На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Культура Саратовской области", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 642-П, согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Вице-губернатор Саратовской области -
руководитель аппарата Губернатора Саратовской области
И.И.ПИВОВАРОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КУЛЬТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Изложить государственную программу Саратовской области "Культура Саратовской области" в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КУЛЬТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Стратегические приоритеты государственной программы Саратовской области "Культура Саратовской области"
I. Оценка текущего состояния сферы культуры области
Культура в Саратовской области является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности региона.
Государственная культурная политика в области с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры в области. Достижение указанных целей обеспечивалось за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам культурной политики в регионе и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, фонды культурного развития, проектные офисы.
Посещаемость мероприятий организаций культуры области в 2022 году составила 28,0 млн посещений.
К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики региона и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры области до 67,8 млн посещений или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.
В 2022 году отрасль культуры области включала 1995 государственных и муниципальных учреждений культуры, в которых работало более 11,3 тыс. человек.
В период с 2014 по 2022 годы вырос консолидированный бюджет сферы культуры области. В абсолютных значениях расходы на культуру в регионе увеличились за рассматриваемый период более чем в 1,47 раза - с 4865,3 млн рублей в 2014 году до 8303,2 млн рублей в 2022 году. В расчете на душу населения расходы на культуру возросли с 1948,8 рубля в 2014 году до 3399,3 рубля в 2022 году.
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий.
В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - портал культурного наследия, традиций народов России "Культура.РФ", ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.
Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры области перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры области в 2021 году составило 2,8 млн единиц, превысив при этом уровень 2020 года в 2,9 раза.
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, проживающих на территории области, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры области. Прогнозируется, что в 2030 году число обращений к цифровым ресурсам возрастет более чем в 2,7 раза по сравнению с 2021 годом и составит около 7,9 млн единиц.
Ожидается развитие сектора креативных индустрий и творческого (креативного) предпринимательства, которые играют ключевую роль в современном экономическом развитии области, в том числе с учетом использования цифровых коммуникационных технологий на другом качественном уровне.
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры в регионе остаются нерешенными, в их числе:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах культурной политики в области;
значительное количество памятников истории и культуры на территории области, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
недостаточный уровень обеспеченности населения в области организациями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений области;
здания муниципальных учреждений культуры области имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры области;
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры области, а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;
отсутствие индексации объемов государственной поддержки отечественного кинопроизводства, что негативно отражается на количестве новых проектов.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития региона.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Саратовской области "Культура Саратовской области"
Система целеполагания и задачи государственной программы Саратовской области "Культура Саратовской области" (далее - Программа) сформированы с учетом национальных целей развития региона на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития области на период до 2030 года "Возможности для самореализации и развития талантов".
При формировании целей и показателей Программы учитывались положения документов стратегического планирования, в том числе Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П, Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317.
Определены приоритеты Программы.
Цель 1: число посещений культурных мероприятий.
Для достижения цели планируется осуществить:
решение ключевых задач по повышению привлекательности и популярности культурных мероприятий, в том числе среди молодежи, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия, которые реализуются в рамках следующих направлений:
развитие инфраструктуры культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы учреждений культуры, реставрацию и сохранение исторических объектов, создание культурно-образовательных и музейных комплексов;
повышение привлекательности культуры, в том числе создание качественного контента за счет:
поддержку творческих проектов, повышение конкурентоспособности организаций культуры;
привлечение детей и молодежи к изучению классических произведений культуры, формирование привычки к регулярному посещению культурных мероприятий (в том числе путем реализации проекта "Пушкинская карта", направленного на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет);
использование новых технологий для сохранения и развития культурного наследия, а также его адаптации к современным реалиям (создание виртуальных концертных залов, мультимедиа-гидов, оцифровка фильмов);
кадровое обеспечение сферы культуры путем реализации мер по поддержке сельских учреждений культуры и их работников, перехода на отраслевую систему оплату труда в сфере культуры, создания условий для повышения квалификации в сфере культуры на базе создаваемых Центров непрерывного образования и повышения квалификации.
Цель 2: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Для достижения цели планируется осуществить:
сохранение исторических и национально-культурных традиций, включающее меры по поддержке творческих инициатив граждан, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, творческих проектов в области музыкального, театрального, изобразительного и циркового искусства;
воспитание на основе исторических и национально-культурных традиций путем реализации гражданско-патриотических, военно-исторических и культурно-познавательных мероприятий, поддержки, в том числе финансовой (гранты, субсидии, стипендии), дополнительных возможностей для творческого развития, самореализации и продвижения талантливой молодежи и работников в сфере культуры.
Цель 3: увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций.
Для достижения цели планируется осуществить: