ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2023 года N 606-П


О внесении изменения в Постановление Правительства Астраханской области от 23.12.2022 N 685-П



В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 23.12.2022 N 685-П "О государственной программе "Развитие транспортной системы Астраханской области" изменение, изложив государственную программу "Развитие транспортной системы Астраханской области", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.


2. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Астраханской области
от 20 октября 2023 г. N 606-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"



I. Стратегические приоритеты государственной программы "Развитие транспортной системы Астраханской области"



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Развитие транспортной системы Астраханской области"


Государственная программа "Развитие транспортной системы Астраханской области" (далее - государственная программа) разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Астраханской области на период до 2030 года и в целях создания условий для сохранения социальной стабильности, развития экономики путем удовлетворения спроса и обеспечения доступности пассажирских перевозок всеми видами транспорта, в том числе безопасности дорожного движения.


В Астраханской области предприятиями всех видов транспорта в 2022 году перевезено 13066,8 тыс. тонн грузов (рост к 2021 году - 107,1 процента). Грузооборот составил 21457,1 млн тонно-километров (рост к 2021 году - 104,7 процента). Предприятиями автомобильного транспорта и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами), осуществляющими коммерческие грузовые перевозки, перевезено 2817,1 тыс. тонн грузов (рост к 2021 году - 113,8 процента). Всеми видами транспорта за 2022 год перевезено 37767,4 тыс. человек, пассажирооборот составил 1535,9 млн пассажиро-километров.


Статистические данные указывают на важное значение развития транспортной системы в экономическом росте Астраханской области.


Развитие человеческого потенциала, улучшение условий жизни граждан, проживающих на территории Астраханской области, и качества социальной среды требуют качественно нового уровня обеспечения общей транспортной подвижности населения и, в частности, мобильности трудовых ресурсов.


По итогам Дней Астраханской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.06.2021 N 272-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области" предусмотрены рекомендации, в том числе по развитию общественного транспорта в Астраханской области.


Во исполнение данной рекомендации Правительством Астраханской области проводятся мероприятия по реформированию пассажирского транспорта общего пользования (далее - транспортная реформа) с учетом целей и задач, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.


В основу транспортной реформы заложены документы транспортного планирования Астраханской области и Астраханской городской агломерации, разработанные федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" по итогам выполнения научно-исследовательской работы. В документы транспортного планирования входит Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Астраханской области, включая Астраханскую городскую агломерацию, и Комплексная схема организации дорожного движения Астраханской агломерации.


В целях проведения в регионе транспортной реформы принят Закон Астраханской области от 04.07.2022 N 43/2022-ОЗ "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Астрахань" и органами государственной власти Астраханской области", который вступил в силу с 1 января 2023 года.


За прошедший период 2021 - 2023 годов:


- создана нормативно-правовая база для эффективной реализации транспортной реформы;


- создано государственное казенное учреждение Астраханской области "Организатор перевозок Астраханской области", которое заключило долгосрочные государственные контракты (брутто-контракты) с перевозчиком на обслуживание 26 маршрутов;


- внедрена единая система управления общественным транспортом на территории Астраханской области;


- организованы магистральные маршруты, на которых работают автобусы большой вместимости с режимом работы с 06:00 до 24:00 с предоставлением пассажирам возможности безналичной оплаты проезда, кондиционированием воздуха, объявлением остановок, а также возможностью отслеживать движение автобусов в онлайн-режиме;


- регион принял участие в федеральных проектах по обновлению парка автобусов (в 2022 году в рамках федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Безопасные качественные дороги" приобретено 94 единицы автобусов большого класса; в 2023 году в рамках реализации инвестиционного проекта "Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг" Министерством транспорта Российской Федерации одобрена заявка региона на приобретение автобусов среднего класса в количестве 225 единиц).


В настоящее время в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Астраханской области значится 118 маршрутов, в том числе 13 межмуниципальных маршрутов оптимизированной сети.


С целью актуализации реестра межмуниципальных маршрутов на территории Астраханской области и с учетом документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Астрахань" на 2022 - 2026 годы изменены виды перевозок на регулярных маршрутах межмуниципального сообщения с регулируемого тарифа на нерегулируемый тариф. Проводятся открытые конкурсы на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области, в результате которых победителям выдается свидетельство и карты маршрута сроком на 5 лет. Финансирование данных перевозок не требует выделения финансовых средств из бюджета Астраханской области в 2022 - 2027 годах. В период 2020 - 2023 годов проведено 8 открытых конкурсов, выдано 38 свидетельств для обслуживания регулярных маршрутов.


С учетом развития каспийской части международного транспортного коридора "Север - Юг" ожидается рост пассажиропотока и грузоперевозок через транспортно-логистические узлы Астраханской области, в том числе через международный аэропорт Астрахань имени Б.М. Кустодиева (Нариманово) (далее - аэропорт Астрахань), который является одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры как Астраханской области, так и Каспийского региона.


За последние годы наблюдается развитие пассажирских перевозок воздушным транспортом, в том числе по направлениям, субсидируемым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети". С авиакомпаниями "Азимут", "ЮТэйр", "ЮВТ АЭРО", "Ред Вингс", "Авиакомпания "Икар" ежегодно заключаются соглашения о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии на осуществление авиарейсов на территории Российской Федерации воздушными судами в салонах экономического класса с территории Астраханской области и (или) на территорию Астраханской области.


