(с изменениями на 25 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 05.03.2024 N 89-П, от 29.03.2024 N 197-П, от 19.06.2024 N 399-П, от 25.07.2024 N 475-П)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 14.06.2024 N 213-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 25.07.2024 N 475-П)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Обеспечение общественного порядка, усиление борьбы с преступностью в Астраханской области".
2. Признать утратившими силу:
3. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, УСИЛЕНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 05.03.2024 N 89-П, от 29.03.2024 N 197-П, от 19.06.2024 N 399-П, от 25.07.2024 N 475-П)
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, государственная и общественная безопасность определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности исполнительные органы Астраханской области осуществляют:
- создание условий для безопасной жизнедеятельности населения на территории Астраханской области;
- обеспечение правопорядка и защиты интересов граждан;
- совершенствование государственной системы профилактики правонарушений;
- противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
По состоянию на 01.01.2023 уровень преступности в Астраханской области на 10 тыс. населения составил 130 преступлений. За последний год отмечено снижение массива тяжких и особо тяжких преступных посягательств на 5,4% с 3644 до 3448 преступлений. За этот же период на 26,3% сократилось число преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Снижена степень общественной опасности уличной преступности на 2,9% с 2241 до 2175 преступлений. Сократилось количество совершенных на улицах преступлений, связанных с умышленным причинением легкого вреда здоровью, изнасилованием, кражами, разбоем, вымогательством, хулиганством.
В целях предупреждения преступлений, совершаемых в общественных местах, в Астраханской области ведется работа по реализации Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка". В настоящее время народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности принимают активное участие в охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. В регионе приняты необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы участия граждан в охране общественного порядка.
В то же время необходимо проведение мероприятий по реализации мер, направленных на материальное обеспечение и стимулирование участия граждан в охране общественного порядка.
Реализация мер профилактического характера позволила сократить в 2023 году на 10,2% число преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием (с 333 до 299 преступлений). Удельный вес подростковой преступности за прошедший период 2023 года составил 3,5%, за аналогичный период 2022 года - 2,8%.
В Астраханской области реализуется комплекс организационных и практических мер, направленных на координацию усилий органов и учреждений системы профилактики в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, их трудового и бытового устройства, организации занятости, отдыха и досуга детей и подростков, на профилактику семейного неблагополучия, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними.
Следует отметить, что коренного перелома в решении вопросов борьбы с преступностью и профилактики правонарушений можно добиться лишь при использовании комплексного программно-целевого подхода, который сможет:
- привлечь к решению проблемы исполнительные органы Астраханской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и сконцентрировать необходимые ресурсы;
- сформировать нормативно-правовые основы реализации механизма запланированных мероприятий.
Однако решение этой важнейшей социальной задачи только правоохранительными методами невозможно. Требуется активное участие всех субъектов профилактики. Поэтому продолжение профилактической работы следует координировать со службами социальной защиты, здравоохранения, культуры и образования, религиозными конфессиями и иными общественными организациями.
В целом состояние оперативной обстановки остается напряженным. В связи с этим следует продолжить реализацию положительно себя зарекомендовавших мероприятий профилактической направленности, которые позволят в будущем не только сохранить достигнутые позиции, но и двигаться дальше.
К основным полномочиям исполнительных органов Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере противодействия терроризму в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" относится профилактика распространения идеологии терроризма и выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или в ведении.
Мероприятия в сфере профилактики распространения идеологии терроризма реализуются в соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденным Президентом Российской Федерации 28.12.2018 N Пр-2665.
Обеспечение антитеррористической защищенности объектов осуществляется на основании требований, разработанных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" и утвержденными Правительством Российской Федерации требованиями к объектам различных категорий.
Большую часть объектов, подлежащих антитеррористической защите, составляют объекты образования, культуры, здравоохранения и спорта, требования к которым определены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", от 11.02.2017 N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", от 13.01.2017 N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", от 06.03.2015 N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта".
В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733, в государственную программу "Обеспечение общественного порядка, усиление борьбы с преступностью в Астраханской области" (далее - государственная программа) включен комплекс процессных мероприятий "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Астраханской области".
В систему раннего выявления входят профилактические медицинские осмотры обучающихся в образовательных организациях, которые проводятся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и порядок проведения которых регламентирован Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 N 581н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ".
Одним из направлений работы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в общеобразовательных организациях Астраханской области является создание кабинетов наркопрофилактики. На базе кабинетов, оснащенных необходимым компьютерным и мультимедийным оборудованием, методической литературой, специалистами-психологами и социальными педагогами проводятся массовые мероприятия с учащимися (тренинги, коучинги и др.).
Ежегодно на постоянной основе специалисты по антинаркотической работе в организациях социального обслуживания населения реализуют мероприятия по оказанию содействия получателям социальных услуг, потребляющим наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, и членам их семей в получении консультационной помощи, а также комплекс мер по формированию мотивации на лечение от наркомании.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены с учетом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 N 733, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации от 14.11.2013 N Пр-2685, утвержденной Президентом Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344.
Таким образом, приоритетами государственной программы являются:
- комплексное повышение уровня безопасности граждан;