Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТУРИЗМУ

ПРИКАЗ

от 24 июля 2017 года N 109

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ДО 2021 ГОДА И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Государственного комитета Республики Татарстан
 по туризму от 16 февраля 2022 года N 18

____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2016 N 529 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых стратегий Республики Татарстан" приказываю:

1. Утвердить Стратегию развития сферы туризма в Республике Татарстан до 2021 года и плановый период до 2030 года (далее - Стратегия) согласно приложению.

2. Заместителям председателя (А.И.Абдрашитов, Л.М.Саетова), руководителям структурных подразделений (Т.Э.Курмаев, Е.Е.Попова, А.Е.Балахонцева, Г.Р.Ситдикова, Г.Д.Харисова, Ю.Н.Рязанова) организовать работу по исполнению Стратегии.

3. Приказ Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 30.12.2016 N 174 "Об утверждении Стратегии развития туризма до 2021 года и плановый период до 2030 года" признать утратившим силу.

4. Ведущему советнику отдела государственного регулирования туристской деятельности О.С.Аганиной разместить Стратегию на сайте Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель
С.Е.ИВАНОВ



Приложение
к приказу
Государственного комитета
Республики Татарстан
от 24 июля 2017 года N 109

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2016 - 2021 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


 1. Общие положения


Стратегия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р, направленными на формирование в Республике Татарстан современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса.

Разработка Стратегии основана на ежегодном послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ, Законе Республики Татарстан от 17 июня 2015 года "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".

При разработке Стратегии также использовались стратегии социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.

Стратегия содержит направления развития туризма в целях создания гостеприимной, высокотехнологичной, территориальной, инфраструктурной, правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Республике Татарстан.

Стратегия подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественных организаций сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.


2. Паспорт Стратегии развития сферы туризма в Республике Татарстан на 2016 - 2021 годы и на период до 2030 года

Ответственный исполнитель Стратегии

Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

Соисполнители Стратегии

Министерства и ведомства, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Цель Стратегии

Республика Татарстан - лидер по ключевым показателям развития сферы туризма в Российской Федерации

Задачи Стратегии

1. Формирование доступной и комфортной туристской среды, создание туристской инфраструктуры.

2. Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан.

3. Усиление социальной роли туризма.

4. Совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма.

5. Продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках

Основные результаты и сроки реализации Стратегии

Основные результаты реализации Стратегии к 2030 году: увеличение внутренних и въездных туристских потоков в Республику Татарстан:

к 2021 году - 3498,4 тыс. чел.;

к 2030 году - 6720,7 тыс. чел.;

объем платных услуг в сфере туризма:

к 2021 году - 18412,8 млн руб.;

к 2030 году - 39778,8 млн руб.;

увеличение количества ночевок в коллективных средствах размещения:

к 2021 году: 13993,6 тыс. ед.;

к 2030 году - 33603,5 тыс. ед.;

количество человек, занятых в сфере туризма и гостеприимства:

к 2021 году - 40 000 чел.;

к 2030 году - 50 000 чел.;

Сроки реализации Стратегии:

1-й этап - 2016 - 2021 годы;

2-й этап - 2022 - 2030 годы


 3. Цели, задачи, приоритеты и способы их эффективного достижения и решения


Туризм играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, способствует социально-экономическому развитию муниципальных образований Республики Татарстан.

Эффективная государственная поддержка реализации настоящей Стратегии позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в сферу туризма на условиях государственно-частного партнерства, но и улучшить имидж республики.

Цель Стратегии: Республика Татарстан - лидер по ключевым показателям развития сферы туризма в Российской Федерации.

Для достижения сформированной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование доступной и комфортной туристской среды, создание туристской инфраструктуры.

2. Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан.

3. Усиление социальной роли туризма.

4. Совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма.

5. Продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках.

Решение задачи по формированию доступной и комфортной туристской среды и созданию туристской инфраструктуры предусматривает проведение работ по созданию проектов ряда перспективных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства. При этом планируется комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров, которые станут точками роста развития региона, межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес: исторических и культурных центров, объектов показа, других мест, привлекательных для туристов. Отдельное внимание определено реализации Флагманского проекта пространственного развития "Экозона "Волжско-Камский поток", нацеленного на обеспечение общественного доступа к водным и прибрежным ландшафтам Татарстана; поддержку и капитализацию природных и культурных ценностей на прибрежных территориях; обеспечение синергетического эффекта при развитии прибрежных территорий через общее видение будущего, совершенствование системы управления и мониторинг результатов реализации проекта.

Работа по развитию туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан будет вестись в рамках следующих мероприятий:

создание базового пакета инвестиционных предложений и проектов развития инфраструктуры туризма республики;

капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных туристско-рекреационных кластеров и туристских центров ("Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Нариман", развлекательный парк в Верхнеуслонском муниципальном районе и др.);

проектирование и создание автотуристических кластеров.

Структурообразующими функциональными элементами Стратегии являются туристско-рекреационные кластеры "Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Нариман", развлекательный парк в Верхнеуслонском муниципальном районе и др., в рамках которых на отдельных территориях региона будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики.

