ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2023 года N 253
г. Улан-Удэ


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261 "О Государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"



В целях совершенствования правового регулирования и приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:


1. Внести следующие изменения в Государственную программу Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 26.02.2014 N 66, от 23.06.2014 N 290, от 04.12.2014 N 611, от 26.03.2015 N 141, от 27.05.2015 N 268, от 20.07.2015 N 362, от 10.12.2015 N 613, от 03.06.2016 N 239, от 21.02.2017 N 68, от 18.05.2017 N 222, от 11.10.2017 N 495, от 26.01.2018 N 37, от 11.05.2018 N 241, от 04.07.2018 N 360, от 18.12.2018 N 721, от 15.04.2019 N 190, от 04.06.2019 N 290, от 03.07.2019 N 367, от 03.09.2019 N 491, от 23.01.2020 N 33, от 03.04.2020 N 178, от 12.08.2020 N 475, от 25.09.2020 N 595, от 17.12.2020 N 767, от 20.05.2021 N 232, от 28.10.2021 N 618, от 20.12.2021 N 743, от 24.12.2021 N 766, от 04.03.2022 N 92, от 15.06.2022 N 347, от 14.11.2022 N 701):


1.1. В паспорте:


1.1.1. Раздел "Подпрограммы" дополнить абзацем следующего содержания: "подпрограмма 8 "Охрана атмосферного воздуха".


1.1.2. Раздел "Задачи Программы" дополнить абзацем следующего содержания: "- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".


1.1.3. Раздел "Объем бюджетных ассигнований" изложить в следующей редакции:

"Объем бюджетных ассигнований

Всего

Общий объем финансирования Программы, тыс. руб.

В том числе:

Федеральный бюджет

Республиканский бюджет

Местный бюджет

Юридические лица

Всего

11420783,32

6077727,70

4273305,67

30149,55

1039600,40

2013

1027751,50

579931,40

306450,10

1370,00

140000,00

2014

953444,30

566385,50

221640,70

7418,10

158000,00

2015

660503,90

291694,20

203609,70

1200,00

164000,00

2016

742343,90

360377,60

214420,70

0,00

167545,60

2017

505730,40

199084,10

127692,50

0,00

178953,80

2018

824807,36

487635,10

157638,85

511,41

179022,00

2019

817167,35

513318,00

296913,27

736,08

6200,00

2020

678248,62

291044,80

374522,72

788,10

11893,00

2021

1001222,86

329544,10

663836,93

658,83

7183,00

2022

1263760,21

772853,50

480385,87

4702,84

5818,00

2023

1541362,72

672005,00

850848,53

12764,19

5745,00

2024

209753,20

61074,00

142927,20

0,00

5752,00

2025

184747,00

44940,40

134258,60

0,00

5548,00

2026 <*>

1009940,00

907840,00

98160,00

0,00

3940,00

     --------------------------------

     <*> Справочно. Суммы будут уточняться при формировании закона о республиканском бюджете на соответствующий период".


1.2. В разделе "Раздел I. Характеристика текущего состояния, основные направления развития":


1.2.1. В подразделе "Минерально-сырьевой комплекс":


1.2.1.1. Абзац первый после слов "осуществляется добыча" дополнить словами "каменного и бурого".


1.2.1.2. Абзац второй после слова "бериллия" дополнить словами ", калийно-глиноземного сырья, плавикового шпата".


1.2.1.3. Абзац четвертый изложить в следующей редакции:


"В целях вовлечения месторождений полезных ископаемых в хозяйственный оборот и обнаружения новых месторождений на территории Республики Бурятия проводятся работы по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы. За счет федерального бюджета проводятся поисковые работы на урановое сырье и золото, региональные геолого-геофизические и геолого-съемочные работы, за счет средств недропользователей - геологоразведочные работы на золото и уран.".


1.2.2. В подразделе "В сфере водных отношений" абзац четвертый изложить в следующей редакции:


"По предварительным данным в случае возникновения паводков обеспеченностью 1% затапливается территория, расположенная по протяженности береговой линии водных объектов в границах поселений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, 1443,5 км, в зону затопления попадает 210 населенных пунктов с проживающим населением 196,3 тысячи человек. Затопление и подтопление селитебной, кроме нанесения материального и морального ущербов, приводит к резкому ухудшению санитарно-гигиенического и экологического состояния территории, медико-санитарных условий проживания населения.".


