ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2023 года N 242


О внесении изменений в государственную программу республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"



Правительство Республики Дагестан постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 декабря 2020 г. N 274 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 23 декабря, N 05002006437; 2021, 15 июля, N 05002007466; 17 декабря, N 05002008146; 2022, 18 апреля, N 05002008747; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 13 мая, N 0500202205130026; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2022, 15 июля, N 05002009343; 17 ноября, N 05002009968; 20 декабря, N 05002010299).



Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Р.ДЖАФАРОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Дагестан



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"


Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в следующей редакции:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"

ПАСПОРТ государственной программы Республики Дагестан "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"


Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан

Соисполнитель Программы

-

Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан

Участники Программы

-

Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан;

Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан;

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан;

Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан;

Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан;

Министерство образования и науки Республики Дагестан;

Министерство культуры Республики Дагестан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан;

Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан;

Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в Махачкале (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

Цели Программы

-

обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышение конкурентоспособности промышленности Республики Дагестан

Задачи Программы

-

стимулирование субъектов базовых отраслей промышленности к модернизации действующих и развитию новых высокотехнологичных производств;

создание благоприятных условий для диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса и развития производства продукции гражданского назначения; стимулирование субъектов промышленной деятельности к обеспечению повышения производительности труда и создания новых высокопроизводительных рабочих мест;

обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей;

создание условий для углубления процессов кооперации, интеграции и развития межотраслевого взаимодействия промышленных предприятий;

реализация стратегических проектов "Развитие стекольного промышленного кластера" и "Город обувщиков";

развитие действующих и создание новых индустриальных парков, промышленных кластеров на территории республики;

рост объема инвестиций в проектирование и строительство инфраструктуры и производства резидентов индустриальных парков;

рост общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ, услуг на предприятиях, осуществляющих деятельность на территории индустриальных парков;

рост налоговых платежей предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных парках;

рост количества рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность на территории индустриальных парков;

содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных парках;

формирование на платформе государственной информационной системы промышленности цифровых паспортов промышленных предприятий и индустриальных парков в рамках проводимой цифровизации промышленности;

содействие развитию торговой деятельности, создание благоприятных условий для ее совершенствования;

создание условий для расширения рынков сбыта продукции дагестанских товаропроизводителей;

развитие многоформатной торговли (торговые сети, малые форматы торговли, интернет-торговля и другие форматы);

улучшение имиджа торговой отрасли;

развитие и укрепление связей Республики Дагестан с другими субъектами Российской Федерации, а также иностранными государствами

Этапы и сроки реализации Программы

-

2021 - 2027 годы, в три этапа:

I этап: 2021 - 2023 годы;

II этап: 2024 - 2025 годы;

III этап: 2026 - 2027 годы

Перечень подпрограмм и стратегических проектов

-

подпрограмма "Модернизация промышленности Республики Дагестан" (стратегический проект "Город обувщиков");

подпрограмма "Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности" (стратегический проект "Развитие стекольного промышленного кластера");

подпрограмма "Развитие межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан";

подпрограмма "Развитие торговли в Республике Дагестан"

Целевые индикаторы Программы

-

индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" к предшествующему году, проц.;

количество созданных рабочих мест (нарастающим итогом), в том числе высокопроизводительных, единиц;

увеличение полной учетной стоимости основных фондов за отчетный год (поступление) за счет создания новой стоимости (ввода в действие новых основных фондов, модернизации, реконструкции) по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, млн руб.;

объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, млн руб.;

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, млн руб.;

среднемесячная заработная плата работников в сфере промышленности, тыс. руб.;

объем налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан в сфере промышленности, млн руб.;

объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", млн руб.;

увеличение доли продукции промышленности в валовом региональном продукте, проц.;

количество индустриальных парков, единиц;

количество промышленных кластеров, единиц;

увеличение объема внешнеторгового оборота Республики Дагестан, проц.;

увеличение объема экспорта продукции, проц.;