Кроме туристско-рекреационных кластеров предусмотрено проектирование и создание автотуристических кластеров, которые будут располагаться вблизи федеральных трасс.

Для решения указанной задачи предполагается использовать возможности софинансирования из бюджетных средств и средств инвесторов. Бюджетные средства, в т.ч. средства бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета, на II этапе реализации Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" планируется вкладывать в финансирование объектов инженерной инфраструктуры приоритетных кластеров, а средства инвесторов - в финансирование объектов туристско-рекреационного назначения.

Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.

Для решения задачи повышения качества и конкурентоспособности республиканского туристского продукта и обслуживания туристов с учетом действующих внутренних и международных стандартов планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на проведение исследований туристского рынка республики, связанных с оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторингом качества оказываемых туристских услуг, совершенствованием технологического обеспечения отрасли, формированием современной статистики туризма. Данное направление предполагает развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, организацию взаимодействия в области управления качеством турпродукта с общественными профессиональными организациями сферы туризма и гостеприимства. Кроме того, в данный раздел включены мероприятия по созданию современной системы туристской навигации, в т.ч. установка коричневых туристских указателей, принятых в международной практике туризма, на основных трассах по направлению к туристским объектам.

В результате реализации этих мероприятий будут созданы условия для повышения конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, качества оказываемых туристских услуг.

Помимо этого, важными представляются следующие направления:

развитие и повышение конкурентоспособности республиканских туристских брендов (г. г. Казань, Елабуга, г. Чистополь и Чистопольский район, Зеленодольск и Зеленодольский район, "Древний город Болгар", "Остров-град Свияжск", "Резиденция Кыш бабая и Кар кызы");

расширение ассортимента республиканского турпродукта, формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма (этнического, культурно-познавательного, экологического, рыболовного, сельского, оздоровления, отдыха и рекреации, туризма с активными способами передвижения), а также государственная поддержка социально значимых проектов и инициатив, формирование республиканского событийного календаря.

Решение задачи по увеличению разнообразия предоставляемых туристских услуг предполагает организацию республиканских конкурсов, направленных на определение перспективных туристских проектов, программ и маршрутов в Республике Татарстан.

Мероприятия по повышению качества республиканского туристского продукта и уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма включают в себя:

проведение специальных исследований туристского рынка, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторинга качества оказываемых туристских услуг;

организацию повышения квалификации кадров туриндустрии в преддверии международных событий;

развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства;

создание условий для эффективной деятельности некоммерческих и общественных организаций в сфере туриндустрии;

создание современной системы туристской навигации.

Решение задачи по усилению социальной роли туризма включает в себя разработку и реализацию программ развития социально ориентированных видов туризма, в первую очередь, социального и детского, а также внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в учебные планы и проведение конкурсов туристско-краеведческой и социальной направленности.

Решение задачи по совершенствованию системы управления и статистического учета, в первую очередь, предполагает разработку системы статистических показателей эффективности деятельности, а также внедрение лучших практик в работу органа исполнительной власти в сфере туризма.

Решение задачи по продвижению туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках предполагает участие в специализированных туристских выставках, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом.

Для продвижения туристского продукта Республики Татарстан на мировом и внутреннем туристских рынках в течение всего срока реализации Программы необходимо, в первую очередь, существенно увеличить присутствие туристских возможностей Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организовать разработку и использование современных IT-сервисов, проектов и услуг в сфере туризма, обеспечить развертывание информационно-пропагандистских кампаний и проведение комплекса других мероприятий, направленных на формирование и продвижение туристского имиджа Республики Татарстан как привлекательного направления для туристов. В программных мероприятиях также могут быть учтены средства, вкладываемые субъектами туристского бизнеса в продвижение турпродукта.

Решение задачи по формированию благоприятного туристского имиджа республики, увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению определяется государственной поддержкой первоочередных мероприятий:

организация проведения и участие в российских туристских выставках;

организация и проведение конкурсов, направленных на развитие туриндустрии;

организация проведения и участие в конференциях и семинарах;

формирование туристского бренда Республики Татарстан.

Мероприятия по продвижению туристского продукта Республики Татарстан включают в себя:

увеличение присутствия туристских возможностей Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая поддержание и продвижение республиканского сайта по туризму, а также конкурентоспособного цифрового контента, сервисов и наполнение информационного ресурса;

развитие сети и координация деятельности туристских информационных центров (включая Call-centre) и обеспечение их работы, взаимодействие с российскими и зарубежными туристскими информационными центрами;

издание и распространение рекламно-имиджевых материалов о туризме в Республике Татарстан;

организацию и проведение международных, общероссийских, межрегиональных, республиканских мероприятий, направленных на формирование туристского имиджа и продвижение республики на туристских рынках, включая создание рекламных фильмов и роликов, цикловой телепередачи, участие в выездных презентациях (road-show), организацию и проведение в республике международных встреч с участием представителей регионов России и зарубежья, проведение других имиджевых мероприятий (в т.ч. в рамках проекта "Великая Волга" и других межрегиональных мероприятий, ежегодных авто- и велопробегов Казань - Свияжск, Казань - Болгар и других).


4. Оценка состояния отрасли туризма в Республике Татарстан


В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики Татарстана, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств транспорта и размещения туристов, а также общее повышение цен.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»