ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2023 года N 712-П


О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года

(с изменениями на 25 июля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 25.07.2024 N 477-П)



В соответствии с Законом Астраханской области от 01.03.2016 N 5/2016-ОЗ "О стратегическом планировании в Астраханской области", Постановлением Правительства Астраханской области от 22.12.2016 N 460-П "О Порядке разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Астраханской области и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года.


2. Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Закона Астраханской области "О признании утратившими силу Закона Астраханской области "О Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года" и статьи 5 Закона Астраханской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области".



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 30 ноября 2023 г. N 712-П



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 25.07.2024 N 477-П)



Раздел 1. Общие положения


В Астраханской области более 10 лет активно ведется работа по формированию целостной системы стратегического управления территорией. Регион одним из первых в Российской Федерации приступил к реализации собственной стратегии социально-экономического развития на средне и долгосрочную перспективу, которая была одобрена Правительством Российской Федерации в 2006 году.


В 2010 году Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П была утверждена Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, целью которой являлось повышение конкурентоспособности региона в масштабах страны и Каспийского макрорегиона.


В целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу, обеспечивая принцип неразрывного единства и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами, в 2020 году Законом Астраханской области от 25.12.2020 N 115/2020-ОЗ утверждена Стратегия социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (далее - Стратегия).


В основе Стратегии лежит имплементация проектного подхода. Данный подход предусматривает реализацию на территории Астраханской области направлений, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", через систему реализации на территории Астраханской области региональных составляющих национальных проектов (программ), в том числе региональных проектов (программ), представленных в рамках проектных направлений Стратегии.


Сегодня существует необходимость в пересмотре действующей Стратегии с сохранением горизонта планирования, что продиктовано проведением глубоких структурных, экономических и социальных преобразований на территории Российской Федерации и Астраханской области. Также ключевое значение приобретает необходимость учета в Стратегии ключевых целей развития, определенных на федеральном уровне, а также слабых сторон и обозначившихся перспективных возможностей развития региона, выявленных в ходе анализа исполнения за 2021 год плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года, утвержденного Распоряжением Правительства Астраханской области от 03.08.2021 N 262-Пр (далее - план мероприятий по реализации Стратегии).


Корректировка Стратегии проведена Правительством Астраханской области в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 08.11.2021 N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации", требованиями Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Астраханской области от 01.03.2016 N 5/2016-ОЗ "О стратегическом планировании в Астраханской области", а также с учетом Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.03.2017 N 132.


При корректировке Стратегии также учитывались нормативные правовые акты, указанные в приложении N 1 к Стратегии.


Скорректированная Стратегия по-прежнему основывается на проектном подходе, а также выстроена в рамках модели "проблема - решение", где решение - это комплекс инструментов, направленных на создание условий для преодоления ограничений, сдерживающих развитие региона в той или иной отрасли в долгосрочной перспективе.


Реализация данной модели в Стратегии предполагается в рамках системы целеполагания, гармонизированной с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенными в рамках Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.


Так, система целеполагания Стратегии представлена глобальной целью, а также шестью стратегическими целями, достижение которых предлагается в рамках четырех проектных инициатив, таких как "Достойная жизнь", "Регион для достойной жизни", "Новый производственный комплекс", "Пространственное развитие Астраханской области".


Реализация проектных инициатив планируется в рамках 25 проектных направлений, которые в актуализированной Стратегии получили новое содержание с учетом реалий, являющихся последствием макроэкономических изменений, произошедших в 2020 - 2022 годах вследствие сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации, а также введения в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц политических, экономических санкций. Также новое видение получило решение проблем пространственного развития региона.


Кроме того, в рамках актуализации Стратегии с целью достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года были определены новые проектные направления - "Молодежь", "Казачество и патриотическое воспитание", "Труд и социальная сфера", "Инвестиции".


Вариативность степени достижения стратегических целей в Стратегии определяется реализацией различных сценариев и выражается в соответствующих ожидаемых результатах в рамках каждого проектного направления.


Таким образом, Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.


Стратегия служит долгосрочной основой для развития взаимодействия органов государственной власти Астраханской области, населения, общественных организаций и предпринимательства, принятия управленческих решений на уровне региона, обеспечивает согласованность действий исполнительных органов Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в долгосрочной перспективе.


Стратегия является основным документом целеполагания в рамках системы стратегического планирования Астраханской области. Положения Стратегии, основанные на результатах прогнозирования, в дальнейшем конкретизируются в документах планирования и программирования.


Реализация Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии, а также в рамках государственных программ Астраханской области, содержащих комплекс мероприятий, обеспеченных ресурсами и направленных на достижение целей Стратегии.


Региональная Стратегия является базой для разработки документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований Астраханской области.



Раздел 2. Стратегический анализ социально-экономического развития Астраханской области



1. Краткая экономико-географическая характеристика Астраханской области


Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части Российской Федерации на территории Прикаспийской низменности в нижнем течении р. Волги. Общая площадь региона составляет 52,9 тыс. км2 (в том числе Черные земли - 3,9 тыс. км2) пустынь и полупустынь, степей, поймы и дельты р. Волги. Десятая часть территории - реки, ильмени, протоки, ерики.