В 2022 году выполнено 314 парных рейсов и перевезено более 22 тысяч пассажиров по софинансируемым маршрутам в прямом и обратном направлениях: г. Казань, г. Пермь, г. Минеральные воды, г. Самара, г. Нижний Новгород, г. Тюмень, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Сочи, г. Челябинск.


Правительство Астраханской области проводит активную работу по развитию внешнеэкономических связей региона с Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан, что в свою очередь окажет влияние на развитие авиасообщения с этими странами. С каждым годом Астраханская область все стремительнее развивает внутренний туризм, в частности охоту и рыбалку.


Расширение маршрутной сети авиаперевозок будет способствовать социально-экономическому развитию и туристской привлекательности Астраханской области.


Сдерживающим фактором дальнейшего развития авиаперевозок является необходимость реконструкции покрытий (искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов) аэродрома для обеспечения безопасного и бесперебойного авиасообщения.


Реализация мероприятия "Реконструкция аэродрома Астрахань (Нариманово)", по информации Министерства транспорта Российской Федерации, предусмотрена перечнем объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящим в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2023 N 267-р, в 2026 - 2027 годах.


С целью развития инфраструктуры аэропорта Астрахань АО "Аэропорт Астрахань" в свою очередь планирует реализацию мероприятия по строительству нового терминала внутренних воздушных линий.


Для увеличения пассажиропотока и обеспечения комфортного прохождения процедуры таможенного контроля гражданами иностранных государств в аэропорту Астрахань рассматривается вопрос использования существующего аэровокзала в качестве международного терминала, что потребует проведения реконструкции воздушного грузопассажирского постоянного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.


С территории Астраханской области осуществляются железнодорожные перевозки в пригородном и межсубъектовом сообщениях. Организация перевозок пассажиров и багажа поездами дальнего следования в Российской Федерации, в том числе по территории Астраханской области, осуществляется акционерным обществом "Федеральная пассажирская компания". С железнодорожного вокзала Астрахань-1 сегодня можно уехать в разные города Российской Федерации и другие страны. Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" выполняет рейсы из г. Астрахани в Москву, Санкт-Петербург, г. Волгоград, г. Адлер, г. Атырау, г. Казань, г. Грозный, г. Саратов, г. Нижневартовск и другие города.


В пригородном сообщении транспортное обслуживание населения Астраханской области с 01.04.2011 и по настоящее время осуществляет акционерное общество "Волгоградтранспригород" (без сокращения пригородных железнодорожных маршрутов по утвержденному тарифу).


Перевозка пассажиров осуществляется по следующим направлениям: Кутум - Газоперерабатывающий завод - Кутум, Газоперерабатывающий завод - Кутум, Астрахань-2 - Кутум, Кутум - Дельта - Кутум, Кутум - Аксарайская-2 - Кутум, Астрахань-2 - Астрахань-1 - Астрахань-2, Астрахань-2 - Олейниково - Астрахань-2, Кутум - Астрахань-2, Астрахань-1 - Астрахань-2 - Астрахань-1.


Ежегодно осуществляется транспортное обслуживание населения по государственным контрактам на оказание услуг населению по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом общего пользования в навигационный период по пригородным маршрутам "Астрахань - Яманцуг - Астрахань" и "Астрахань - Пионерлагеря - Астрахань".


Обществом с ограниченной ответственностью "АстраханьПассажирСервис" для организации пассажирских перевозок внутренним водным транспортом на территории Астраханской области приобретены три пассажирских судна проекта 23020А "Астраханец".


На территории Астраханской области для организации пассажирских перевозок населения используются причалы 17-й пристани, расположенные на главной набережной города Астрахани от ул. Лейтенанта Шмидта до проспекта Губернатора Анатолия Гужвина. Причалы 17-й пристани также используются для стоянки туристических теплоходов.


Для развития внутреннего круизного туризма необходимо проведение работ по обустройству и обеспечению безопасного швартования к причалам 17-й пристани, переданным из федеральной собственности в собственность Астраханской области. В настоящее время указанные причалы 17-й пристани переданы в хозяйственное ведение общества с ограниченной ответственностью "АстраханьПассажирСервис".


Перевозки пассажиров и их багажа легковым такси организуются на основании разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Астраханской области.


Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, на пять лет при условии соответствия претендента требованиям законодательства.


Оказание государственной услуги "Выдача и переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Астраханской области" осуществляется министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области. В целях доступности получения населением Астраханской области указанной государственной услуги между министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и автономным учреждением Астраханской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заключено соответствующее соглашение о взаимодействии.


Несмотря на принимаемые в последние годы в транспортной отрасли активные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, существенной проблемой продолжает оставаться дорожно-транспортный травматизм.


По оценкам экспертов, ежегодные потери от дорожно-транспортных происшествий достигают 8% валового внутреннего продукта. Все это значительно снижает качество жизни и мобильность трудовых ресурсов в стране.


В Астраханской области с 2019 года реализуется региональный проект "Безопасность дорожного движения по Астраханской области" национального проекта "Безопасные качественные дороги".


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»