(с изменениями на 6 августа 2024 года)
(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 08.02.2024 N 33-пп, от 27.02.2024 N 85-пп, от 06.06.2024 N 241-пп, от 23.07.2024 N 305-пп, от 06.08.2024 N 321-пп)
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.08.2023 N 355-пп "Об утверждении перечня государственных программ Еврейской автономной области, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и с постановлением правительства Еврейской автономной области от 07.09.2023 N 370-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации государственных программ Еврейской автономной области и проведения оценки эффективности их реализации" правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы.
2. Признать утратившими силу следующие постановления правительства Еврейской автономной области:
- от 02.11.2023 N 447-пп "О внесении изменений в государственную программу Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2023 - 2025 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.01.2023 N 43-пп".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Вице-губернатор области - первый заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2024 - 2028 ГОДЫ
(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 08.02.2024 N 33-пп, от 27.02.2024 N 85-пп, от 06.06.2024 N 241-пп, от 23.07.2024 N 305-пп, от 06.08.2024 N 321-пп)
Функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью обеспечивается на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Еврейской автономной области (далее - область), формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций, создающих условия в рамках своих полномочий для формирования и развития данной системы и предпринимающих необходимые для этого меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера.
В настоящее время отмечается рост показателей инвалидности населения и осознание особой важности связанных с этим социальных проблем и необходимости реализации новых путей их решения.
По состоянию на 01.09.2023 численность инвалидов в области составляет 11312 человек, в том числе численность детей-инвалидов - 729 человек.
Среди заболеваний, ставших причиной инвалидности у взрослых граждан, преобладают болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, злокачественные новообразования, психические расстройства.
Определяющими в формировании инвалидности у детей являются три основных класса болезней: психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.
Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) является одной из важнейших задач, затрагивающих права и интересы более 12 тыс. человек, проживающих на территории области.
В настоящее время в области наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги, и сформировавшимися потребностями для эффективной реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Реабилитационные услуги инвалидам необходимо оказывать посредством проведения реабилитационных мероприятий в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования, службы занятости, физической культуры и спорта в соответствии с положениями законодательства, организационно-методическими рекомендациями и финансово-экономическими механизмами в соответствующих сферах.
Основополагающим направлением комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью является медицинская реабилитация, которая осуществляется в три этапа.
При этом к третьему этапу объем медицинской реабилитации в комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, особенно имеющих низкий потенциал восстановления нарушений функций организма, несколько снижается и большее значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей лиц с инвалидностью в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
Важнейшим показателем социальной адаптации лиц с инвалидностью является их трудоустройство и занятость. Система профессиональной реабилитации включает анализ рынка труда и наиболее востребованных на нем профессий, подготовку организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к обучению по данным профессиям, профессиональную ориентацию обучающихся и организацию их качественного, доступного профессионального образования с последующим трудоустройством.
Вопросы сопровождения при содействии занятости инвалидов, включенные в статью 13.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и подзаконные акты, требуют развития альтернативных механизмов их реализации с активным включением в данные вопросы социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), общественных объединений инвалидов, а также волонтерского (добровольческого) движения.
Профессиональная реабилитация детей-инвалидов и взрослых лиц с инвалидностью с детства тесно связана с вопросами их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации, построения образовательного маршрута.
Значимую роль в комплексной реабилитации и абилитации детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей с инвалидностью, играет ранняя помощь - комплекс услуг, предоставляемых детям от рождения до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, с целью комплексной профилактики формирования или утяжеления детской инвалидности.
Ранняя помощь детям и их семьям должна войти в формируемую систему комплексной реабилитации и абилитации и стать начальным звеном, способствующим раннему выявлению нарушенных функций организма детей и последующей рациональной маршрутизации детей с ограничениями жизнедеятельности, и в конечном итоге способствовать профилактике инвалидизации детей.
Осуществление реабилитации и абилитации инвалидов методами культуры и искусства способствует интеграции лиц с инвалидностью в общество за счет расширения их социокультурных компетенций, развития творческого потенциала и возможностей для творческого самовыражения и самореализации, в том числе профессиональной.
Развитие физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р, одним из основных целевых ориентиров (показателей) которой является увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения.
Значительную роль в вопросах комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью играют направления социально-средовой, социально-психологической, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации. Мероприятия по данным направлениям осуществляются преимущественно в учреждениях социального обслуживания населения.
Все вышеизложенное обуславливает необходимость реализации на территории области программных мероприятий, обеспечивающих создание безбарьерной среды и формирование системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2024 - 2028 годы (далее - Госпрограмма) определены исходя из Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии социально-экономического развития области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства области от 15.11.2018 N 419-пп, и Плана мероприятий области по реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденного распоряжением правительства области от 12.07.2019 N 248-рп.
К приоритетным направлениям области в сфере реализации Госпрограммы, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, отнесены в том числе:
- обеспечение устойчивого естественного роста численности населения;
- повышение благосостояния и снижение бедности;
- повышение результативности и эффективности социальной помощи и социального обслуживания, в том числе посредством внедрения новых форм социального обслуживания населения, создания новых служб и форм социального обслуживания;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений;
- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для инвалидов и семей с детьми-инвалидами.
Целью государственной политики области в сфере реализации Госпрограммы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов (наравне с другими) к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Исходя из системы приоритетов органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, определена цель Госпрограммы - повышение качества жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Для достижения цели Госпрограммы предстоит обеспечить решение следующих задач:
1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области.
2. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в области.
3. Формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
4. Обеспечение равного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.