ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2023 года N 604-пп


Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы

(с изменениями на 14 ноября 2024 года)

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 22.02.2024 N 78-пп, от 14.11.2024 N 456-пп)




В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.08.2023 N 355-пп "Об утверждении перечня государственных программ Еврейской автономной области, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением правительства Еврейской автономной области от 07.09.2023 N 370-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации государственных программ Еврейской автономной области и проведения оценки эффективности их реализации" правительство Еврейской автономной области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы.


2. Признать утратившими силу следующие постановления правительства Еврейской автономной области:


- от 16.12.2020 N 498-пп "Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2021 - 2026 годы";


- от 27.05.2021 N 163-пп "О внесении изменений в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2021 - 2026 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.12.2020 N 498-пп";


- от 11.11.2021 N 468-пп "О внесении изменений и дополнения в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2021 - 2026 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.12.2020 N 498-пп";


- от 03.12.2021 N 503-пп "О внесении изменений и дополнений в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2021 - 2026 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.12.2020 N 498-пп";


- от 30.06.2022 N 266-пп "О внесении изменений в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2021 - 2026 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.12.2020 N 498-пп";


- от 09.03.2023 N 118-пп "О внесении изменений в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2021 - 2026 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.12.2020 N 498-пп";


- от 07.09.2023 N 371-пп "О внесении изменений и дополнения в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2021 - 2026 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.12.2020 N 498-пп".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Вице-губернатор области - первый заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО



УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 26.12.2023 N 604-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2024 - 2028 ГОДЫ

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 22.02.2024 N 78-пп, от 14.11.2024 N 456-пп)




I. Стратегические приоритеты государственной программы Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Еврейской автономной области


Леса - один из возобновляемых природных ресурсов России, который удовлетворяет разнообразные социальные потребности и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важными задачами.


Лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает во многом оставаться неразвитой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.


Экстенсивное использование лесов, связанное с заготовками древесины на ранее не эксплуатировавшихся участках лесного фонда, перестает оправдывать себя как с экономической точки зрения, так и по причине негативного социально-экологического воздействия. В настоящее время во всем мире использование лесных ресурсов идет по пути выращивания товарных древостоев на плантационной основе. Особенно актуальным это является для Еврейской автономной области, где из общей площади лесного фонда - 2108,0 тыс. га - не покрытые лесной растительностью и нелесные земли составляют 561,2 тыс. га, а леса большей частью пройдены рубками в 50-х - 70-х годах прошлого века и требуют больших объемов лесовосстановительных работ.


Недостаточное финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах привели к многочисленным нарушениям Правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.


Социальное и экономическое развитие Еврейской автономной области, привлекательность для переселения в Еврейскую автономную область населения из других регионов Российской Федерации и из других государств во многом зависят от экологической ситуации. Поэтому необходимо вести работу по улучшению экологической обстановки на территории Еврейской автономной области.


Экологические проблемы Еврейской автономной области накапливались на протяжении десятилетий. Для их решения необходимы большие материальные, финансовые и трудовые ресурсы.


Без комплексного подхода и концентрации ресурсов на решении основных экологических проблем в условиях действующих рыночных отношений и без специальной государственной поддержки улучшить экологическую ситуацию не удастся.


В настоящее время в лесном хозяйстве Еврейской автономной области накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.


В то же время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от лесных пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы повреждения лесов могут составлять до 23 тыс. га, из них до 2,6 тыс. га - выбытие за счет сплошных рубок, до 20,4 тыс. га - повреждение лесов за счет гибели лесных насаждений от вредных организмов и лесных пожаров.


Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Ежегодно регистрируются десятки лесных пожаров (от 32 до 148 случаев), проходящие огнем значительные площади земель, покрытых лесной растительностью.


Согласно прогнозам при сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, на период до 2026 года останутся на прежнем уровне (в среднем порядка 100 случаев пожаров на площади около 40 тыс. га). Средняя ежегодная гибель лесов от пожаров может увеличиться до 3 - 5 тыс. га. При этом оперативность их тушения в первые сутки останется на прежнем уровне (70 процентов).


Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства не превышает 6 процентов от суммы причиненного ущерба.


Показатели государственной программы Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы будут достигнуты при сохранении уровня финансирования лесного хозяйства. Ухудшение показателей может быть вызвано возникновением экстремальных природных явлений в регионах (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, метеорологические условия, определяющие возможность проведения таких мероприятий по использованию лесов, как заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, заготовка недревесной продукции лесов и др.), сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, а также недостаточностью местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.


Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий, входящих в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы, по всем направлениям ведения лесного хозяйства, а также взаимодействия различных уровней исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.



2. Характеристика приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами:


- Федеральным законом от 04.12.2006 N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации";


- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2022 N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации";


- Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р;


- Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р;


- законом Еврейской автономной области от 05.12.2007 N 272-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов реализации прав граждан в сфере лесных отношений на территории Еврейской автономной области";


- постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года".


Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации определены цели государственной политики: достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, а также повышение конкурентоспособности лесной промышленности и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.


В связи с этим реализация государственной программы Еврейской автономной области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:


- создание эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров на территории Еврейской автономной области и повышение технической оснащенности областных государственных автономных учреждений, выполняющих работы по предупреждению и тушению лесных пожаров, реализация прочих мероприятий в области охраны и защиты лесов;


- реализация прав граждан в части заготовки древесины для собственных нужд;


- повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере лесных отношений;


- сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;


- повышение качества кадрового обеспечения лесного комплекса;


- создание на территории Еврейской автономной области эффективной системы, направленной на повышение мер по охране земель, находящихся в границах Еврейской автономной области.



3. Обоснование целей, задач и способов их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Еврейской автономной области, включая задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, а также задачи, направленные на достижение общественно значимых результатов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»