увеличение оборота розничной торговли Республики Дагестан, проц.;

уровень выполнения норматива минимальной обеспеченности населения Республики Дагестан площадью стационарных торговых объектов на 1000 человек, процентов

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы с учетом стратегических проектов "Развитие стекольного промышленного кластера" и "Город обувщиков" в 2021 - 2027 годах составляет 7456,70244 млн руб., в том числе:

на 2021 год - 360,6792 млн руб.;

на 2022 год - 536,97094 млн руб.;

на 2023 год - 1151,0209 млн руб.;

на 2024 год - 850,0381 млн руб.;

на 2025 год - 1502,5381 млн рублей;

на 2026 год - 1467,4776 млн руб.;

на 2027 год - 1587,9776 млн рублей;

из них:

средства федерального бюджета (прогноз) - 133,4055 млн руб., в том числе:

на 2021 год - 0,0 млн руб.;

на 2022 год - 14,4297 млн руб.;

на 2023 год - 118,9758 млн руб.;

на 2024 год - 0,0 млн руб.;

на 2025 год - 0,0 млн рублей;

на 2026 год - 0,0 млн руб.;

на 2027 год - 0,0 млн рублей;

средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 2276,42894 млн руб., в том числе:

на 2021 год - 231,5682 млн руб.;

на 2022 год - 310,18424 млн руб.;

на 2023 год - 343,0451 млн руб.;

на 2024 год - 333,0381 млн руб.;

на 2025 год - 333,0381 млн рублей;

на 2026 год - 362,6776 млн руб.;

на 2027 год - 362,8776 млн рублей;

средства местных бюджетов - 0,0 млн руб., в том числе:

на 2021 год - 0,0 млн руб.;

на 2022 год - 0,0 млн руб.;

на 2023 год - 0,0 млн руб.;

на 2024 год - 0,0 млн руб.;

на 2025 год - 0,0 млн рублей;

на 2026 год - 0,0 млн руб.;

на 2027 год - 0,0 млн рублей;

внебюджетные средства - 5046,868 млн руб., в том числе:

на 2021 год - 129,111 млн руб.;

на 2022 год - 212,357 млн руб.;

на 2023 год - 689,0 млн руб.;

на 2024 год - 517,0 млн руб.;

на 2025 год - 1169,5 млн рублей;

на 2026 год - 1104,8 млн руб.;

на 2027 год - 1225,1 млн рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация программных мероприятий в полном объеме позволит достичь следующих показателей эффективности к 2027 году:

доведение суммы налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан предприятий, реализующих мероприятия Программы, до 870,0 млн рублей (за весь период реализации Программы);

создание 3,5 тыс. новых рабочих мест;

доведение средней заработной платы работников предприятий, реализующих мероприятия Программы, до 38,0 тыс. руб.;

реализация 15 инвестиционных проектов и программ модернизации предприятий;

функционирование 9 индустриальных (промышленных) парков;

создание не менее 2 промышленных кластеров;

общий объем отгруженных резидентами индустриальных парков товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ, услуг (нарастающим итогом) - 7460,0 млн руб.;

объем инвестиций в проектирование и строительство инфраструктуры и производств индустриальных парков (нарастающим итогом) - 1700,0 млн руб.;

количество рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных парках - 1800 ед.;

ежегодные налоговые платежи предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных парках, в консолидированный бюджет Республики Дагестан - 350,0 млн рублей;

увеличение оборота розничной торговли Республики Дагестан на 1,6 проц. в 2021 году; на 2 проц. в 2022 году; на 2,3 проц. в 2023 году; на 2,6 проц. в 2024 году; на 3,2 проц. в 2025 году, на 3,6 проц. в 2026 году, на 4,0 проц. в 2027 году;

уровень выполнения норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 человек составит в 2027 году 102,5 проц., что на 4,3 проц. превысит уровень 2021 года (98,3 процента)


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1.1. Промышленность


Промышленность - одна из важнейших и социально значимых отраслей экономики республики. В структуре произведенного валового регионального продукта (ВРП) на промышленное производство в 2021 году приходилось 4,9 процента. Среднесписочная численность занятых в отрасли за 2021 год составила 28,7 тыс. человек, за 2022 год - 25,1 тыс. человек.


