(с изменениями на 2 февраля 2024 года)
(в ред. распоряжений Правительства Ставропольского края от 28.12.2023 N 915-рп, от 02.02.2024 N 108-рп)
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Ставропольского края на период до 2035 года.
2. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Ставропольского края:
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. распоряжений Правительства Ставропольского края от 28.12.2023 N 915-рп, от 02.02.2024 N 108-рп)
Бюджетный прогноз Ставропольского края на период до 2035 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Закона Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае" и Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Ставропольского края на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 15 июня 2015 г. N 253-п.
Бюджетный прогноз определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики и основные характеристики консолидированного бюджета Ставропольского края (далее - консолидированный бюджет) и бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) на долгосрочный период. Подходы к формированию бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики Ставропольского края за предыдущие годы.
Текущее состояние бюджетной системы Ставропольского края характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, укреплением налогового потенциала и совершенствованием налогового администрирования, концентрацией финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития Ставропольского края, эффективностью управления государственным долгом, обеспечением сбалансированности краевого бюджета, а также содействием сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ставропольского края.
Ключевые направления развития Ставропольского края в бюджетно-финансовой сфере определялись требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, задачами, поставленными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Законом Ставропольского края "О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года", государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2023 г. N 768-п, Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов консолидированного бюджета Ставропольского края и сокращению государственного долга Ставропольского края на 2023 - 2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 марта 2023 г. N 145-рп, а также итогами реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Ставропольского края в предшествующие периоды.
(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 02.02.2024 N 108-рп)
На протяжении последних лет проводилась работа по реализации мер, направленных на повышение качества планирования и исполнения консолидированного бюджета, увеличение налоговых и неналоговых доходов, консолидацию бюджетных расходов и снижение долговой нагрузки.
За период с 2019 по 2021 год общий объем доходов консолидированного бюджета возрос с 138,8 млрд рублей до 184,9 млрд рублей, или на 33,2 процента.
В общей структуре доходов консолидированного бюджета более 60,0 процента приходится на налоговые и неналоговые доходы. За период с 2019 по 2021 год объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета увеличился на 20,5 млрд рублей и в 2021 году составил 111,5 млрд рублей.
В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2019 - 2021 годах наибольший удельный вес (85,0 процента) занимали 5 видов налогов - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налог на имущество организаций.
Уровень объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет за 2019 - 2021 годы в среднем составил 39,5 процента.
В 2020 году Ставропольский край получил беспрецедентную финансовую поддержку из федерального бюджета. Эта помощь позволила частично компенсировать снижение собственных доходов, исполнить принятые обязательства.
За период 2019 - 2021 годов приоритетным направлением расходования средств консолидированного бюджета являлось достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, посредством реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федеральных проектов, ориентированных на достижение общественно значимых результатов и выполнение задач национальных проектов.
Расходы как консолидированного бюджета, так и краевого бюджета сохранили социальную направленность. Наряду с национальными проектами в приоритетном порядке осуществлялось финансовое обеспечение отраслей социального блока. Доля расходов краевого бюджета, направленных на отрасли социального блока, в 2019 - 2021 годах составляла почти 70,0 процента в общих расходах краевого бюджета.
Основные параметры консолидированного бюджета и краевого бюджета за период 2019 - 2021 годов представлены в таблице 1.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
консолидированного бюджета и краевого бюджета за период 2019 - 2021 годов
(млрд рублей)
Наименование показателя | 2019 год | 2020 год | 2021 год | |||
консолидированный бюджет | краевой бюджет | консолидированный бюджет | краевой бюджет | консолидированный бюджет | краевой бюджет | |
Доходы | 138,8 | 116,8 | 162,1 | 139,8 | 184,9 | 159,6 |
Расходы | 138,7 | 116,8 | 161,8 | 140,4 | 171,3 | 146,9 |
Дефицит | 0,1 | 0,0 | 0,3 | -0,6 | 13,6 | 12,7 |
Государственный долг | 35,5 | 31,4 | 39,7 | 36,5 | 32,3 | 28,9 |
Государственный долг Ставропольского края (далее - государственный долг) в течение 2019 - 2021 годов сократился на 4,1 млрд рублей и составил на 01 января 2022 года 28,9 млрд рублей или 33,6 процента к общему объему доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год.
По итогам 2021 года в структуре государственного долга среднесрочные и долгосрочные заимствования в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета и государственных облигаций Ставропольского края составляют 98,6 процента в общем объеме государственного долга.
Ставропольским краем выполнены все условия, предусмотренные соглашением N 01-01-06/06-61 о предоставлении бюджету Ставропольского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Ставропольского края от 14 мая 2015 г.
В 2020 и 2021 годах осуществлялись рейтинговые действия в отношении Ставропольского края и выпусков государственных ценных бумаг Ставропольского края по национальной и международной рейтинговым шкалам.
Кредитные рейтинги Ставропольского края в 2020 и 2021 годах представлены в таблице 2.
КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ
Ставропольского края в 2020 и 2021 годах
Наименование рейтинговой шкалы | Дата установления кредитного рейтинга Ставропольского края | Уровень кредитного рейтинга Ставропольского края |
Национальная | 15 июня 2020 года | ru А стабильный прогноз |
09 декабря 2020 года | ru А стабильный прогноз | |
02 июня 2021 года | ru А стабильный прогноз | |
01 декабря 2021 года | ru А стабильный прогноз | |
Международная | 10 апреля 2020 года | ВВ + негативный прогноз |
09 октября 2020 года | ВВ + негативный прогноз | |
09 апреля 2021 года | ВВ + стабильный прогноз | |
01 октября 2021 года | ВВ + стабильный прогноз |
По национальной рейтинговой шкале оценка кредитного рейтинга Ставропольского края сохранена на достигнутом в 2018 году уровне. По международной рейтинговой шкале оценка кредитного рейтинга Ставропольского края сохранена на достигнутом уровне, прогноз улучшен до стабильного.
Министерством финансов Российской Федерации в 2021 году Ставропольский край отнесен к числу заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
Показатели долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2022 года представлены в таблице 3.
ПОКАЗАТЕЛИ
долговой устойчивости Ставропольского края по состоянию на 01 августа 2022 года
(процентов)