ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2022 года N 685-П


О государственной программе "Развитие транспортной системы Астраханской области"

(с изменениями на 22 марта 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 06.09.2023 N 504-П, от 20.10.2023 N 606-П, от 22.03.2024 N 163-П)



В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 08.11.2022 N 542-П "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие транспортной системы Астраханской области".


2. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 23 декабря 2022 г. N 685-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 20.10.2023 N 606-П, от 22.03.2024 N 163-П)


I. Стратегические приоритеты государственной программы "Развитие транспортной системы Астраханской области"


1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Развитие транспортной системы Астраханской области"


Государственная программа "Развитие транспортной системы Астраханской области" (далее - государственная программа) разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Астраханской области на период до 2030 года и в целях создания условий для сохранения социальной стабильности, развития экономики путем удовлетворения спроса и обеспечения доступности пассажирских перевозок всеми видами транспорта, в том числе безопасности дорожного движения.


В Астраханской области предприятиями всех видов транспорта в 2022 году перевезено 13066,8 тыс. тонн грузов (рост к 2021 году - 107,1 процента). Грузооборот составил 21457,1 млн тонно-километров (рост к 2021 году - 104,7 процента). Предприятиями автомобильного транспорта и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами), осуществляющими коммерческие грузовые перевозки, перевезено 2817,1 тыс. тонн грузов (рост к 2021 году - 113,8 процента). Всеми видами транспорта за 2022 год перевезено 37767,4 тыс. человек, пассажирооборот составил 1535,9 млн пассажиро-километров.


Статистические данные указывают на важное значение развития транспортной системы в экономическом росте Астраханской области.


Развитие человеческого потенциала, улучшение условий жизни граждан, проживающих на территории Астраханской области, и качества социальной среды требуют качественно нового уровня обеспечения общей транспортной подвижности населения и, в частности, мобильности трудовых ресурсов.


По итогам Дней Астраханской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.06.2021 N 272-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области" предусмотрены рекомендации, в том числе по развитию общественного транспорта в Астраханской области.


Во исполнение данной рекомендации Правительством Астраханской области проводятся мероприятия по реформированию пассажирского транспорта общего пользования (далее - транспортная реформа) с учетом целей и задач, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.


В основу транспортной реформы заложены документы транспортного планирования Астраханской области и Астраханской городской агломерации, разработанные федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" по итогам выполнения научно-исследовательской работы. В документы транспортного планирования входит Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Астраханской области, включая Астраханскую городскую агломерацию, и Комплексная схема организации дорожного движения Астраханской агломерации.


В целях проведения в регионе транспортной реформы принят Закон Астраханской области от 04.07.2022 N 43/2022-ОЗ "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Астрахань" и органами государственной власти Астраханской области", который вступил в силу с 1 января 2023 года.


За прошедший период 2021 - 2023 годов:


- создана нормативно-правовая база для эффективной реализации транспортной реформы;


- создано государственное казенное учреждение Астраханской области "Организатор перевозок Астраханской области", которое заключило долгосрочные государственные контракты (брутто-контракты) с перевозчиком на обслуживание 26 маршрутов;


- внедрена единая система управления общественным транспортом на территории Астраханской области;


- организованы магистральные маршруты, на которых работают автобусы большой вместимости с режимом работы с 06:00 до 24:00 с предоставлением пассажирам возможности безналичной оплаты проезда, кондиционированием воздуха, объявлением остановок, а также возможностью отслеживать движение автобусов в онлайн-режиме;


- регион принял участие в федеральных проектах по обновлению парка автобусов (в 2022 году в рамках федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Безопасные качественные дороги" приобретено 94 единицы автобусов большого класса; в 2023 году в рамках реализации инвестиционного проекта "Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг" Министерством транспорта Российской Федерации одобрена заявка региона на приобретение автобусов среднего класса в количестве 225 единиц).


В настоящее время в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Астраханской области значится 118 маршрутов, в том числе 13 межмуниципальных маршрутов оптимизированной сети.


С целью актуализации реестра межмуниципальных маршрутов на территории Астраханской области и с учетом документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "Город Астрахань" на 2022 - 2026 годы изменены виды перевозок на регулярных маршрутах межмуниципального сообщения с регулируемого тарифа на нерегулируемый тариф. Проводятся открытые конкурсы на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области, в результате которых победителям выдается свидетельство и карты маршрута сроком на 5 лет. Финансирование данных перевозок не требует выделения финансовых средств из бюджета Астраханской области в 2022 - 2027 годах. В период 2020 - 2023 годов проведено 8 открытых конкурсов, выдано 38 свидетельств для обслуживания регулярных маршрутов.


