ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2011 года N 682
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2012 - 2016 ГОДЫ
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия на 2012 - 2016 годы (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия учитывать положения Стратегии при разработке отраслевых стратегий, концепций, программ, планов действий.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
А. Чепик
_____________________________
Проект представлен Министерством природных ресурсов
тел. 46-52-33
СТРАТЕГИЯ развития непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия на 2012 - 2016 годы
Стратегия развития непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия на 2012 - 2016 годы (далее - Стратегия) является основой для обеспечения конструктивного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, учреждений образования и культуры, средств массовой информации, общественных и научных организаций в области экологического образования и просвещения на территории Республики Бурятия.
Стратегия базируется на Конституции Российской Федерации; Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р; Законе Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании"; Основах законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) и иных федеральных нормативных правовых актах и нормативных правовых актах Республики Бурятия в области экологического образования, просвещения и воспитания, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. При разработке Стратегии учтены положительный опыт экологического просвещения и образования в республике, а также результаты научных исследований.
Стратегия направлена на реализацию целей, содержания, форм и методов непрерывного экологического образования на дошкольном, школьном, внешкольном, профессиональном этапах, во всех видах неформального экологического образования и определяет следующие приоритетные направления развития экологического образования и формирования экологической культуры:
1) развитие экологического образования как общекультурного образования, направленного на улучшение качества жизни;
2) создание системы непрерывного экологического образования с целью подготовки подрастающего поколения для жизни в быстро меняющихся социоприродных условиях;
3) создание механизмов поддержки развития экологического образования и формирования экологической культуры;
4) разработка практических мер государственного регулирования формирования экологической культуры как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности;
5) повышение квалификации работников образования;
6) охват системой экологического образования всех слоев населения;
7) улучшение условий проживания и качества окружающей среды через выполнение реальных проектов.
Определение и разработка приоритетных направлений развития непрерывного экологического образования и просвещения могут корректироваться в связи с изменениями социально-экономического развития Республики Бурятия и изменениями нормативно-правовой базы экологического образования и просвещения.
Реализацию Стратегии осуществляет Общественный экологический совет при Правительстве Республики Бурятия (утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.10.2011 N 551).
Культурные традиции народностей, населяющих Байкальский регион, исторически отражают любовь людей к окружающей природной среде, стремление к ее сохранению и поддержанию. Исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия совместно с научными и учебными учреждениями, общественными организациями стремятся использовать культурный потенциал региона с целью улучшения экологической обстановки.
Культурные традиции учитываются и в работе по созданию системы экологического образования и воспитания населения, которые рассматриваются сегодня как неотъемлемый элемент экологической и образовательной политики в Республике Бурятия.
В настоящее время в Республике Бурятия не существует четко скоординированной системы экологического образования, однако отдельные фрагменты его присутствуют и успешно реализуются.
В дошкольных учреждениях реализуются экологические программы "Наш дом - природа" (автор Рыжова Н.А.), "Юный эколог" и "Добро пожаловать в экологию" (автор Николаев С.Н.), в них дети с малых лет не только знакомятся с природой родного края, но и получают первые навыки экспериментальной, лабораторной практической деятельности в форме игр, экскурсий, постановки опытов.
В Музее природы Бурятии более 25 лет успешно реализуется широкий комплекс мероприятий по программе "Музей и дошкольник", главные цели которой - формирование основ базовой культуры личности, познавательного интереса к миру природы, воспитание элементов экологического сознания и гуманного отношения к окружающей среде с учетом возрастных особенностей дошкольников. В первую очередь, это - интерактивные игры, экскурсии, образовательные проекты на выставках, наблюдения в живом уголке музея, конкурсы, тематические занятия, просмотр фильмов, экологические праздники, акции, экскурсии в природу, музейные спектакли.
Перспектива развития экологического образования в дошкольных учреждениях видится в формировании личности гражданина - патриота, любящего и знающего родину, в воспитании и развитии экологического сознания и культуры.
Для школьников изданы пособие "Организация научно-исследо-вательской деятельности в области экологического образования" и монография "Формирование познавательного интереса к экологии через естественнонаучное образование".
В настоящее время внедрены в практическую деятельность учебные программы "Этноэкологическое образование" (автор Замбалова Т.Д.), "Экологическое образование: концепции, теория, практика" (автор Денисова А.Н.), "Культура и природа" (автор Замбалова Т.Д.), "Организация научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях" (автор Биликтуева С.Ц.).
