Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Мурманской области от 28.09.2018 N 448-ПП "Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2024 годы" (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 30.07.2021 N 529-ПП) следующие изменения:
1.1. Преамбулу изложить в редакции:
"В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", в целях оздоровления государственных финансов Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:".
1.2. В пункте 2:
1.2.1. В абзаце первом слова "государственной власти" исключить.
1.2.2. Абзац второй подпункта 2.3 изложить в редакции:
"- ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о ходе реализации мероприятий Программы;".
1.3. В пункте 4:
1.3.1. В абзаце первом слова "(Дягилева Е.В.)" заменить словами "(Селезнев М.А.)".
1.3.2. В подпункте 4.1 слова "государственной власти" исключить.
1.4. В пункте 6 слова "Дурягина Р.А." заменить словами "Дягилеву Е.В.".
1.5. Программу оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2024 годы, утвержденную вышеназванным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 - 2024 ГОДЫ
Программа оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2024 годы (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики Мурманской области, ориентированной на социально-экономическое развитие, оздоровление государственных финансов Мурманской области и укрепление устойчивости бюджетной системы Мурманской области.
Программа определяет основные направления деятельности исполнительных органов Мурманской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, оптимизации и приоритизации расходов областного бюджета Мурманской области и местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, совершенствования управления долговыми обязательствами.
Современное состояние бюджетной системы Мурманской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых расходных обязательств наиболее эффективным способом, оптимизацией бюджетных расходов на государственное и муниципальное управление, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности, в том числе за счет роста эффективности бюджетных расходов, мобилизации внутренних источников, более четкой увязки бюджетных расходов с достижением установленных целей государственной политики, обеспечения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении социальной помощи населению, соответствия финансовых возможностей региона ключевым направлениям развития, сохранения на безопасном уровне объема государственного долга, повышения прозрачности (открытости) бюджетного процесса.
Ключевые направления развития региона в бюджетно-финансовой сфере определяются положениями:
- посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;
- указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688, от 7 мая 2018 года N 204, от 21 июля 2020 года N 474 (далее - указы Президента Российской Федерации);
- Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645;
- Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-Р;
- бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период до 2041 года, утвержденного Правительством Мурманской области;
- прогноза социально-экономического развития Мурманской области;
- основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, разработанных Министерством финансов Российской Федерации;
- основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Мурманской области, утвержденных Правительством Мурманской области;
- государственных программ Мурманской области.
Информация об основных параметрах консолидированного бюджета Мурманской области в динамике за 2019 - 2022 годы приведена в таблице.
млн рублей
Наименование | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Доходы | 101783,9 | 108196,6 | 141990,2 | 128921,9 |
в том числе: | ||||
Налоговые и неналоговые | 87274,6 | 90216,8 | 123127,6 | 108678,2 |
из них: | ||||
налог на прибыль организаций | 33542,2 | 31833,2 | 56782,9 | 39534,7 |
налог на доходы физических лиц | 34198,7 | 39323,3 | 45280,5 | 45518,6 |
Безвозмездные поступления | 14509,3 | 17979,9 | 18862,6 | 20243,7 |
Расходы | 98397,5 | 106534,4 | 123731,4 | 154734,1 |
из них: | ||||
заработная плата и начисления на нее работникам казенных учреждений | 7912,0 | 8751,4 | 9531,1 | 11099,6 |
заработная плата и начисления на нее работников бюджетных и автономных учреждений | 29985,2 | 34928,8 | 36262,5 | 40515,1 |
Дефицит (-)/профицит (+) | 3386,4 | 1662,2 | 18258,7 | -25812,1 |
Просроченная кредиторская задолженность | 342,5 | 321,7 | 261,3 | 137,9 |
из них: | ||||
по коммунальным услугам | 252,9 | 254,9 | 240,4 | 132,7 |
Государственный долг | 14088,9 | 13647,3 | 12441,5 | 20284,9 |
Исполнение консолидированного бюджета Мурманской области за 2022 год характеризуется следующими данными:
по доходам - 128921,9 млн рублей, или 90,8 % по сравнению с исполнением за 2021 год;
по расходам - 154734,1 млн рублей, или 125,1 % по сравнению с исполнением за 2021 год.
Консолидированный бюджет Мурманской области за 2022 год исполнен с дефицитом в размере 25812,1 млн рублей.
Объем поступлений налоговых и неналоговых доходов региона в 2022 году составил 108678,2 млн рублей, со снижением к 2021 году на 14449,4 млн рублей, или на 11,7 %. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета Мурманской области в 2022 году составляет 84,3 %.
В 2022 году, как и в предыдущие годы, поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Мурманской области существенно зависело от результатов деятельности крупнейших налогоплательщиков, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой полезных ископаемых, производством минеральных удобрений, и предприятий топливно-энергетического комплекса, доля платежей которых в консолидированном бюджете региона составляет порядка 43 % в общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Мурманской области.
Поскольку вышеуказанные компании являются экспортно ориентированными, на их деятельность существенное влияние оказывают экономические факторы мирового характера, такие как волатильность курса национальной валюты, изменение конъюнктуры рынков сбыта и цен на производимую продукцию.
В целях определения целесообразности и результативности предоставления налогоплательщикам налоговых льгот и иных преференций по налогам в соответствии с Законом Мурманской области от 06.12.2019 N 2435-01-ЗМО "Об оценке эффективности налоговых расходов Мурманской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", постановлением Правительства Мурманской области от 03.12.2019 N 554-ПП "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Мурманской области и формирования перечня налоговых расходов Мурманской области" налоговые расходы Мурманской области подлежат ежегодной оценке эффективности (в срок до 1 сентября ежегодно).
Общий объем выпадающих (недополученных) доходов бюджета в результате предоставления налоговых льгот в 2021 году, по оценке, составил 10,9 млрд рублей, увеличившись в 2,3 раза (на 6,2 млрд рублей) по отношению к уровню 2020 года, что в большей степени обусловлено значительным ростом объема налоговых льгот по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.