ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2023 года N 394


О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024 - 2026 годы

(с изменениями на 10 ноября 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 01.09.2023 N 458, от 10.11.2023 N 532)



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024 - 2026 годы.


2. Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024 - 2026 годы принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Д.А.


(п. 3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 10.11.2023 N 532)


4. Опубликовать настоящее постановление в десятидневный срок со дня его одобрения на официальном сайте Правительства Республики Саха (Якутия) в сети Интернет.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Одобрен
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 июля 2023 г. N 394



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2024 - 2026 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 01.09.2023 N 458, от 10.11.2023 N 532)



Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024 - 2026 годы (далее - прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законами Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и от 26 октября 2016 г. 1742-З N 1041-V "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. N 223 "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный периоды".


Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2023 год и прогнозных показателей на 2024 - 2026 годы осуществлена на основе анализа социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 24 апреля 2023 г. N 14137-ВД/Д14и) и сформирован совместно с министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами Республики Саха (Якутия).


Основные показатели прогноза базируются на положениях:


Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204);


Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474);


Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";


Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" (далее - Указ N 427);


Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р);


Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, принятой Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI;


долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 422;


Единого плана по устойчивому развитию и достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2032 года в Республике Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2023 г. N 426-р;


государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 г. N 757;


федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.


В расчетах учитывались результаты социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2022 год, оценка на 2023 год и видение перспективного развития финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий республики, муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2024 - 2026 годы.



1. Исходное состояние и условия функционирования экономики


1.1. Внешние условия социально-экономического развития


Развитие мировой экономики


В 2022 году в мировой экономике регулярно возникали критические ситуации на энергетических и финансовых рынках, в производственном секторе и сфере логистики.


Это привело к рекордному за последние десятилетия росту инфляции (в среднем за год 7,3 процента в развитых странах и 9,9 процента в развивающихся). В развитых странах впервые за долгое время начали повышать процентные ставки. Так, Федеральная резервная система США за год повысила ставку до 4,25 - 4,50 процента с 0 - 0,25 процента годовых, что способствовало снижению инфляции до 6,5 процента г/г в декабре (9,1 процента г/г в июне). Европейский центробанк также повысил ставку до 2,5 процента с 0 процентов годовых, инфляция в Еврозоне при этом к концу 2022 года снизилась до 9,2 процента г/г (10,6 процента в октябре).


Ужесточение денежно-кредитной политики, энергетический кризис в Европе и замедление экономического роста в КНР обусловили снижение роста мирового ВВП в 2022 году до 3,4 процента после 6,2 процента годом ранее.


В текущем году в мировой экономике сохраняются угрозы для финансовой стабильности, что будет оказывать давление на глобальный рост. На среднесрочном горизонте значимое влияние на мировую экономику будет оказывать ее продолжающаяся фрагментация. Фундаментально меняются цепочки производства и доставки товаров, системы расчетов, условия создания и обмена технологиями. Мировая экономика будет становиться все менее интегрированной. Данные тенденции подпитываются геополитической напряженностью.


По данным Международного валютного фонда (МВФ) рост мировой экономики в 2023 году составит 2,8 процента, в том числе 1,3 процента в развитых странах и 3,9 процента в развивающихся.


На фоне повышения ставок центральными банками, ухудшения финансовых условий в банковском секторе и сохранения трудностей в производственно-логистических цепочках, в США ожидается снижение экономики с 2,1 процента в 2022 году до 1,6 процента в 2023 году и 1 процент в 2024 году, в Еврозоне - до 0,8 процента в 2023 году, а затем ускорение до 1,6 процента в 2024 году.


В Китае в 2023 году ожидается рост до 5,2 процента в случае наращивания инфраструктурных инвестиций и восстановления сектора недвижимости. В 2024 году рост замедлится до 4,5 процента.


Значительный экономический рост ожидается в Индии. После небольшого замедления с 6,8 процента в 2022 году до 6,1 процента в 2023 году, рост экономики в 2024 году вернется на уровень 2022 года.


В 2023 году в мире продолжится жесткая денежно-кредитная политика, что будет способствовать замедлению роста потребительских цен. Глобальная инфляция в 2023 году снизится до 6,6 процента в 2023 году (8,8 процента в 2022 году) и до 4,3 процента в 2024 году.