Индекс промышленного производства за 2022 год составил 108,5 проц., в том числе по обрабатывающим отраслям - 112,6 процента.


Ведущими подотраслями промышленности Дагестана являются машиностроение, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, производство пищевой продукции и напитков, химическая промышленность, легкая промышленность.


Машиностроительный комплекс - один из основных блоков обрабатывающих производств. В настоящее время он представлен в республике производством оборудования для авиа- и судостроения, радиоэлектронной промышленностью, энергетическим машиностроением и электротехнической промышленностью.


Объем государственного оборонного заказа на предприятиях республики за 2021 год составил 7,3 млрд рублей, за 2022 год - 6,1 млрд рублей.


Налоговые платежи в консолидированный бюджет Республики Дагестан по предприятиям промышленности за 2021 год составили 14,5 млрд рублей, за 2022 год составили 14,6 млрд рублей.


В реестре инвестиционных проектов республики на сегодня определены 15 инвестиционных проектов в сфере промышленности на общую сумму 16,2 млрд рублей, при реализации которых планируется создание 2690 новых рабочих мест. На сегодня в рамках проектов уже освоено инвестиций на 3,8 млрд рублей и создано 746 новых рабочих мест.


В 2022 году финансовая поддержка в форме субсидий юридическим лицам на компенсацию части затрат, связанных с приобретением машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов по модернизации производства оказана, 18 субъектам деятельности в сфере промышленности Республики Дагестан на общую сумму 50,6 млн рублей.


Фондом развития промышленности Республики Дагестан предоставлены льготные займы 9 промышленным предприятиям на общую сумму 223,0 млн рублей, а также предоставлены гранты на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным субъектами деятельности в сфере промышленности с кредитными организациями, в целях пополнения оборотных средств 6 промышленным предприятиям на общую сумму 3,18 млн рублей.


Также в 2022 году реализованы 4 инвестиционных проекта: "Модернизация производства сухих строительных смесей" (ООО "Трон"); "Организация производства медицинского кислорода" (ООО "Трастфарма"); "Организация производства стеклянных шаров" (ООО "Каспий Гласс"), "Организация производства стрейч-пленки" (ООО "Дагполимер").


В 2021 году реализованы 5 инвестиционных проектов: "Организация производства обуви, подошв и пресс-форм" (ООО "БОФФ"); "Организация производства гофрокартона и изделий из него" (ООО "Экотар"); "Открытие обувной фабрики "SERG" (ИП Гусейнов С.С.); "Модернизация действующего производства спортивных тренажеров" (ООО "Спорт-комплект"); "Модернизация действующего производства дверей и металлоконструкций" (ООО "Аргос").


Анализ состояния производственных фондов промышленных предприятий и их загруженности показал, что на предприятиях отрасли имеются незагруженные мощности и свободные производственные площади, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой.


Уровень износа основных фондов машиностроительных предприятий республики составляет 30 - 40 проц., что негативно сказывается на производительности труда на предприятиях, необходима модернизация (техническое перевооружение) производственных мощностей.


В Республике Дагестан низкая доля земель промышленного назначения, которая составляет менее 1 проц. от общей площади земельных ресурсов, возникает проблема формирования земельных участков для создания индустриальных парков соответствующих федеральным требованиям.


Процесс создания индустриальных парков и привлечения на площадки инвесторов сдерживается из-за неурегулированности земельных отношений, недостаточности мер поддержки для резидентов-инвесторов, в особенности для малых и средних предприятий, субъектов деятельности в сфере промышленности. Также стоит проблема недостаточности имеющихся мощностей инфраструктурных объектов на площадках индустриальных парков.


