(с изменениями на 1 февраля 2024 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
В целях осуществления долгосрочного бюджетного планирования в Алтайском крае в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 закона Алтайского края от 3 апреля 2015 года N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае" и пунктом 2 Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Алтайского края на долгосрочный период, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2015 года N 179, утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Алтайского края на период до 2035 года.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утвержден
Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 30 января 2023 г. N 36-р
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
Бюджетный прогноз Алтайского края на период до 2035 года (далее - "Бюджетный прогноз") разработан с учетом закона Алтайского края от 6 сентября 2021 года N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально экономического развития Алтайского края до 2035 года". Бюджетный прогноз разработан в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
Целью разработки бюджетного прогноза Алтайского края до 2035 года является оценка долгосрочной динамики основных бюджетных параметров, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики поддержать устойчивость бюджетной системы Алтайского края и обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного бюджета Алтайского края в долгосрочной перспективе, а также достижение стратегических целей социально-экономического развития Алтайского края.
К задачам бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:
определение основных характеристик консолидированного и краевого бюджетов Алтайского края на долгосрочный период;
обеспечение открытости и прозрачности параметров краевого бюджета, базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
принятие мер совершенствования налоговой, бюджетной, долговой политики на долгосрочный период, обеспечивающих сбалансированность консолидированного бюджета Алтайского края;
идентификация, профилактика и минимизация основных бюджетных рисков;
определение объемов финансового обеспечения государственных программ Алтайского края на период их действия.
В условиях продолжающихся санкционных мер давления на секторы экономики России и ограничений доступа российских компаний к мировому рынку капитала и технологий, складывающейся конъюнктуры цен на сырьевых и валютных рынках актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики приобретает особое значение.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения Алтайского края.
При подготовке настоящего Бюджетного прогноза были учтены положения посланий Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, стратегические цели, определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, Основные направления бюджетной и налоговой политики Алтайского края на очередной финансовый год и на плановый период.
Бюджетный прогноз, обеспечивающий учет особенностей и условий формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Алтайского края, является базовой предпосылкой для внедрения механизма противодействия бюджетным рискам, повышает предсказуемость и стабильность бюджетов, а также качество управления общественными финансами.
В целях обеспечения комплексного подхода к управлению бюджетной устойчивостью и эффективностью функционирования бюджетной системы Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по повышению способности бюджета Алтайского края справляться с временными макроэкономическими колебаниями, а также его регулярной актуализации с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Алтайского края за предыдущие годы. Основные направления бюджетной и налоговой политики края в период 2017 - 2022 годов с учетом ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и принятием мер по устранению ее последствий, а также с предотвращением влияния ухудшения геополитической ситуации на развитие отраслей экономики, были ориентированы на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном исполнении действующих расходных обязательств и выполнении задач, определенных в указах Президента Российской Федерации, на повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, малого бизнеса, развитие дорожной сети, а также на сохранение и повышение достигнутого уровня жизни населения.
Результатом проводимой работы является положительная динамика поступления доходов и эффективность распределения расходов консолидированного и краевого бюджетов Алтайского края.
млн рублей
N п/п | Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
1. | Доходы | 102067 | 119763 | 126457 | 154273 | 173366 | 184144 |
1.1. | Налоговые доходы | 61922 | 67860 | 71996 | 74882 | 89160 | 94796 |
1.2. | Неналоговые доходы | 4405 | 4185 | 4372 | 5085 | 6911 | 9318 |
1.3. | Безвозмездные поступления | 35740 | 47718 | 50089 | 74306 | 77295 | 80030 |
2. | Расходы | 99772 | 110974 | 126016 | 148325 | 164506 | 195542 |
3. | Дефицит (-)/профицит (+) | 2295 | 8789 | 441 | 5948 | 8860 | -11398 |
Показатели исполнения консолидированного бюджета Алтайского края за анализируемый период отражают:
1) положительную динамику доходов консолидированного бюджета Алтайского края в 2017 - 2021 годах, при этом наиболее значительный рост наблюдался по основным бюджетообразующим налогам: налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогам на совокупный доход и акцизам, несмотря на непростую экономическую ситуацию в 2020 и 2021 годах.