В соответствии с частью 4.1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступившей в силу с 01.03.2024, установлено, что нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона устанавливается порядок подготовки и реализации региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения.


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 163-П)


В связи с изменениями федерального законодательства планируется разработка регионального стандарта транспортного обслуживания населения и регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения, а также документа планирования регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ город Астрахань".


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 163-П)


Указанные документы предусматривают дальнейшее развитие регулярных перевозок автомобильным транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования, а также проведение обследования транспортной системы Астраханской области в межмуниципальном сообщении.


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 163-П)


Для населенных пунктов, находящихся вне зоны транспортного обслуживания, из-за их удаленности от трасс следования основных маршрутов планируется организовать социальные перевозки во взаимодействии с муниципальными образованиями Астраханской области.


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 163-П)


В настоящее время министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области проводятся процедуры в соответствии с законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг в части финансового обеспечения мероприятий по разработке регионального стандарта транспортного обслуживания населения, регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения, документа планирования регулярных перевозок на территории муниципального образования "Городской округ город Астрахань".


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 163-П)


С учетом развития каспийской части международного транспортного коридора "Север - Юг" ожидается рост пассажиропотока и грузоперевозок через транспортно-логистические узлы Астраханской области, в том числе через международный аэропорт Астрахань имени Б.М. Кустодиева (Нариманово) (далее - аэропорт Астрахань), который является одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры как Астраханской области, так и Каспийского региона.


За последние годы наблюдается развитие пассажирских перевозок воздушным транспортом, в том числе по направлениям, субсидируемым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети". С авиакомпаниями "Азимут", "ЮТэйр", "ЮВТ АЭРО", "Ред Вингс", "Авиакомпания "Икар" ежегодно заключаются соглашения о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии на осуществление авиарейсов на территории Российской Федерации воздушными судами в салонах экономического класса с территории Астраханской области и (или) на территорию Астраханской области.


В 2022 году выполнено 314 парных рейсов и перевезено более 22 тысяч пассажиров по софинансируемым маршрутам в прямом и обратном направлениях: г. Казань, г. Пермь, г. Минеральные воды, г. Самара, г. Нижний Новгород, г. Тюмень, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Сочи, г. Челябинск.


Правительство Астраханской области проводит активную работу по развитию внешнеэкономических связей региона с Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан, что в свою очередь окажет влияние на развитие авиасообщения с этими странами. С каждым годом Астраханская область все стремительнее развивает внутренний туризм, в частности охоту и рыбалку.


Расширение маршрутной сети авиаперевозок будет способствовать социально-экономическому развитию и туристской привлекательности Астраханской области.


Сдерживающим фактором дальнейшего развития авиаперевозок является необходимость реконструкции покрытий (искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов) аэродрома для обеспечения безопасного и бесперебойного авиасообщения.


Реализация мероприятия "Реконструкция аэродрома Астрахань (Нариманово)", по информации Министерства транспорта Российской Федерации, предусмотрена перечнем объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящим в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2023 N 267-р, в 2026 - 2027 годах.


В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 6 сентября 2022 года, от 30.10.2022 N Пр-2069ГС необходимо обеспечить развитие речных пассажирских перевозок на территории Астраханской области.


(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 163-П)


В Астраханской области достаточно хорошо развит сегмент речного круизного сообщения. Так, г. Астрахань является конечным пунктом многих волжских речных круизов либо портом захода по маршрутам движения круизных судов. Основная география круизов: Москва, Санкт-Петербург, г. Пермь, г. Самара, г. Казань, г. Нижний Новгород, г. Саратов, г. Ярославль, г. Волгоград. В навигацию 2022 года осуществлено около 80 заходов теплоходов в морской порт Астрахань, в 2023 году - 105 заходов.


(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 163-П)


Астраханская область занимает стратегическое положение в Каспийском регионе. Это определяет перспективность и необходимость развития в регионе круизного направления туризма, которое определено Транспортной стратегией Российской Федерации с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»