Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 N 159 "Об утверждении государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2019 - 2026 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2019 N 567, от 08.11.2019 N 1023, от 30.12.2019 N 1279, от 12.06.2020 N 483, от 11.12.2020 N 1117, от 09.08.2021 N 693, от 12.05.2022 N 434, от 20.10.2022 N 1115, от 05.06.2023 N 690) следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан" (далее - государственная программа).";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Определить Министерство спорта Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";
в пункте 3:
после слов "очередной финансовый год" дополнить словами "и плановый период";
слово "Программы" заменить словами "государственной программы";
государственную программу "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2019 - 2026 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан согласно приложению.
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"
Современное состояние отрасли физической культуры и спорта в Республике Татарстан является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, мероприятиями государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", итогом работы в рамках реализации государственных программ развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан до 2023 года и характеризуется следующими показателями.
По итогам 2022 года доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилась по сравнению с 2016 годом с 15,6 до 57,8 процента. Среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья данный показатель по итогам 2022 года составил 33,2 процента (расчет произведен от количества инвалидов, не имеющих противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом).
На основе календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Республики Татарстан Министерством спорта Республики Татарстан ежегодно проводится более 800 физкультурных мероприятий, в том числе среди детей и учащейся молодежи. С 2013 по 2022 год количество проводимых мероприятий увеличилось почти на 45 процентов.
За 2017 - 2022 годы в Республике Татарстан создано 55 центров и 385 мест тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Общее количество спортивных сооружений в 2022 году составило 11 651 объект, в том числе 5 118 объектов - в сельской местности и 2 890 объектов - для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Показатель единовременной пропускной способности в 2022 году увеличился на 1,1 процента и достиг 71,5 процента. Это означает, что единовременно на всех спортивных сооружениях может заниматься более 310 000 человек.
В Республике Татарстан развитие системы подготовки спортивного резерва является приоритетным направлением проводимой социальной политики.
На 1 января 2023 года в Татарстане в системе детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва работу осуществляют 160 спортивных школ (из них 27 спортивных школ имеют статус олимпийского резерва). Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани осуществлена реорганизация муниципальных спортивных школ в физкультурно-спортивные объединения (функционировало 29 муниципальных спортивных школ, в настоящее время продолжают работать 17).
В спортивных школах культивируется 79 видов спорта, из них 46 - олимпийские виды спорта; 29 - неолимпийские виды спорта; 4 вида спорта - для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статистическому отчету 5-ФК, спортивную подготовку проходят 93 824 воспитанника. Тренировочную работу с воспитанниками осуществляют 3 095 тренеров-преподавателей, из них 2 376 - штатных, 719 - совместителей.
В составы команд России по олимпийским видам спорта входят 486 спортсменов от Республики Татарстан, в составы юношеских сборных России (до 18 лет) - около 500 спортсменов по олимпийским и неолимпийским видам спорта.
В Республике Татарстан организованы и проведены на высоком уровне значимые спортивные мероприятия: всемирная летняя Универсиада 2013 года, чемпионаты мира по футболу FIFA 2018 года, водным видам спорта, по борьбе на поясах, по корэш, первые игры стран СНГ, международные соревнования "Игры дружбы" и другие. Таким образом, Республика Татарстан заявила себя сильным организатором соревнований самого высокого уровня.
В 2023 году достижения Республики Татарстан в сфере спорта были отмечены на вручении премий Sport Business Awards и SportFacilities 23 в номинациях "Спортивный регион года" и "Самый спортивный регион России".
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет (90,8 процента по итогам 2022 года). Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (25,9 процента по итогам 2022 года).
Ежегодно все более актуальной становится вопрос необходимости приведения объектов спорта в нормативное состояние.
Необходимо стимулировать развитие инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в данной сфере.
Государство принимает федеральные и региональные программы, реализует пилотные проекты, направленные на развитие адаптивного спорта. В законодательной базе Российской Федерации появляются документы, уравнивающие права инвалидов и людей, не имеющих ограничений в состоянии здоровья. Однако в настоящее время равенство прав носит преимущественно декларативный характер по причине отсутствия реальных условий их практической реализации, что во многом обусловлено недостаточной научно-практической разработанностью проблемы управления развитием адаптивного спорта в регионах Российской Федерации, в частности в Республике Татарстан, а также и на муниципальном уровне.
Повышение требований к качеству подготовки спортсменов диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, в том числе в паралимпийских, сурдлимпийских видах спорта, спорте лиц с интеллектуальными нарушениями. Требуется формирование новой генерации тренеров-преподавателей, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки, специфики подготовки спортсменов в адаптивном спорте.
Также в настоящее время доля лиц, занимающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, равна 33 процентам.
Для достижения показателя 60 процентов в 2024 - 2026 годах планируется продолжить выделение средств на выплаты стипендий спортсменам, показавшим высокие спортивные результаты, и доплаты их тренерам-преподавателям.
Также планируются увеличение бюджетных средств на приобретение спортивного оборудования, инвентаря и экипировки для муниципальных спортивных организаций, а также открытие новых отделений по разным видам спорта в данных организациях, в том числе организация участия спортсменов на различных соревнованиях для присвоения им спортивных разрядов.
К основным рискам реализации государственной программы Республики Татарстан "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) относятся:
финансовые риски, связанные с отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных мероприятий;
рыночные риски, связанные, в первую очередь, с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями государственной программы Республики Татарстан.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы Республики Татарстан являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей государственной программы Республики Татарстан.
Реализация государственной программы Республики Татарстан позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 64,1 процента населения республики к 2026 году, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Республики Татарстан.
Существенно повысится конкурентоспособность спортсменов республики на российской спортивной арене, что позволит спортсменам из Республики Татарстан стабильно быть в составах сборных команд Российской Федерации.
В то же время успехи татарстанских спортсменов на соревнованиях создают предпосылки для выдвижения Республики Татарстан на право проведения этих соревнований на своей территории, что способствует развитию экономического потенциала, увеличению туристических потоков, распространению и стимулированию передовых технологий, привлечению долгосрочных инвестиций в республику.
Цели государственной политики Республики Татарстан в сфере физической культуры и спорта соответствуют указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р, Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Закону Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).