На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Саратовской области "Информационное общество", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 26 декабря 2018 года N 735-П, согласно приложению.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
Р.В.БУСАРГИН
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
Изложить государственную программу Саратовской области "Информационное общество" в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"
Стратегические приоритеты государственной программы
Саратовской области "Информационное общество"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы Саратовской области
"Информационное общество"
Условием успешного использования информационно-коммуникационных технологий для развития субъектов Российской Федерации и решения на этой основе социально-экономических задач является наличие в области комплексной программы информатизации.
Необходимость формирования и реализации государственной программы обусловлена направленностью процесса информатизации на различные сферы человеческой деятельности. Решение такого рода задач требует длительного времени, распределения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Государственная программа Саратовской области "Информационное общество" (далее - государственная программа) разработана с целью реализации основных положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", Концепции информатизации Саратовской области до 2022 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2017 года N 660-П, постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 года N 915", Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 19 августа 2021 года N 688-П.
Данные документы направлены на создание условий для развития общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
Правительством области уделяется особое внимание развитию региональной информатизации, в частности возможности использования при получении гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг информационно-коммуникационных технологий.
Соответствующие государственные программы реализуются в области с 2008 года в рамках областных программ по информатизации. В результате их исполнения:
подготовлена необходимая нормативная правовая база, регламентирующая порядок предоставления электронных услуг;
организовано внедрение в деятельность исполнительных органов области единой системы электронного документооборота (доля электронных документов исполнительных органов области в общем объеме документооборота составляет 100 процентов (кроме документов, содержащих персональные данные и информацию для служебного пользования);
обеспечено межведомственное электронное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг, являющееся основой для организации обмена информацией между органами власти области и организациями всех уровней;
организован доступ к информации о деятельности мировых судей области с использованием цифровых каналов передачи данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) (судебные участки мировых судей были оборудованы программными средствами для публикации судебных решений и движении дел в сети Интернет);
в учреждениях общего образования области количество учащихся на один персональный компьютер сократилось с 17 человек в 2010 году до 7,5 человека;
обеспечена работа 35 муниципальных центров дистанционного образования детей-инвалидов;
разработаны и запущены официальные сайты Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, Уполномоченного по правам человека в Саратовской области;
доля медицинских учреждений области, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, увеличилась до 42 процентов;
реализован переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде (в электронный вид переведены 95 процентов государственных и муниципальных услуг от общего количества региональных государственных и муниципальных услуг);
завершено формирование на территории области сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
В целом в области наблюдаются положительные тенденции в развитии обозначенной отрасли, однако комплексный анализ позволил выявить недостатки, снижающие эффективность развития данного направления. Основными из них являются:
потребность в регулярной доработке программного обеспечения, используемого для оказания электронных услуг и межведомственного взаимодействия;
недостаточная информированность жителей области о преимуществах использования электронных услуг;
необходимость обновления парка компьютерной техники и оргтехники, серверного и коммуникационного оборудования в ряде исполнительных органов области и подведомственных им учреждениях для обеспечения технической возможности внедрения информационных систем масштаба области, их технического и информационного сопровождения;
недостаточное количество рабочих мест системы межведомственного электронного документооборота либо оснащение рабочих мест компьютерами, технические характеристики которых не соответствуют минимальным требованиям установленного на них программного обеспечения;
недостаточный уровень защиты информации, содержащейся в информационных системах исполнительных органов области;
отсутствие автоматизированных систем управления образовательной организацией на уровне общеобразовательных организаций;
разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки "сбора" верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;
низкий уровень вовлеченности граждан к принимаемым решениям в сфере городского хозяйства посредством цифровых инструментов;
недостаточный уровень цифровизации процессов при организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом;
необходимость внедрения цифровых технологий и платформенных решений для эффективного оказания государственной социальной помощи населению;
отсутствие единого информационного пространства федерального и регионального уровней с целью оперативного решения задач РСЧС.
Решение указанной проблематики и последующее совершенствование государственного управления в указанной сфере возможно через развитие механизмов предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Реализацию государственной программы могут усложнить следующие риски:
несвоевременная разработка и принятие документов, в том числе на федеральном уровне, обеспечивающих выполнение мероприятий государственной программы;
недостаточное финансирование программных мероприятий.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Цифровая трансформация".
Кроме того, при формировании целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования, в том числе Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 19 августа 2021 года N 688-П.
Определены цели Программы:
цель 1 - уровень удовлетворенности граждан области качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг в 2019 - 2022 годах составит 90 процентов;
цель 2 - доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в 2019 - 2022 годах сохранится на уровне 70 процентов;
цель 3 - стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого исполнительными органами и органами законодательной власти области, государственными органами области иностранного программного обеспечения составит 30 процентов к 2020 году;