Астраханская область входит в состав Южного федерального округа. По суше регион граничит с Республикой Казахстан, по морю - с Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан и Туркменистаном. В Российской Федерации соседями Астраханской области являются Волгоградская область и Республика Калмыкия. Схема местоположения Астраханской области в Каспийском регионе представлена на рисунке 1.





Рисунок 1. Схема местоположения Астраханской области в Каспийском регионе


Областным центром является г. Астрахань, городами областного подчинения - гг. Ахтубинск, Знаменск, Камызяк, Нариманов и Харабали.


Большая часть территории Астраханской области лежит ниже уровня Мирового океана. Абсолютная высота постепенно понижается от плюс 15 - 20 м на севере области, в районе с. Сасыколи переходит нулевой уровень, и у побережья Каспийского моря абсолютная отметка составляет минус 28 м ниже нуля Кронштадтского футштока. Самой высокой точкой является гора Большое Богдо - 149,6 м.


Территория региона лежит в зонах полупустынь и пустынь, ландшафты которых представлены засушливыми территориями с широким развитием малоплодородных и засоленных почв с массивами открытых и перевеиваемых песков со скудным, разреженным растительным покровом, обладающим низкой первичной биопродуктивностью (не более 4 - 6 т/га в год).


С полупустынными и пустынными ландшафтами резко контрастируют ландшафты Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги. Волго-Ахтубинская пойма - один из самых продуктивных районов Российской Федерации, в котором ежегодный прирост фитомассы может достигать 30 т/га в год, в пределах волжской дельты - до 50 т/га в год.


Ландшафтное своеобразие территории Астраханской области предопределило особенности системы ее расселения: в районах, приуроченных к Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги, характеризующихся наиболее благоприятными условиями для проживания и хозяйственной деятельности, сосредоточено более 60% населения.


По дельте р. Волги проложено несколько судоходных и рыбоходных каналов, крупнейшим из них является Волго-Каспийский морской судоходный канал.


Природные условия на территории Астраханской области определены как наиболее благоприятные в северной части региона и благоприятные в центральной и южной частях. Несмотря на близость к морю, климат региона резко континентальный с морозной ветреной зимой и жарким засушливым летом и большой амплитудой годовых и суточных температур. Средние температуры января от - 10°С на севере до - 6°С на юге, июля - около +25°С. Осадков - около 200 мм в год. Весной и летом веют суховеи. Продолжительность вегетационного периода (с температурой выше +5°С) - 201 - 216 дней.


Астраханская область исторически является центром Северного Прикаспия, одним из древних и богатых историческим прошлым регионов Российской Федерации.


Здесь в начале VII в. хазары основали столицу своего государства - Итиль. В XIII - XV вв. на территории современной Астраханской области располагалась столица Золотой Орды - крупнейшего средневекового государства в Евразии.


С середины XVI столетия г. Астрахань становится главным центром Русского государства в реализации политики по взаимоотношению со странами Востока. Через г. Астрахань в XVI - XVIII вв. осуществлялись торговые и дипломатические связи Российского государства с Персией, Индией, среднеазиатскими государствами.


Прямой предшественницей Астраханской области является Астраханская губерния, образованная Петром I в 1717 году.


Решение о создании Астраханской губернии было принято ввиду ее стабильной торговой и политической деятельности и направлено не только на укрепление южных форпостов Российского государства на Востоке, но и на формирование своеобразной визитной карточки страны на южном торговом пути.


Таким образом, на протяжении многих столетий территория современной Астраханской области являлась местом, куда были устремлены взоры многих народов, здесь находились столицы мировых держав древности и средневековья. Регион играл ведущую роль во внутриполитической жизни обширной территории юга Российского государства и русско-восточных связях. Все это дает основание считать Астраханскую область регионом с богатой историей, внесшим весомый вклад в укрепление позиций Российской Федерации в Каспийском регионе.


Сегодня, как и в историческом прошлом, Астраханская область - это территория юга Российской Федерации с развивающейся экономикой, значительным потенциалом и прочными дипломатическими связями.


Основу уникального природно-ресурсного потенциала Астраханского региона составляют значительные запасы углеводородов: нефти, газа и газового конденсата, разведанные на территории региона и на российской части дна Каспийского моря, а также сера, соль, бром, йод, общераспространенные полезные ископаемые (гипс, глина, пески и прочее) и пресные подземные воды, минеральные воды.


На территории региона расположено уникальное соленое озеро Баскунчак, промышленная разработка которого ведется более 100 лет. Месторождение служит главной базой добычи пищевой и технической соли в Российской Федерации. Крупное Нижне-Баскунчакское месторождение гипса является основой для производства гипса сыромолотого, гипсового камня и различных строительных смесей.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»