ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2013 года N 261
г. Улан-Удэ


О Государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"

(с изменениями на 16 января 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 26.02.2014 N 66, от 23.06.2014 N 290, от 04.12.2014 N 611, от 26.03.2015 N 141, от 27.05.2015 N 268, от 20.07.2015 N 362, от 10.12.2015 N 613, от 03.06.2016 N 239, от 21.02.2017 N 68, от 18.05.2017 N 222, от 11.10.2017 N 495, от 26.01.2018 N 37, от 11.05.2018 N 241, от 04.07.2018 N 360, от 18.12.2018 N 721, от 15.04.2019 N 190, от 04.06.2019 N 290, от 03.07.2019 N 367, от 22.07.2019 N 392, от 25.07.2019 N 403, от 03.09.2019 N 491, от 23.01.2020 N 33, от 03.04.2020 N 178, от 12.08.2020 N 475, от 18.11.2020 N 694, от 17.12.2020 N 767, от 20.05.2021 N 232, от 28.10.2021 N 618, от 20.12.2021 N 743, от 24.12.2021 N 766, от 04.03.2022 N 92, от 15.06.2022 N 347, от 14.11.2022 N 701, от 28.04.2023 N 228, от 12.05.2023 N 253, от 04.09.2023 N 520, от 12.12.2023 N 753, от 16.01.2024 N 17, с изм., внесенными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.09.2020 N 595)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 16.01.2024 N 17)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Абзац исключен. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2024 N 17.



Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 30.05.2013 N 261



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ"

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 16.01.2024 N 17)




I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"



1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования



1.1. Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Бурятия


Республика Бурятия располагает богатой минерально-сырьевой базой черных, цветных и редких металлов, сынныритов (комплексное сырье для получения калийного удобрения и алюминия), особо чистого кварцевого сырья, каменного и бурого угля, сырья для производства строительных материалов.


В недрах республики сосредоточено:


- из металлов - 48% российских запасов цинка, 32% молибдена, 24% свинца, 20% вольфрама, 11% бериллия, 10% урана;


- из неметаллов - 90% нефрита, 16% флюорита, 15% асбеста, 13% апатита.


Высокая доля запасов цветных и редких металлов в общероссийских предопределила включение минерально-сырьевого комплекса в число приоритетных направлений развития республики.


В настоящее время на территории республики осуществляется добыча рудного и россыпного золота, каменного и бурого угля, урана, нефрита, вольфрама, кварцитов, плавикового шпата и сырья для производства строительных материалов.


Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых в 2022 г. составил 105,6%. Отгружено продукции на сумму 79,9 млрд. рублей, или 156,6% к 2021 г. Это составляет третью часть объема промышленного производства в республике.


Объем добычи золота в 2022 г. составил 5965,17 кг, угля - 8659,2 тыс. тонн, урана - 920 тонн, нефрита - 538 тонн, вольфрама - 376 тонн.


Среднемесячная заработная плата работников в добыче полезных ископаемых составила в 2022 году 95,8 тыс. рублей, что в 1,9 раза превышает среднереспубликанский уровень.


Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия от организаций добывающей отрасли в 2022 году составили 7,2 млрд. руб. Это составляет 13% от общего уровня доходов республиканского бюджета и 43% от поступлений от организаций промышленности.


Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям отрасли составили около 12,3 млрд. руб. в 2022 г., что составляет пятую часть от объема инвестиций в целом по республике.


В Республике Бурятия имеется большинство видов сырья, отнесенного к стратегическому: уран, марганец, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, бериллий, германий, золото, серебро, особо чистое кварцевое сырье, цинк, фосфаты (апатитовые руды), плавиковый шпат, подземные воды.


Вместе с тем внутреннее потребление отдельных из перечисленных видов сырья в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом. К ним относятся полезные ископаемые, минерально-сырьевая база которых в России характеризуется преимущественно низким качеством (уран, марганец, титан, бокситы, плавиковый шпат).


Кроме этого, в нераспределенном фонде недр имеются крупнейшие месторождения чистого кварца, перспективные, но требующие доразведки либо переоценки в современных экономических условиях месторождения полиметаллов, железа, медно-никелевых руд, олова, титана, фосфоритов и целого ряда других полезных ископаемых.


В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации будет возрастать внутренняя и внешняя потребность в подземных водах.


В целях восполнения запасов полезных ископаемых действующих предприятий, выявления новых месторождений на территории Республики Бурятия проводятся работы по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Данные работы проводятся за счет средств недропользователей и средств федерального бюджета.


В 2022 году было выполнено и профинансировано геологоразведочных работ (далее - ГРР) на сумму 2127,8 млн. руб., из них из федерального бюджета - 217,3 млн. руб., средства недропользователей составили 1910,5 млн. руб.


Основной объем ассигнований был направлен на выполнение ГРР по золоту - 77% и нефриту - 17%, также недропользователями финансировались ГРР на калийно-глиноземное сырье, технические и теплоэнергетические воды.


Прирост запасов твердых полезных ископаемых осуществляется за счет средств недропользователей. По итогам 2022 года прошли государственную экспертизу и поставлены на государственный баланс запасы по следующим видам полезных ископаемых:


золото, всего - 4796 кг;


в том числе:


- россыпное С1 - 2297 кг; С2 - 1892 кг;


- золото рудное С2 - 607 кг;


серебро С2 - 0,6 т;


нефрит С2 - 26 т;


мин. тер. вода С2 - 0,295 тыс. куб. м/сут.;


подземная вода С1 - 0,6407 тыс. куб. м/сут.


Обеспечение потребности в общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), прежде всего для строительства жилья, промышленных объектов и автомобильных дорог, имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития республики.


Законом Республики Бурятия от 29.11.2005 N 1346-III установлен порядок пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия.


В настоящее время действуют 190 лицензий на общераспространенные полезные ископаемые и 573 лицензии на подземные воды с объемом добычи до 500 куб. м в сутки.


Объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в 2021 г. составил:


- песчано-гравийных пород - 968,5 тыс. куб. м;


- магматических пород - 1150,53 тыс. куб. м;


- кирпично-черепичных пород - 34,355 тыс. куб. м.


Геологическое изучение на участках недр местного значения осуществляется недропользователями за счет собственных средств.


Прирост запасов по общераспространенным полезным ископаемым за 2021 год составил:


- магматические породы (строительный камень) - 7825,63 тыс. куб. м;


- песчано-гравийные породы - 5546,2 тыс. куб. м.


Указанный прирост запасов значительно превышает объемы добычи в 2021 году, что свидетельствует о положительной динамике воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.


В настоящее время в минерально-сырьевом комплексе республики имеется ряд проблем, сдерживающих его развитие:


1) протяженный во времени характер колебаний цен на полезные ископаемые;


2) отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»