ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2023 года N 56-ПП


О концепции обеспечения комплексной безопасности детей на территории Мурманской области на 2023 - 2025 годы

(с изменениями на 10 апреля 2023 года)

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.04.2023 N 256-ПП)



В целях создания единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей на территории Мурманской области, в соответствии с протоколом заседания Правительства Мурманской области от 31.05.2022 N 5 Правительство Мурманской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


- Концепцию обеспечения комплексной безопасности детей на территории Мурманской области на 2023 - 2025 годы (далее - Концепция);


- План мероприятий по реализации Концепции (далее - План).


2. Исполнительным органам Мурманской области обеспечить выполнение Плана, утвержденного настоящими постановлением.


3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов государственной власти в рамках своей компетенции принять участие в реализации Плана.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации Концепции, утвердить планы мероприятий по реализации Концепции на территории муниципальных образований.



Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС



Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 30 января 2023 г. N 56-ПП



КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2025 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.04.2023 N 256-ПП)




I. Общие положения


1.1. Настоящая Концепция обеспечения комплексной безопасности детей на территории Мурманской области на 2023 - 2025 годы (далее - Концепция) представляет собой целостную систему принципов, целей, задач и приоритетных мер, направленных на создание безопасных условий для несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, снижение рисков детской гибели и травматизма, в том числе от угроз техногенного характера, на объектах социальной инфраструктуры, а также повышение уровня ответственности за жизнь и здоровье детей. В рамках Концепции термины "дети" и "несовершеннолетние" являются равнозначными.


В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Мурманской области в сфере обеспечения безопасности детей.


Под безопасностью детей понимаются условия для полноценного развития несовершеннолетних, не вызывающие риска причинения вреда жизни и здоровью (как физическому, так и психическому) будущего поколения региона.


1.2. Реализация настоящей Концепции исполнительными органами Мурманской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, общественными организациями и некоммерческими объединениями при поддержке территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений в Мурманской области позволит сконцентрировать усилия на решении конкретных проблем в вопросах безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, противодействия угрозам и рискам, имеющим место на территории Мурманской области.


1.3. В Концепции представлен анализ состояния системы обеспечения безопасности детей в Мурманской области, определены приоритетные цели и задачи в указанной сфере, сформулированы основные направления деятельности.


1.4. Правовую основу Концепции составляют:


Конституция Российской Федерации;


Семейный кодекс Российской Федерации;


Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";


Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";


Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";


Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";


Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";


Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


Закон Мурманской области от 28.12.2004 N 571-01-ЗМО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области";


Закон Мурманской области от 29.12.2004 N 586-01-ЗМО "О перевозке в пределах территории Мурманской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций";


Закон Мурманской области от 16.04.2008 N 953-01-ЗМО "Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Мурманской области";


Закон Мурманской области от 02.03.2009 N 1072-01-ЗМО "О защите нравственности и здоровья детей в Мурманской области";


Закон Мурманской области от 08.11.2010 N 1268-01-ЗМО "Об Уполномоченном по правам ребенка в Мурманской области".


Настоящая Концепция может являться основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования по вопросам обеспечения безопасности детей в Мурманской области.



II. Состояние системы обеспечения безопасности детей



2.1. Информационная безопасность детей


В настоящее время информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") становится важнейшим институтом социализации, образования и воспитания детей, замещая традиционно сложившиеся формы.


Актуальной проблемой стала необходимость обеспечения информационной безопасности детей. Во всех общеобразовательных организациях в Мурманской области внедрена система контентной фильтрации доступа к сети "Интернет", определены лица, ответственные за обеспечение безопасной работы обучающихся в сети "Интернет".


Ежегодно проводятся Единый урок безопасности в сети "Интернет", мероприятия, направленные на повышение уровня информационной грамотности детей, формирование способности противостояния негативным проявлениям в сети "Интернет", а также на повышение информированности родителей (иных законных представителей) о проблемах безопасности детей, в том числе в информационном пространстве. В общеобразовательных организациях проводятся уроки по вопросам информационной безопасности детей.



2.2. Безопасность детей на дорогах


Продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах.


Несмотря на то, что по итогам 2022 года детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется снижением числа происшествий с участием несовершеннолетних на 10,5 % (с 86 до 77) и числа пострадавших в них детей 15,5 % (с 97 до 82), число погибших детей увеличилось на 66,7 % (с 3 до 5).



2.3. Преступность среди несовершеннолетних


Актуальной остается проблема подростковой преступности, несмотря на снижение по итогам 2022 года числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (-15,8 %; с 259 до 218). Значительно снизилось число совершенных подростками тяжких и особо тяжких преступлений (18,5 %; с 65 до 53). Значительно снизилось число несовершеннолетних, совершивших преступления (12,1 %; со 182 до 160).


В 2022 году муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав Мурманской области (далее - муниципальные комиссии) проводилась индивидуальная профилактическая работа с 1422 несовершеннолетними, из которых 625 признаны находящимися в социально опасном положении. Выявлено 638 несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния.



2.4. Семейное неблагополучие


Дети, находящиеся без надзора взрослых (родителей, педагогических работников), проживающие в неблагополучных семьях, наиболее подвержены различным рискам.


В целях профилактики гибели и травматизма детей, защиты их прав и законных интересов большое внимание в деятельности органов и учреждений системы профилактики уделяется профилактике семейного неблагополучия на ранних этапах его проявления. В указанных целях выработан алгоритм взаимодействия муниципальных комиссий с органами опеки и попечительства, детскими поликлиниками, учреждениями социальной защиты населения. На следующем этапе строится работа с семьей, включая все субъекты системы профилактики, в случае необходимости решается вопрос о привлечении родителей к административной ответственности. Ежегодно, в том числе и по инициативе муниципальных комиссий, проводятся профилактические операции, направленные на профилактику жестокого обращения с детьми и подростками, укрепление семейных ценностей: "Семья", "Семья и дети", "Защитим детей от насилия", "Неблагополучная семья".


В 2022 году муниципальными комиссиями проводилась профилактическая работа с 1093 (2021 - 1087) семьями, из которых 554 (2021 - 564) имеют статус находящихся в социально опасном положении, в которых родители не исполняют обязанности по воспитанию, содержанию детей. В течение года выявлено 265 (2021 - 236) семей, признанных находящимися в социально опасном положении.


В отношении родителей или иных законных представителей муниципальными комиссиями рассмотрено 2382 (2021 - 2516) дела (материалов) за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.


Несмотря на уменьшение количества семей, находящихся в социально опасном положении, создание благоприятных условий жизни для детей остается одной из приоритетных задач.



2.5. Подростковый суицид


На территории Мурманской области в 2022 году зафиксировано 31 суицидальных попыток несовершеннолетних, из которых 2 закончились смертью несовершеннолетних.


По итогам проведенного анализа выявлено, что самоубийства совершены при наличии не одной, а нескольких причин. Факторами, влияющими на совершение суицида, являются ссора с близким человеком, его смерть, непонимание со стороны окружающих, проблемы в учебе, неразделенное чувство любви к противоположному полу, наличие психического расстройства личности и иные факторы.



2.6. Преступления в отношении несовершеннолетних


(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.04.2023 N 256-ПП)



По итогам 2022 года зарегистрировано 854 преступления, совершенных в отношении несовершеннолетних (-5,7 %; 2021 год - 906). Число преступлений насильственного характера, совершенных в отношении несовершеннолетних, составило 177 (-9,2 %, 2021 год - 195), в том числе 100 фактов совершения преступлений против их половой неприкосновенности (-5,7 %; 2021 год - 106).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»