ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2023 года N 585-П


О государственной программе "Молодежь Астраханской области"

(с изменениями на 20 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 162-П, от 20.06.2024 N 407-П)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Молодежь Астраханской области".


2. Признать утратившими силу Постановления Правительства Астраханской области:


- Постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П "О государственной программе "Молодежь Астраханской области";


- Постановление Правительства Астраханской области от 18.04.2022 N 169-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П";


- Постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 483-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П";


- Постановление Правительства Астраханской области от 23.12.2022 N 703-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П";


- Постановление Правительства Астраханской области от 16.05.2023 N 268-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П";


- Постановление Правительства Астраханской области от 18.08.2023 N 471-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П".


3. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 5 октября 2023 г. N 585-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 22.03.2024 N 162-П, от 20.06.2024 N 407-П)




I. Стратегические приоритеты государственной программы "Молодежь Астраханской области"



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Молодежь Астраханской области"


Государственная молодежная политика - система приоритетов, решений и действий государства, направленных на создание условий и расширение возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности, национальной безопасности страны.


Система молодежной политики реализуется федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области при участии молодежных общественных объединений и иных общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.


В структуре агентства по делам молодежи Астраханской области как исполнительного органа Астраханской области в целях непосредственного взаимодействия с молодежью и реализации мероприятий в сфере молодежной политики действует государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция молодежных программ и проектов" и государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Центр профессиональных компетенций молодежи".


Государственная программа "Молодежь Астраханской области" (далее - государственная программа) ориентирована преимущественно на жителей Астраханской области в возрасте от 14 до 35 лет (включительно), в том числе на молодежь, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации.


По состоянию на декабрь 2022 года численность проживающей на территории Астраханской области молодежи составляет 265,3 тыс. человек.


Молодежная политика Астраханской области ведется по двум основным направлениям: содействие развитию самореализации молодежи Астраханской области, поддержка некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества.


Государственная программа определяет содержание и основные пути развития молодежной политики на территории Астраханской области и направлена на дальнейшее формирование сознания молодежи как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.


Современная модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась с начала 90-х годов. За это время были определены не только основные направления и механизмы реализации государственной молодежной политики, но и ее внутренние законы, система построения пути развития, методы оценки эффективности, которые не являются устоявшимися и пока не имеют единых общепризнанных стандартов, правил, традиций.


Приоритетные задачи государственной молодежной политики потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социально-культурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.


В ходе социально-экономических преобразований последних десятилетий жизненные ценности, являющиеся приоритетными для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования. Заметно снизилось воспитательное воздействие на молодежь культуры, искусства и образования. Во многом утратили свои позиции средства массовой информации в части продвижения инструмента духовно-культурной политики государства.


Рост асоциальных проявлений и правонарушений среди молодежи обостряет социальную напряженность в обществе, создает угрозу развитию гражданского общества.


В связи с ростом социальной активности молодых граждан остро встал вопрос о поддержке молодежных общественных организаций и объединений, целью деятельности которых является привлечение внимания к интересам и проблемам молодежи.


Создание и поддержка молодежных организаций и движений позволяет выявить ценностные ориентации молодежи и использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению проблем как в самих молодежных общественных организациях, так и в построении молодежью будущего всего общества. В Астраханской области официально зарегистрировано более 30 молодежных общественных организаций и объединений социальной, творческой, спортивной, научной и общественной направленности. В настоящее время данные организации пользуются государственной поддержкой в большинстве случаев только в рамках решения организационных вопросов, однако выполняемая ими работа требует также и финансовой поддержки.