Решение указанной и других проблем, сдерживающих развитие промышленности, требует применения адекватных комплексных методов и механизмов решения. Обеспечить развитие промышленности невозможно без создания и развития современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности. Эту задачу планируется решить посредством создания и развития в республике индустриальных (промышленных) парков - высокоэффективного инструмента промышленного развития территорий, получившего широкое применение в России и признанного в качестве одного из основных инструментов регионального развития промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".


В целях индустриального развития территорий и улучшения инвестиционной привлекательности в Республике Дагестан с 2015 года создано 7 индустриальных (промышленных) парков, в том числе 3 государственных и 4 частных:


индустриальный парк "Тюбе" в Кумторкалинском районе;


индустриальный "КИП Пром Каспий" в г. Каспийске;


индустриальный парк "НогайПром" в Ногайском районе;


частный парк "Фотон" в Махачкале;


частный парк "Кристалл Сити" в г. Каспийске;


частный парк "Промпарк "Дагдизель" в г. Каспийске;


частный парк "Эльдаг" в г. Махачкале.


Бюджетные инвестиции в строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры индустриальных парков Республики Дагестан составили порядка 2 млрд рублей (из федерального бюджета - 1455 млн рублей, из республиканского бюджета - 531 млн рублей).


Общая площадь индустриальных парков составляет 430,6 га.


Для стимулирования промышленного развития республики сформирована региональная законодательная база: приняты законы Республики Дагестан от 26 декабря 2008 г. N 63 "О промышленных технопарках в Республике Дагестан", от 8 июля 2015 г. N 66 "Об индустриальных (промышленных) парках в Республике Дагестан", от 8 декабря 2015 г. N 116 "О промышленной политике в Республике Дагестан", от 1 декабря 2015 г. N 106 "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций" и о ставке налога на прибыль организаций для управляющих компаний и резидентов индустриальных (промышленных) парков".


Резидентам и управляющим компаниям индустриальных парков предусмотрены льготы по налогам, уплачиваемым в республиканский бюджет Республики Дагестан (налог на имущество - нулевая ставка, налог на прибыль по ставке 13,5 проц. в течение 5 лет), и предоставляются услуги по строительству и эксплуатации инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.


Процесс создания индустриальных парков и привлечения на площадки инвесторов сдерживается недостаточностью мер поддержки для резидентов-инвесторов, в особенности для малых и средних предприятий, субъектов деятельности в сфере промышленности, а также из-за неурегулированности земельных отношений.


В целях обеспечения заполняемости созданных индустриальных (промышленных) парков, уменьшения расходов из республиканского бюджета Республики Дагестан на создание и развитие инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, а также рационального использования земельных ресурсов Республики Дагестан, приоритетным на период 2021 - 2027 годы определено направление создания на основе ранее существующих предприятий или производственных объектов, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, в отношении которых проводилась и/или проводится реконструкция и/или капитальный ремонт, индустриальных (промышленных) парков типа "браунфилд".


В рамках данной работы в 2022 году создан индустриальный парк "Эльдаг", на котором размещены 10 резидентов - производителей промышленной продукции. Имеется потенциал создания аналогичного индустриального парка в северной промзоне г. Махачкалы и создания агропромышленного парка площадью 44,9 га в городе Дагестанские Огни, а также промышленных технопарков в сфере электронной промышленности в г. Махачкале и в г. Дербенте.


Также в 2022 году расширена территория индустриального парка "КИП Пром Каспий" с 45,4 га до 157,4 га путем присоединения прилегающих свободных земельных участков, на которых планируется размещение новых промышленных производств.


Одним из основных направлений региональной кластерной политики является содействие самоорганизации участников кластера и поддержка реализации совместных кластерных проектов.


В Республике Дагестан сложились предпосылки для формирования и развития машиностроительного и судостроительного кластеров; производственных кластеров в стекольной промышленности, промышленности строительных материалов и конструкций; обувной и мебельной промышленности.


В настоящее время с целью привлечения федеральных инвестиций в рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 41 и от 31 июля 2015 г. N 779, сформирован реестр участников стекольного промышленного кластера.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»