(с изменениями на 19 января 2023 года)
(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 11.12.2020 N 486-пп, от 16.12.2021 N 530-пп, от 19.01.2023 N 9-пп)
Во исполнение Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", закона Еврейской автономной области от 28.10.2015 N 792-ОЗ "О стратегическом планировании в Еврейской автономной области" с учетом полученного от Министерства экономического развития Российской Федерации сводного заключения на проект Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года (письмо от 27.07.2018 N 21113-ВЖ/Д14и) в целях формирования системы стратегического планирования Еврейской автономной области и мобилизации действий органов исполнительной власти области, формируемых правительством Еврейской автономной области, по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы Еврейской автономной области правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года.
2. Органам исполнительной власти области, формируемым правительством Еврейской автономной области руководствоваться Стратегией социально-экономического развития Еврейской автономной области, на период до 2030 года при определении задач социально-экономического развития Еврейской автономной области, при разработке и корректировке государственных программ Еврейской автономной области.
3. Департаменту экономики правительства Еврейской автономной области:
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 16.12.2021 N 530-пп)
3.1. В срок до 01.04.2019 разработать и обеспечить утверждение правительством Еврейской автономной области плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года.
3.2. Осуществлять ежегодный мониторинг и контроль хода реализации Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года в соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.09.2018 N 333-пп "Об утверждении Порядка разработки, корректировки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области и подготовки отчета о его реализации".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Еврейской автономной области руководствоваться основными положениями Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Еврейской автономной области.
5. Признать утратившим силу постановление правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 N 118-пп "О Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года".
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 11.12.2020 N 486-пп, от 16.12.2021 N 530-пп, от 19.01.2023 N 9-пп)
Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года (далее - Стратегия развития ЕАО) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и законом Еврейской автономной области от 28.10.2015 N 792-ОЗ "О стратегическом планировании в Еврейской автономной области".
Стратегия развития ЕАО является документом, определяющим систему целей, задач и приоритетов, являющихся основой региональной системы стратегического планирования, включающих нормативные документы, регулирующие и определяющие параметры процессов прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Еврейской автономной области (далее - ЕАО, область или регион).
При разработке Стратегии развития ЕАО были использованы и учтены федеральные стратегические документы и прогнозные сценарии развития Российской Федерации, Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 N 132.
Стратегия развития ЕАО основана на учете специфики ее социально-экономической системы, оценке межрегиональных и международных экономических взаимосвязей, а также использовании реальных и потенциальных конкурентных преимуществ ЕАО.
Стратегия развития ЕАО учитывает Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 года, Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", приоритеты и задачи, обозначенные в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года", Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, Указе Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указе Президента Российской Федерации от 26.06.2020 N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации", национальных и федеральных проектах, а также в других федеральных документах стратегического планирования.
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 16.12.2021 N 530-пп)
В Стратегии развития ЕАО использованы результаты научно-исследовательской работы по теме "Проект Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года", выполненной Санкт-Петербургским филиалом Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
В оценках стратегических приоритетов, целей и задач Стратегии развития ЕАО принимали участие эксперты из Института экономических исследований ДВО РАН, Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, представители деловых кругов и общественных организаций ЕАО.
При разработке Стратегии развития ЕАО использовались экономико-математические методы анализа и прогнозирования, SVOT-анализ, метод сценарного прогнозирования, экспертных оценок.
Реализация Стратегии развития ЕАО будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, государственных программ Еврейской автономной области, схемой территориального планирования Еврейской автономной области.
Проект Стратегии развития ЕАО прошел общественное обсуждение, был размещен на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области. В процессе его разработки были проведены заседания рабочей группы, совещания, круглый стол, конференция, рассматривались и обсуждались ключевые принципы и положения с участием представителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области, экспертного сообщества, бизнеса, общественных советов, созданных при органах исполнительной власти ЕАО.
Еврейская автономная область находится в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО или Дальний Восток) Российской Федерации, на западе и северо-западе граничит с Амурской областью, на севере, северо-востоке и востоке - с Хабаровским краем. На юге области по реке Амур на протяжении более 500 км проходит государственная граница Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. Протяженность Еврейской автономной области с запада на восток - 330 км, с севера на юг - 200 км. Общая площадь территории области 36,3 тыс. кв. км.
Область находится в непосредственной близости к основным международным экономическим партнерам Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР), имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь. На территории области действуют три пограничных перехода с Китайской Народной Республикой, через нее проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Европы в страны АТР.
По своим климатическим условиям область принадлежит к одному из наиболее благоприятных регионов Дальнего Востока.
Обслуживание транспорта сосредоточено на территориях Облученского, Биробиджанского и Смидовичского районов вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральной автомобильной дороги "Амур". Сфера логистики развивается также в районах пограничных пунктов пропуска, расположенных на юге Облученского (с. Пашково), Октябрьского (с. Амурзет) и Ленинского районов (с. Нижнеленинское).
Сельское хозяйство занимает южные части Октябрьского и Ленинского районов, часть Биробиджанского района вдоль течения р. Биры от г. Биробиджана до ее впадения в р. Амур, восточную часть Смидовичского района.
Основу земельных ресурсов области составляют земли лесного фонда, запаса и особо охраняемых территорий. Под земли сельскохозяйственного назначения отведено более 10 процентов территории. Несмотря на невысокий бонитет почв из-за высокой заболоченности и постоянной эрозии, при условии внесения удобрений и проведения мелиорации область обладает преимуществами для ведения экономически эффективных сельского и лесного хозяйств.
Участок земной коры на территории ЕАО обладает сложным геологическим строением благодаря богатой геологической истории, недра состоят из мощных осадочных и углеродистых толщ, а также вулканических покровов и содержат в себе более 30 видов минерального сырья и общераспространенных полезных ископаемых.
Минерально-сырьевая база области включает в себя запасы: железа, графита, марганца, магнезиального и карбонатного сырья, олова, бурого угля, торфа, цеолита, россыпного золота, индия, драгоценных, полудрагоценных и облицовочных камней. К минеральному сырью федерального значения отнесены месторождения редких металлов - бериллия, урана, лития и ниобия. Из общераспространенных полезных ископаемых в ЕАО расположены месторождения песчано-гравийных материалов, строительного песка, строительного камня, глины и других видов полезных ископаемых.
Территория ЕАО занимает 0,21 процента от общей площади страны, но при этом в области сконцентрированы значительные в масштабах страны запасы некоторых видов минеральных ресурсов: железных и марганцевых, оловянных руд, магнезиального сырья (брусита). На территории ЕАО расположено второе по величине запасов в мире месторождение графита.
Сравнительная характеристика обеспеченности Еврейской автономной области запасами некоторых полезных ископаемых
Полезное ископаемое | Доля ЕАО в общероссийских запасах руды | Содержание элемента в руде, % | Обеспеченность запасами элемента, тонн на 1 км2 | ||
ЕАО | Россия | ЕАО | Россия | ||
Графит | 43,3% | 12 | 3 | 483,3 | 0,5 |
Марганец | 3,9% | 21 | 20 | 39,1 | 1,6 |
Олово | 1,5% | 1 | 1 | 0,007 | 0,01 |
Магний | 1,2% | ~60 | ~40 | 110,2 | 1,9 |
Железо | 1,2% | 32 | 30 | 4,1 | 0,7 |
В сравнении с большинством территорий ДФО преимуществом месторождений полезных ископаемых в ЕАО являются их благоприятные горно-геологические условия.
Полезные ископаемые Еврейской автономной области