Значительную поддержку экологическому образованию оказывает проведение городских, районных, региональных научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов и природоохранных акций. Традиционным стало очень успешное участие школьников республики в Российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников, Всероссийском детском экологическом форуме "Зеленая планета", Всероссийском конкурсе "Моя малая родина" и других.
Более чем за десять лет проведено множество республиканских конкурсов слетов, олимпиад и выставок, таких как: выставка "Этноэкологические традиции народов Забайкалья", межрегиональная олимпиада по байкаловедению, Республиканская выставка детского творчества "Живи, Земля!", Республиканский Интернет-форум "Живи, Байкал!", конкурс на лучшую дипломную работу по экологической тематике, Республиканский конкурс на лучшее освещение проблем природопользования и охраны окружающей среды "Человек и природа", Республиканский конкурс экологически чистых поселений, Республиканский конкурс детских экологических лагерей, конкурс на лучший дизайн экологической упаковки, Республиканский лесной конкурс "Подрост", экологические акции "Каждой пичужке по кормушке", "Мой любимый город", "Мой цветущий город", "Байкальский берег без мусора", "Антимусорная акция на набережных рек Уда и Селенга", мероприятия по обустройству экологических троп, природоохранная акция "Елочка". Многие из вышеперечисленных мероприятий стали традиционными и проводятся каждый год.
Уделяется внимание повышению квалификации педагогических кадров, проводятся семинары-практикумы: "Технология проектирования и строительства школьных экотроп", "Организация практической деятельности в экологическом образовании и воспитании учащихся", "Интеграция общего и дополнительного образования с целью совершенствования эффективности работы в области экологического воспитания", "Экологические аспекты на учебно-опытных и пришкольных участках" и многие другие.
Образовательные программы по экологии реализуются на факультативах, элективных курсах и на занятиях дополнительного образования.
Расширяется сеть внешкольного экологического образования и воспитания. Действуют Республиканский эколого-биологический центр учащихся, городская экологическая школа, детские экологические лагеря.
Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Бурятия является координационно-методическим центром по экологическому воспитанию и образованию в Республике Бурятия. Он практикует проведение республиканских и районных экологических семинаров, оказание помощи учебным заведениям в создании и организации деятельности экологических кружков и клубов, экологических троп.
Городская экологическая школа "ЭКОС" (г. Улан-Удэ) известна опытом осуществления эколого-краеведческого воспитания и образования учащихся и педагогов, организацией методического обеспечения школ города по экологии и краеведению, организацией детского экологического движения "Зеленый мир".
Многолетний опыт сотрудничества Музея природы Бурятии с общеобразовательными учреждениями и педагогами города и республики подтверждает необходимость использования потенциала музея в области экологического образования и воспитания учащихся школ. В частности, программа "Музей и школа" построена с учетом содержания школьного курса биологии и нацелена на обучение, формирование активной жизненной позиции и гражданской ответственности. Наиболее значимые проекты музея и школы: детский музей-лаборатория "Окно в природу", музейный экологический театр "Душа Байкала", ежегодный городской праздник "Экологическая весна", конкурсы на лучший урок - экскурсию среди педагогов "Экоинформация" и "Экокультура" с изданием сборника "Уроки - экскурсии в Музее природы Бурятии", международный фестиваль "Озерные люди", брейн-ринг "Экомузейный эрудит", экологические акции и праздники, такие как "День Байкала", "День знаний", "День воды", "День Земли" и др., Лаборатория музейной педагогики, а также летние экологические лагеря, выставки, тематические экскурсии, научно-исследовательские проекты, образовательные программы для учащихся 1 - 11 классов.
В целом, перспектива развития экологического образования в школе видится во внедрении системы непрерывного экологического образования с 1 по 11 классы на основе факультативов, элективных курсов и занятиях дополнительного образования.
В учебные планы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия включены дисциплины: "Основы экологии", "Экология", "Экологические основы природопользования", "Экология и гигиена", "Экологическое право", "Биология с основами экологии", "Естествознание, методика преподавания и экологическое воспитание", "Гигиена и экология человека", "Здоровый человек и его окружение", "Экология Бурятии".
В учебных заведениях проводятся олимпиады "Экомарафон", ежегодные конференции по экологическому праву, экологические форумы, работает научная секция "В мире интересного". Библиотеками приобретается литература экологической направленности, систематически обновляются экологические выставки. Совместно с юношеской библиотекой проводятся круглые столы по проблемам экологии.