1.2.3. Подраздел "В сфере охраны окружающей среды" изложить в следующей редакции:


"В сфере охраны окружающей среды



В настоящий период благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в республике характеризуется как устойчивая.


Тем не менее данные экологического мониторинга подтверждают прогнозы об интенсификации в республике негативного воздействия на окружающую среду.


За 2017 - 2021 годы выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшились на 15,5 тыс. т (13,7%), от автотранспорта - на 77,1 тыс. т (65,8%). Суммарные выбросы уменьшились на 92,6 тыс. т (40,2%).


Вместе с тем уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ и п. Селенгинск, испытывающих наибольшую техногенную нагрузку, характеризуется как очень высокий, в г. Гусиноозерск - как высокий. Данные населенные пункты периодически попадают в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в остальных населенных пунктах является низким.


На республиканском уровне в целях решения проблем охраны атмосферного воздуха принят Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 1993-IV "Об охране атмосферного воздуха". В 2021 году проведены сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха.


Объем сброса сточных вод в водные объекты в 2021 году составил 583 млн. куб. м, из них объем сброса загрязненных сточных вод - 29,7 млн. куб. м. За последние пять лет объем сброса загрязненных сточных вод уменьшился на 4,8 млн. куб. м (13,9%).


Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, относящиеся к отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Имеющиеся очистные сооружения в основном не обеспечивают очистку сточных вод до нормативных уровней, так как морально устарели и изношены, что негативно сказывается на состоянии водных объектов. Необходимо проведение реконструкции или строительство очистных сооружений.


В 2022 году введены в эксплуатацию очистные сооружения в п. Выдрино Кабанского района мощностью 300 куб. м/сут. Стоимость строительства составила 102289,79 тыс. руб. Источник финансирования - резервный фонд Правительства Российской Федерации. В настоящее время ведутся пусконаладочные работы.


В рамках национального проекта "Экология" федерального проекта "Сохранение озера Байкал" с 2022 года ведется работа по реконструкции правобережных очистных сооружений г. Улан-Удэ. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - декабрь 2024 года.


В 2023 году начинается реконструкция очистных сооружений в г. Северобайкальск. Плановый срок ввода объекта в эксплуатацию - октябрь 2025 года.


В период 2023 - 2025 гг. планируется строительство 18 очистных сооружений в Северо-Байкальском, Баргузинском, Селенгинском, Иволгинском, Бичурском, Кабанском, Кяхтинском, Прибайкальском районах.


Одной из важнейших экологических проблем территорий населенных пунктов является причинение ущерба окружающей среде в результате накопления отходов производства и потребления.


В Республике Бурятия ежегодно образуется в среднем более 72 млн. тонн отходов производства и потребления. Объем накопленных отходов возрос по сравнению с 2017 годом в два с половиной раза.


Слабо развита вторичная переработка отходов. Недостаточно количество объектов размещения отходов. Необходимо развитие инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления.


В рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" реализованы природоохранные мероприятия некапитального характера по ликвидации негативных воздействий на экосистему г. Закаменск, вызванных результатом производственной деятельности бывшего Джидинского вольфрамомолибденового комбината, проводились работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ, реализованы мероприятия по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Хольбоджинского угольного разреза.


Реализация государственной экологической политики во многом зависит от ее восприятия и поддержки населением республики, что в свою очередь обусловлено уровнем экологической культуры, нравственным отношением человека к природе. Основным направлением формирования экологической культуры является всеобщность и комплексность экологического образования.


По инициативе Минприроды РБ постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.12.2011 N 682 была утверждена и реализована Стратегия развития непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия на 2012 - 2016 годы.


Для развития системы непрерывного экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры принят Закон Республики Бурятия от 26.12.2022 N 2448-VI "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых положений Закона Республики Бурятия "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия".


В республике активно проводятся акции по очистке от мусора берегов водных объектов, по посадке леса, по раздельному сбору отходов, экологические уроки, фестивали и другие мероприятия по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической культуры.".


1.3. В разделе "Описание подпрограмм":


1.3.1. В подпрограмме 1 "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Бурятия":


1.3.1.1. Раздел "1. Характеристика текущего состояния, основные направления развития" изложить в следующей редакции:


"1. Характеристика текущего состояния, основные направления

развития

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»