Развитие потенциала молодежи напрямую связано с созданием условий для раскрытия талантов и способностей каждого молодого человека. Поддержка талантливой молодежи занимает по результатам количественного опроса второе место среди наиболее востребованных мер государственной поддержки у молодежи Астраханской области. Качественные исследования среди молодежи и экспертов указывают на необходимость расширения перечня мероприятий, включающих в себя понятие "талант". Сложилось понимание работы с талантливой молодежью в системе основного и дополнительного образования по таким направлениям, как музыка, танцы, изобразительное искусство, спорт, наука. Необходимо искать таланты не в какой-либо сфере деятельности, а в каждом молодом человеке, давать возможность показать свои способности. В связи с этим в рамках государственной программы будет реализована поддержка молодежных движений, адресная поддержка талантливой молодежи, а также организовано доступное неформальное образование для молодежи.


Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, может стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать системное влияние на социально-экономическое развитие страны, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов, росту пенсионной нагрузки. В связи с этим стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности - гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.


Для развития и самореализации детей и молодежи с февраля 2023 года создано и активно развивается региональное отделение Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" Астраханской области.


Для поддержания творческой молодежи ежегодно проводится областной фестиваль студенческого творчества "Студенческая весна", в котором принимают участие студенты высших образовательных организаций и учреждений среднего профессионального образования.


В рамках VI Каспийского саммита принято решение о создании в целях осуществления молодежных обменов между Российской Федерацией и странами Прикаспия Центра молодежного туризма и международного сотрудничества в Астраханской области.


Кроме того, на территории Астраханской области ежегодно проводятся мероприятия, направленные на сохранение культурных и национальных традиций среди молодежи, популяризацию культуры безопасности и профилактику асоциальных явлений среди подростков и молодежи и воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку.


На постоянной основе ведется работа по проведению обучающих мероприятий, семинаров и стратегических сессий для организаторов работы с молодежью (сотрудников и преподавателей образовательных организаций региона, государственных и муниципальных служащих, в чьи полномочия входят вопросы реализации государственной молодежной политики, сотрудников подведомственных учреждений, работающих с молодежью).


Вместе с тем существует необходимость совершенствования системы выявления, воспитания и самореализации молодежных лидеров, формирования равных стартовых возможностей для развития различных категорий молодежных групп.


В рамках направлений молодежной политики острой остается проблема создания условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе в части развития инфраструктуры молодежной политики не только в городах региона, но и в небольших поселках.


С 2021 года на территории Астраханской области реализуется мероприятие по оказанию государственной поддержки на конкурсной основе некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества.


Оказание государственной поддержки на конкурсной основе некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, включает в себя предоставление субсидий (грантов в виде субсидий) некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.


За последние годы роль третьего сектора в жизни российского общества многократно возросла, о чем свидетельствует беспрецедентный рост гражданского участия в деятельности некоммерческих неправительственных организаций. Благодаря росту общественного доверия к деятельности некоммерческого сектора сегодня некоммерческие неправительственные организации являются важнейшим участником общественных отношений, а их проблемы и вопросы развития стали значимой частью повестки органов государственной власти.


В условиях новых вызовов, ставших непосредственной угрозой национальной безопасности, в общем числе положительных характеристик некоммерческих неправительственных организаций особо можно выделить такие характеристики, как сопричастность, справедливость, милосердие и самопожертвование.


При реализации мероприятия по повышению информационной грамотности и безопасности детей, молодежи и их родителей ведется работа, направленная на повышение правовой культуры и грамотности детей, молодежи и их родителей по проблемам информационной безопасности, способам защиты от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию.


Особо важным аспектом работы остается снижение преступлений, совершаемых несовершеннолетними впоследствии их попадания под действие противоправного контента.


Таким образом, для развития государственной молодежной политики на территории Астраханской области требуется дальнейшее решение существующих проблем в молодежной среде. Цель и задачи государственной программы направлены на решение указанных проблем.



2. Описание долгосрочных приоритетов Российской Федерации и приоритетов документов стратегического планирования Астраханской области в сфере реализации государственной программы "Молодежь Астраханской области"


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы сформированы в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Законом Астраханской области от 27.10.2021 N 104/2021-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования молодежной политики и государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Астраханской области", Постановлением Правительства Астраханской области от 30.11.2023 N 712-П "О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»