В профессиональных училищах разработана программа по экологическому воспитанию, согласно которой ежегодно проходят следующие мероприятия: месячники по экологии, классные часы в группах, экологические марафоны, конкурсы плакатов, рисунков, экологические выставки, воспитательные мероприятия в библиотеке, участие в республиканском молодежном форуме с работами по экологии, экскурсии в лесопарковую зону проживающих в общежитии, субботники по сбору мусора на территории училища и прилегающих к нему участков.
ФГОУ СПО "Бурятский лесопромышленный колледж" участвует в реализации плана эксперимента Федеральной экспериментальной площадки "БЛПК - ресурсный центр эколого-образовательного пространства региона оз. Байкал". В рамках данного эксперимента проводятся республиканские и зональные научно-практические конференции преподавателей и студентов, выпускаются научно-методические сборники.
Данное образовательное учреждение взаимодействует с социальными партнерами: Кафедрой сельскохозяйственной экологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, Музеем природы Бурятии, Кафедрой ботаники Бурятского государственного университета, Бурятским республиканским техникумом строительства и городского хозяйства. Предметом взаимодействия являются:
1) совместное проведение экспедиций, научно-практических конференций, экологических акций;
2) организация и проведение совместной исследовательской работы студентов и преподавателей;
3) совместное прохождение практик студентами на базе лесоучастка колледжа;
4) совместная разработка и выпуск методической продукции.
Ежегодно на базе ГОУ СПО "Байкальский медицинский колледж" проходит международный студенческий туристско-экологический слет "Байкал-Найрамдал", в котором принимают участие преподаватели и студенты колледжа, а также работники медицины, образования и студенты из Баянхонгорского аймака Монголии.
Студенты Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий принимают участие в реализации республиканского проекта "Большая экологическая тропа в Тарбагатайском районе" по благоустройству экологических троп и комплекса на горе "Спящий лев".
Ежегодно в учреждениях НПО и СПО формируются экологические отряды для очистки прибрежной зоны оз. Байкал, организуются палаточные лагеря с участием самых активных учащихся.
Во всех вузах г. Улан-Удэ экология преподается как общеобразовательная дисциплина. Ведется подготовка специалистов-экологов различного профиля: "Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов", "Ликвидация последствий техногенных аварий", "Моделирование и управление экологическими системами" (Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления), "Агроэкология" - экологическое нормирование и сертификация сельскохозяйственных и природных объектов (Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова), "Эколог - природопользователь" (Бурятский государственный университет).
Ежегодно организуются студенческие научные симпозиумы, семинары с экологическими секциями, студенческие олимпиады. Проводятся научно-практические и образовательные конференции.
Экологическое просвещение и информирование населения по экологическим вопросам проводится через средства массовой информации и периодические издания (ежеквартальный научно-популярный журнал "Мир Байкала", учрежденный в 2005 году и первый детский экологический журнал "Ушкан", учрежденный в 2008 году), а также издание книг ("Красная книга Республики Бурятия", "Байкальская нерпа", "Лесоводы Бурятии", "Заказники Бурятии", "Рыбы озера Байкал"), буклетов, брошюр, открыток и календарей по экологической тематике.
Кроме того, обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды осуществляется посредством подготовки и издания ежегодного государственного доклада "О состоянии и охране окружающей среды Республики Бурятия", организации и проведения совещаний, семинаров, конференций, в том числе пресс-конференций и брифингов.
В сети Интернет сформированы и размещены информационные ресурсы: Красная книга Республики Бурятия (www.redbookrb.ru), День Байкала (www.daybaikal.ru), "7 чудес БУРЯТИИ" (www.minpriroda-rb.ru/burchudo). Создана информационная аналитическая система "Природа БУРЯТИИ" (ИАС) с целью формирования и ведения банков данных о природных ресурсах и природных объектах Республики Бурятия, которые представляют собой систематизированный свод документированных сведений об отдельных видах природных ресурсов и природных объектов, а также о природно-ресурсном потенциале отдельных территорий Республики Бурятия. Структура ИАС состоит из следующих информационных блоков: водные, лесные, минерально-сырьевые, растительные, водно-биологические ресурсы, ООПТ, объекты животного мира и охотничье-промысловые ресурсы, экология и ГИС.
Центрами экологической культуры на территории Республики Бурятия также являются:
1) публичные и научные библиотеки. Они комплектуют экологические структуры, формируют банки данных о состоянии окружающей среды и здоровья населения, целенаправленно осуществляют эколого-просветительскую деятельность в соответствии со своей компетенцией;