Утвердить прилагаемую стратегию социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года" (Сборник законодательства Алтайского края, 2012, N 199, часть I).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
г. Барнаул
6 сентября 2021 года
N 86-ЗС
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2035 ГОДА
Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года (далее - стратегия) является базой региональной системы стратегического планирования. Она определяет долгосрочные цели, приоритетные направления и задачи, к которым будет стремиться край в своем поэтапном развитии, предлагает основные инструменты и механизмы их достижения с учетом имеющегося в регионе потенциала, конкурентных преимуществ и современных вызовов внешней среды.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и законом Алтайского края от 3 апреля 2015 года N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае", с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, в других документах стратегического планирования федерального уровня, а также в Климатической доктрине Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 861-рп.
С 2007 года долгосрочное развитие региона осуществлялось в рамках комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 28 декабря 2007 года N 622), которая в том числе включала стратегию социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года (далее - стратегия - 2025). В 2012 году с появлением новых подходов к государственному управлению, связанных с переходом на среднесрочное планирование регионального бюджета, бюджетированием, ориентированным на результат, сочетанием стратегического и территориального планирования, стратегия - 2025 была актуализирована (закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года N 86-ЗС).
Стратегия - 2025 предполагала развитие Алтайского края в соответствии с инновационным сценарием, ориентированным на благоприятные макроэкономические и геополитические условия. Однако период реализации данной стратегии совпал с серьезными внешнеполитическими и экономическими вызовами как для страны в целом, так и для субъектов Российской Федерации, что оказало влияние на динамику социально-экономического развития региона. Многие инструменты и механизмы реализации стратегии были переформатированы, со сменой внешнеэкономической ситуации изменились приоритеты регионального развития, что стало предпосылкой для обновления базового документа системы стратегического планирования региона. Накопленный опыт и достигнутые результаты социально-экономического развития региона учтены при разработке стратегии.
Динамика целевых показателей стратегии - 2025 приведена в таблице 1.
Наименование целевого индикатора | 2011 стратегия | 2011 факт | 2019 факт | 2025 стратегия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем ВРП на душу населения, % к уровню | 47,3 | 43,4 | 42,0 | 65,0 |
Российской Федерации | ||||
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, % к уровню Российской Федерации | 39,0 | 37,8 | 36,8 | 63,0 |
Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (в сопоставимых ценах) к 2011 году, % | - | - | 102,9 | 410,0 |
Доля частных (внебюджетных) инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал региона, % | - | 84,0 | 85,8 | 80,0 |
Норма накопления инвестиций в основной капитал, % | - | 21,2 | 17,9 | 30,0 |
Экспорт на душу населения, % к уровню Российской Федерации | 6,0 | 6,0 | 25,7 | 11,4 |
Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства, % | 83,0 | 83,3 | 85,3 | 87,0 |
Урожайность зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств (зерно в весе после доработки), ц/га | 11,3 | 11,3 | 14,6 | 20,0 |
Продуктивность коров в крупных и средних сельскохозяйственных организациях, кг на 1 корову | 3938 | 3941 | 5180 | 7000 |
Уровень инновационной активности, % | 11,0 | 11,0 | 12,9 | 20,0 |
Объем инновационной продукции, млрд, рублей | 5,8 | 5,8 | 13,2 | 14,5 |
Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВРП | 0,28 | 0,30 | 0,34 <1> | 1,25 |
Доля инновационно активных малых предприятий в их общем числе, % | 13,0 | 12,3 | 13,2 | более 20 |
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, % | 41,0 | 45,1 | 31,2 | 60,0 |
Удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП, % | 16,3 | 16,5 | 20,8 | 30,0 |
Оборот малых предприятий на душу населения, % к уровню Российской Федерации | 68,1 | 69,4 | 67,1 | 78,0 |
Денежные доходы на душу населения, % к уровню Российской Федерации | 65,4 | 60,2 | 67,9 | 86,0 |
Количество средств размещения (гостиниц, санаториев, баз отдыха, зеленых домов, детских оздоровительных лагерей), ед. | 599 | 599 | 799 | 750 |
Количество мест размещения, тыс. мест | 46,9 | 46,9 | 50,1 | 66,7 |
Количество занятых в сфере туризма, тыс. человек | 16,0 | 15,9 | 13,4 | 26,9 |
Туристско-экскурсионный поток всего, тыс. человек в год | 1300 | 1295 | 2196 | 3200 |
________________
<1> Оценка.