В странах с развитой экономикой среднегодовая инфляция снизится с 7,3 процента в 2022 году до 4,6 процента в 2023 году и 2,6 процента в 2024 году. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах: с 9,9 процента в 2022 году до 8,1 процента в 2023 году и 5,5 процента в 2024 году.


На мировых энергетических рынках происходят процессы глубокой трансформации, в результате которых меняются объемы и структура спроса, обостряются конкуренция и фрагментация торговых связей.


Товары российского экспорта на мировом рынке продолжают продаваться с дисконтом. Для большинства товаров ожидается сохранение размера дисконта вблизи текущего уровня до конца прогнозного горизонта. Долгосрочная цена на нефть марки Urals предполагается на уровне 55 долл. США за баррель.


Цены на газ в Европе продолжили снижаться: в I квартале 2023 года стоимость 1 тыс. куб. м газа в хабе TTF в Нидерландах снизилась на 54 процента по сравнению с IV кварталом 2022 года и составила около 546 долл. США, что на 5 процентов ниже среднего значения за 2021 год. В начале II квартала цены снизились еще на 20 процентов по сравнению с I кварталом 2023 года, в среднесрочной перспективе ожидается продолжение сокращения цен.



1.2. Внутренние условия социально-экономического развития


Тенденции развития российской экономики


ВВП России за январь - апрель 2023 года превысил уровень прошлого года на 5,4 процента г/г (3,4 процента г/г в апреле), в том числе с учетом низкой базы 2022 года. Уровень двухлетней давности превышен на 0,6 процента (-0,6 процента в апреле). Основную поддержку экономике обеспечили обрабатывающие производства, оптовая торговля и строительный сектор.


Ситуация на рынке труда продолжает оставаться стабильной - безработица в апреле снизилась до 3,3 процента и достигла очередного исторического минимума. Рост реальной заработной платы в первом квартале 2023 года составил 1,9 процента. При этом потребительский спрос в целом остается сдержанным, за январь - апрель 2023 года снижение оборота розничной торговли составило 3,6 процента к соответствующему периоду прошлого года. Одновременно с этим сохраняется положительная динамика объема платных услуг населению, так за январь - апрель 2023 года рост составил 4,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.


Инфляция по состоянию на 10 апреля 2023 года в годовом выражении замедлилась до 3,15 процента после 11,94 процента в декабре 2022 года. В непродовольственном сегменте рост цен замедлился до 0,01 процента на фоне возобновления снижения цен на электро- и бытовые приборы, а также ускорения удешевления строительных материалов. На продовольственные товары цены выросли на 0,14 процента на фоне возобновления удорожания плодоовощной продукции. На остальные продовольственные товары сохранился умеренный рост цен.


Согласно прогнозу Минэкономразвития России инфляция в 2023 году составит 5,2 процента, в 2024 году - 4,9 процента, в 2025 и 2026 годах - 4 процента.


Экономическая активность восстанавливается. В 2023 году ожидается рост на 1,2 процента, источником которого станет внутренний спрос, в том числе в условиях импортозамещения и наращивания производства отечественных товаров и услуг. Ожидаются восстановительный рост обрабатывающей промышленности и сохранение высокого темпа роста строительства.


Экономика Российской Федерации по-прежнему будет находиться под влиянием внешнеэкономических санкций. В 2024 году рост экономики прогнозируется на 2 процента, в 2025 году - на 2,6 процента, в 2026 году - на 2,8 процента.


Адаптация предприятий к изменившимся условиям продолжается. Сегодня спрос в экономике соответствует динамике производства товаров и услуг. Возможности ускоренного наращивания производства упираются в ресурсные ограничения, прежде всего из-за напряженной ситуации на рынке труда. Многие компании испытывают трудности с поиском персонала. Компании предъявляют повышенный спрос на программистов, инженеров-строителей, рабочие специальности. Это ведет к повышению издержек на оплату труда, за которым может не успевать производительность труда.



Основные тенденции социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в январе - мае и оценка на 2023 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»