Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан" приказываю:
1. Утвердить Стратегию развития туризма в Республике Татарстан на период 2021 - 2030 годов (далее - Стратегия) согласно приложению.
2. Заместителю председателя А.Е.Балахонцевой, руководителям структурных подразделений (Т.Э.Курмаев, А.А.Кайманова, В.А.Спиридонова, Р.Ш.Гарифуллина, Ю.Н.Рязанова, Л.И.Миннебаева) организовать работу по исполнению Стратегии.
3. Приказ Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 24.07.2017 N 109 "Об утверждении Стратегии развития туризма до 2021 года и плановый период 2030 года" признать утратившим силу.
4. Ведущему советнику отдела государственного регулирования туристской деятельности О.С.Аганиной разместить Стратегию на сайте Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель
С.Е.ИВАНОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2021 - 2030 ГОДОВ
Стратегия развития туризма в Республике Татарстан на период 2021-2030 годов (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.00.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р "О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года", Национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", Законом Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2021 год. При разработке Стратегии также использовались стратегии социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.
Стратегия подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественных организаций сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.
Основные понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"автотуризм" - разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль (ГОСТ Р 57806-2017 "Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования");
"деловой туризм" - путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п.;
"коллективные средства размещения" - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования");
"круизный туризм" - путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях;
"культурно-познавательный туризм" - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий;
"лечебно-оздоровительный туризм" - туризм с целью оздоровления и укрепления здоровья;
"молодежный туризм" - туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет;
"обеспечивающая инфраструктура" - объекты, необходимые для функционирования объектов туристской инфраструктуры на туристских территориях, в том числе сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, дноуглубление и берегоукрепление, берегозащитные, пляжеудерживающие сооружения, объекты благоустройства общественных городских пространств, очистные сооружения, а также подключение к ним;
"образовательный туризм" - туристические поездки с целью углубления знаний в различных сферах, дающие возможность получить диплом, сертификат или иной документ, удостоверяющий достоверность полученной квалификации;
"паломнический туризм" - туризм с целью посещения святых религиозных мест и поклонения им;
"промышленный туризм" - посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему (ГОСТ Р ИСО 13810-2016 "Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг");
"сезонность" - устойчиво (регулярно) повторяющаяся, характерная для туристской территории цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий пребывания туристов и экскурсантов;
"система навигации и ориентирования в сфере туризма" - совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков, конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций);
"событийный туризм" - туризм с целью посещения массовых мероприятий в сфере культуры, искусства, бизнеса, спорта (в том числе спортивный туризм, когда целью путешествия является посещение или участие в спортивно-зрелищных мероприятиях);
"туристская инфраструктура" - коллективные средства размещения, объекты общественного питания, объекты туристского показа и посещения, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и другие объекты, относящиеся к организациям, ведущим деятельность в соответствии с видами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящимися к собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм";
"туристская территория" - физическое пространство (муниципальное образование или группа муниципальных образований), которое характеризуется наличием общего туристского продукта;
"туристский поток" - совокупность внутренних и въездных туристов, прибывших на туристскую территорию;
"экологическая нагрузка на туристскую территорию" - совокупное воздействие всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах туристской территории;
"экологический туризм" - деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению (ГОСТ Р 56642-2015 "Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования").
Ответственный исполнитель Стратегии | Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
Соисполнители Стратегии | Министерства и ведомства, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти |
Цели Стратегии | 1. Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках. 2. Усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Республики Татарстан |
Задачи Стратегии | 1. Создание и развитие современной туристской инфраструктуры в Республике Татарстан. 2. Создание конкурентоспособного туристского продукта Республики Татарстан и повышение его качества. 3. Стимулирование спроса и продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и внешнем рынках. 4. Совершенствование системы управления туризмом в Республике Татарстан, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма |
Сроки и этапы реализации Стратегии | 2021 - 2030 годы 1 этап: 2021 - 2024 годы 2 этап: 2025 - 2030 годы |
Целевые показатели Стратегии | 1. Прогнозные показатели роста объема платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан, млн рублей (без учета смежных отраслей): 2020 год - 9 882,6 <*> 1 этап: 2021 год - 12 566,4 2022 год - 14 722,8 2023 год - 16 530,6 2024 год - 18 164,6 2 этап: 2025 год - 20 160,4 2026 год - 22 378,0 2027 год - 24 839,9 2028 год - 27 572,2 2029 год - 30 467,7 2030 год - 33 758,2 2. Прогнозные показатели роста количества внутренних и въездных туристских поездок в Республику Татарстан <**>, тыс. человек: 2020 год - 1 403,6 <*> 1 этап: 2021 год - 1 785,0 2022 год - 2 091,3 2023 год - 2 348,1 2024 год - 2 580,2 2 этап: 2025 год - 2 863,7 2026 год - 3 178,7 2027 год - 3 528,4 2028 год - 3 916,5 2029 год - 4 327,8 2030 год - 4 795,2 |
________________
* Базовое значение показателей
** Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Татарстан
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики Татарстана, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, торговли, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, уменьшение сроков бронирования туристических поездок, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств транспорта и размещения туристов, увеличение доли индивидуального туризма.
К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития общества.
Эффективное использование туристского потенциала республики, создание условий для качественного отдыха на территории Татарстана как для иностранных, так и российских граждан требует качественного стратегического планирования.
Республика Татарстан играет заметную роль в развитии туризма Российской Федерации, показывая устойчивую положительную динамику по основным показателям: рост туристского потока и рост объема оказанных услуг в сфере туризма.
Положительная динамика в сфере туризма в республике достигается благодаря продуманной политике органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры, а также продвижению туристских возможностей Татарстана в России и за рубежом.
Ежегодный рост туристского потока в республику составляет в среднем 8%. Однако в связи с распространением по всему миру новой коронавирусной инфекции и из-за введенных ограничений по противодействию распространению инфекции, а именно: запрета въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, запрета на проведение массовых мероприятий, рекомендаций Роспотребнадзора об ограничении поездок по России, введения режима повышенной готовности, а также режима самоизоляции, в 2020 году было снижение по всем показателям.
Динамика роста туристского потока в Республике Татарстан с 2015 по 2020 годы представлена в Таблице 1, динамика роста объема туристских услуг с 2015 по 2020 годы в Республике Татарстан представлена в Таблице 2.
Численность лиц, размещенных коллективными средствами размещения в Республике Татарстан
Наименование показателя | Годы | |||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек | 1 680,4 | 1 861,2 | 2 096,0 | 2 117,2 | 2 228,0 | 1 403,6 |