов выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях, своевременного лечения и снижения инвалидизации и смертности от данной патологии;
- улучшение лекарственного обеспечения граждан;
- увеличение объемов медицинских услуг, оказываемых лицам пожилого возраста в целях продления и улучшения качества жизни.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий федеральных проектов национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", федеральных (региональных) проектов, не включенных в национальные проекты, а также комплексов процессных мероприятий государственной программы.
Достижение целей государственной программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального планирования отрасли здравоохранения как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъекта Российской Федерации, в том числе за счет обеспечения необходимого уровня софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий государственной программы, финансирование которых осуществляется в том числе за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, и направлено на достижение значений результатов, которые должны соответствовать утвержденным индикаторам государственной программы, и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной программы заключаются в том числе в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по развитию сферы здравоохранения, проводимых с использованием государственной информационной системы "Электронный бюджет".
Во исполнение указов Президента Российской Федерации повышена средняя заработная плата врачей, среднего и младшего медицинского персонала и составляет 200% и 100% (соответственно) от средней заработной платы по региону. Планируется ее удержание на достигнутом уровне.
Это означает рост уровня доходов, достижение высоких стандартов личной безопасности, повышение доступности и качества медицинских услуг, ориентирование населения на ведение здорового образа жизни.
Требуется дальнейшее повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению через:
- создание и развитие медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, приобретение мобильных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;
- совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
- ликвидацию дефицита медицинских работников;
- развитие информационных технологий в здравоохранении;
- реализацию мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
- повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста.
В рамках федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение", будет продолжена реализация региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Пензенской области.
Удовлетворение населения в высокотехнологичной медицинской помощи требует увеличения ее объемов, повышения доступности и приближения к месту проживания.
Основными задачами совершенствования скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации на современном этапе являются оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания высококвалифицированной специализированной медицинской помощи.
Необходимо укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства, строительство перинатального центра, располагающего современным высокотехнологичным оборудованием, обеспечение реанимационными койками и койками интенсивной терапии для новорожденных.
Укрепление базы перинатального центра позволит перейти к полноценной и эффективно функционирующей трехуровневой системе оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, что повысит качество оказания медицинской помощи во всех без исключения родовспомогательных учреждениях.
Планируется обучение кадров с использованием симуляционных центров.
Для снижения смертности детей всех возрастных групп чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка.
Эффективность пренатальной диагностики может быть обеспечена только массовым обследованием беременных женщин в установленные сроки. На обеспечение эффективной коррекции выявленных при пренатальной диагностике нарушений направлено развитие неонатальной хирургии, а ранняя коррекция выявленных при неонатальном скрининге изменений метаболизма позволит в будущем создать больному ребенку возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни.
Сохраняется высокая потребность в развитии специализированной медицинской помощи для детей.