В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды" следующие изменения:
в преамбуле слова "от 01.08.2013 N 374-п" заменить словами "от 20.09.2023 N 736-п";
государственную программу Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды" изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
С.В.ВЕРЕЩАГИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Формирование комфортной городской среды является неотъемлемой частью комплексного развития территорий и должно рассматриваться в совокупности с градостроительным планированием, созданием городской инфраструктуры, строительством жилья, объектов торгового, культурного, спортивного и иного назначения.
Формирование современной среды - это комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения благоприятных, безопасных и доступных условий проживания населения в населенных пунктах Красноярского края.
Вопросы формирования городской среды для населения - это вопросы местного значения, реализация которых возложена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.
В настоящее время органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края при реализации полномочий по решению вопросов местного значения столкнулись с рядом проблем, среди которых наиболее актуальными являются:
недостаточное бюджетное финансирование благоустройства населенных пунктов;
дефекты и повреждения асфальтобетонного покрытия на дворовых территориях и территориях городских округов, городских и сельских поселений Красноярского края соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории);
недостаточная обеспеченность дворовых территорий и общественных территорий элементами благоустройства (урны, скамейки, детские и спортивные площадки, парковочные карманы, освещение, объекты, предназначенные для обслуживания лиц с ограниченными возможностями);
неудовлетворительное состояние большого количества зеленых насаждений.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края вынуждены заниматься решением текущих задач, откладывая на перспективу улучшение материально-технического состояния муниципального имущества, проведение работ по благоустройству.
На территории Красноярского края такое содействие реализуется через Закон Красноярского края от 07.07.2016 N 10-4831 "О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края".
Государственная поддержка осуществляется в целях повышения эффективности и устойчивого развития муниципальных образований в Красноярском крае и вовлечения населения в решение вопросов местного значения.
До 2017 года действовавшие в Красноярском крае программы благоустройства носили точечный характер и не позволяли реализовать мероприятия по формированию комфортной среды как комплекс мероприятий, предусматривающий в том числе поддержку собственников помещений в многоквартирных домах.
Благодаря государственной поддержке на цели благоустройства территорий за счет федеральных и краевых программ, в период 2017 - 2022 годов в реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие 27 муниципальных образований - городские округа и городские поселения с численностью свыше 10 тысяч человек, всего благоустроено 2432 объекта. По данным органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, по состоянию на 1 января 2023 года в вышеуказанных 27 муниципальных образованиях Красноярского края потребность в благоустройстве составляет порядка 4 тысяч дворовых и 250 общественных территорий.
Формирование современной среды населенных пунктов на территории Красноярского края осуществляется в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Паспорт национального проекта "Жилье и городская среда" утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16).
Паспорт регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" (Красноярский край) (далее - Региональный проект) утвержден первым заместителем Губернатора Красноярского края - председателем Правительства Красноярского края 11.12.2018.
Реализация Регионального проекта позволяет определить ключевые параметры формирования современной среды, а также способствует восприятию населенного пункта гражданами, проживающими на его территории, как единого пространства, обеспечивающего комфорт и безопасность проживания, и вовлечение в процесс благоустройства самих граждан.
На конечные результаты реализации мероприятий по повышению уровня комфортности среды населенных пунктов могут повлиять следующие риски:
бюджетные риски, связанные с дефицитом бюджета и возможностью невыполнения своих обязательств по софинансированию программы, в том числе несоблюдение муниципальными образованиями Красноярского края условий соглашений, заключенных на получение субсидий на соответствующие цели;
социальные риски, связанные с низкой социальной активностью населения, отсутствием массовой культуры соучастия в благоустройстве дворовых территорий.
Мероприятия по предупреждению рисков:
вовлечение органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, граждан и организаций, которые могут стать инициаторами проектов по благоустройству;
проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан и бизнеса в инициации проектов по благоустройству;
реализация в муниципальных образованиях Красноярского края требований об обязательном закреплении за собственниками, законными владельцами (пользователями) обязанности по содержанию прилегающей территории.
1.2.1. Программа разработана на основании приоритетов государственной политики в сфере формирования современной городской среды, содержащихся в следующих документах:
государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710;
Постановлении Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года" (далее - Стратегия).
С учетом стратегической цели, приоритетов и обозначенных ключевых направлений задачами долгосрочного развития Красноярского края, на решение которых должны быть направлены усилия Правительства Красноярского края совместно со всеми заинтересованными участниками реализации Стратегии, в рассматриваемой перспективе являются:
в направлении социального развития:
создание комфортных и отвечающих современным требованиям условий жизни населения на основе высокого качества формирования удобной и эстетичной городской среды.
Приоритетом государственной политики в сфере формирования современной городской среды является создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.
Повышение комфортности городской среды выражается в повышении индекса качества городской среды в городах и сокращении количества городов с неблагоприятной средой в два раза.
Индекс качества городской среды (далее - индекс города) рассчитывается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации исходя из базового значения индекса 2019 года в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 N 510-р (далее - Методика N 510-р). Расчет индекса города осуществляется на основании перечня значений 47 индикаторов, характеризующих совокупность аспектов функционирования муниципального образования (наличие аварийного жилья, обеспеченность централизованными коммунальными услугами, доступность дошкольного образования, уровень развития социально-культурной сферы и т.д.). Одним из мероприятий, позволяющих улучшить показатель по индексу города, является реализация проектов Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - проекты по Всероссийскому конкурсу). Так, начиная с 2019 года повышены индексы городов, успешно реализующих проекты по Всероссийскому конкурсу: г. Енисейск, г. Назарово, г. Заозерный, г. Канск, г. Бородино, г. Кодинск, Ужур, г. Сосновоборск, г. Железногорск, г. Дивногорск. Цифровые показатели роста индекса городов определяются паспортом национального проекта "Жилье и городская среда" с разбивкой по годам;
сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза - понятия "благоприятная", "неблагоприятная" среда даны в методике определения индекса качества городской среды согласно Методике N 510-р. При этом городская среда будет оцениваться как неблагоприятная в случае, если значение индекса качества городской среды соответствующего города будет ниже 50% от максимального значения, которое может набрать город в соответствии с методикой. В целях сокращения количества городов с неблагоприятной средой в два раза в приоритетном порядке распределение средств федерального бюджета, предоставляемых в рамках выделения субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству, осуществляется в отношении городов;
создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды - основным механизмом прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды будет являться рейтинговое голосование граждан (далее - рейтинговое голосование), в ходе которого жители определяют, какие объекты необходимо будет благоустроить в первоочередном порядке и включить в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, и которое станет постоянной ежегодной процедурой. В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, на территории Красноярского края ежегодно проходит рейтинговое голосование по отбору общественных пространств, планируемых к благоустройству в очередном году. Процедура проведения рейтингового голосования на территории Красноярского края установлена Порядком проведения рейтингового голосования, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 29.01.2019 N 35-п (далее - Постановление Правительства N 35-п). Граждане посредством единой федеральной платформы получают право участвовать в рейтинговом голосовании с 14 лет по выбору территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". Продолжится внедрение Целевой модели вовлечения граждан в принятие решений вопросов развития городской среды;