В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Введение экономических и финансовых санкционных ограничений в отношении Российской Федерации отразилось на динамике поступлений в бюджет края одного из основных доходных источников - налога на прибыль организаций. При общей положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2022 году к уровню 2021 года поступления налога на прибыль сложились ниже уровня 2021 года;
2) увеличение объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет края: в 2017 - 2018 годах - за счет увеличения объема поступлений субсидий из федерального бюджета в краевой бюджет, в 2019 - 2022 годах - за счет увеличения объема всех видов межбюджетных трансфертов;
3) увеличение расходов консолидированного бюджета края в абсолютных суммах: в течение шести лет расходы консолидированного бюджета края увеличились в 2 раза;
4) сохранение структуры расходов консолидированного бюджета Алтайского края: основная доля расходов приходится на образование, социальную политику, здравоохранение, национальную экономику.
Бюджетная политика Алтайского края была направлена на безусловное выполнение социальных обязательств: своевременное и полное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и мер социальной поддержки, предусмотренных отдельным категориям граждан, а также поддержание необходимого уровня социально-экономического развития региона;
5) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета: в 2017 - 2021 годах консолидированный бюджет был исполнен с профицитом, в 2022 году - с дефицитом в связи с увеличением расходов на выплату заработной платы, социальные выплаты и расходы капитального характера.
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, так и проводимая на федеральном уровне политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, ограничение государственного долга.
Положительная динамика поступлений основных бюджетообразующих доходных источников в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и внешнего санкционного давления обеспечена за счет взаимодействия исполнительных органов Алтайского края с территориальными федеральными органами и органами местного самоуправления в проведении работы по формированию стабильных условий, сохранению достигнутого уровня налогового потенциала, увеличению собираемости доходов и своевременному оказанию принятых на федеральном и региональном уровнях мер поддержки отраслям экономики, оказавшимся в сложном финансовом положении.
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 01.02.2024 N 69-р)
В рамках проводимой в крае работы по обеспечению темпов роста поступлений доходов в консолидированный бюджет края реализуется План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Алтайского края и сокращению государственного долга Алтайского края, утвержденный распоряжением Администрации Алтайского края от 8 мая 2015 года N 128-р, и Программа мероприятий по росту доходного потенциала и по оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Алтайского края от 23 августа 2019 года N 321-р.
Проводится оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставленных органами государственной власти Алтайского, края и органами местного самоуправления, по результатам которой все установленные льготы признаны эффективными.
В части формирования доходов консолидированного бюджета Алтайского края за счет налогов на недвижимое имущество, исчисляемых на основе его кадастровой стоимости, проводится работа по повышению эффективности налогообложения указанных объектов. Проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости и земельных участков отдельных категорий земель.
В рамках реализации работы по выравниванию налоговой нагрузки на объекты собственности ежегодно проводится актуализация Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный Перечень на 2017 год включал 1796 кадастровых номеров объектов коммерческой недвижимости, а на 2023 год расширен до 6655 кадастровых номеров.
Начиная с 2021 года, бюджетная система Алтайского края получила положительный бюджетный эффект от перехода с 1 января 2020 года к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.
На постоянной основе проводится работа по выявлению правообладателей объектов недвижимости и регистрации права собственности на указанные объекты и увеличению доходов от использования государственного и муниципального имущества, оптимизация состава и структуры государственной собственности с целью получения дополнительных доходов от ее использования или реализации.
Результатом проведения вышеназванных мероприятий стало повышение налогового и неналогового потенциала на территории Алтайского края путем вовлечения в оборот дополнительных объектов налогообложения.
В рамках совершенствования регионального налогового законодательства принят ряд изменений в части специальных налоговых режимов, учитывающих интересы представителей субъектов малого и среднего предпринимательства и позволяющих налогоплательщику выбрать налоговый режим с оптимальной налоговой нагрузкой. Для создания благоприятных условий перехода с единого налога на вмененный доход на другие режимы налогообложения были внесены изменения в патентную систему налогообложения, введен с 1 июля 2020 года специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", продлены налоговые каникулы до 2024 года по упрощенной и патентной системам налогообложения.