Главной целью стратегии - 2025 определено достижение высокого уровня и качества жизни населения, основанного на опережающих темпах инновационного экономического роста, усилении стратегических позиций региона в аграрном, промышленном и туристическом комплексах России.
Реализация генеральной цели стратегии - 2025 осуществлялась в рамках стратегии развития человеческого капитала, инвестиционной стратегии и экономической стратегии.
Во главе успешности достижения главной стратегической цели заложено развитие человеческого капитала - наиболее ценного актива, обеспечивающего конкурентоспособность территории. Первоочередной стратегической задачей в этом направлении, продиктованной в том числе необходимостью преодоления тяжелых последствий демографической "ямы" 90-х годов, является улучшение демографической ситуации. В результате реализации комплекса программных мероприятий по итогам 2019 года в регионе существенно замедлились темпы естественной убыли населения (88,8 процентов относительно уровня 2006 года). Общий коэффициент смертности снизился с 15,5 в 2006 году до 14 промилле в 2019 году, коэффициент младенческой смертности - с 11,2 до 5,3 промилле. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении превысила 70-летний барьер и в 2019 году достигла 71,61 года. Пандемия новой коронавирусной инфекции повлияла на изменение тенденции, и по итогам 2020 года наблюдается увеличение смертности до 16,4 промилле, ожидаемая продолжительность жизни при рождении также снизилась и составила 70,2 года. Вместе с тем показатель младенческой смертности продолжает снижаться, составив 4,8 промилле.
За последние 10 лет в регионе построено, реконструировано и капитально отремонтировано более 1300 объектов социальной инфраструктуры, что существенно повлияло на повышение доступности и качество оказываемых населению региона услуг, особенно в сельской местности.
На развитие системы здравоохранения за последние 13 лет в рамках программы модернизации здравоохранения, Губернаторских программ "75 x 75", "80 x 80", национального проекта "Здравоохранение", государственных программ, краевой адресной инвестиционной программы направлено более 11,4 млрд рублей (всего инвестиций в здравоохранение по крупным и средним организациям - 35,1 млрд рублей). Построено, реконструировано и капитально отремонтировано более 284 объектов (вновь построено 103 объекта).
За период реализации стратегии - 2025 в крае сформирована современная трехуровневая система оказания медицинской помощи на основе научно обоснованных принципов медико-географического зонирования, учитывающих особенности Алтайского края. В сельской местности за последние 13 лет построено и капитально отремонтировано 73 фельдшерских акушерских пункта, в том числе с жильем для фельдшеров и акушеров, все они оснащены новой мебелью и медицинской техникой. Доступность специализированной медицинской помощи увеличилась за счет внедрения выездных форм работы. С 2011 года в крае действует автопоезд "Здоровье", который за прошедший период принял более 390 тыс. сельских жителей и провел около 523 тыс. исследований. Одновременно с оптимизацией логистики медицинской помощи существенно усилена материально-техническая база медицинских учреждений.
Развивается и становится более доступной для граждан высокотехнологичная медицинская помощь. В городе Барнауле создан нагорный медицинский кластер, где на одной площадке располагаются современные медучреждения, среди которых краевая клиническая больница, центр гемодиализа, центр травматологии, онкологический диспансер и краевой перинатальный центр "ДАР", центр позитронно-эмиссионной томографии, центр медицинской реабилитации ортопедо-травматологического профиля. В крае ежегодно совершенствуется система профилактической медицины.
Решению проблем кадрового обеспечения села квалифицированными медиками способствует реализация программ "Земский доктор" и "Сельский фельдшер". За время действия программ в сельские медицинские организации Алтайского края трудоустроено 1264 врача и 239 фельдшеров.
Создаются доступные для всех граждан условия для систематических занятий физической культурой и спортом. Всего за 2007 - 2020 годы построено и реконструировано около 80 спортивных объектов. За эти годы жители края получили 17 современных спортивных комплексов - это бассейны в городах Новоалтайске, Заринске, Камне-на-Оби, Барнауле, Бийске, спортивные комплексы в городах Алейске, Белокурихе, Рубцовске, Благовещенском, Змеиногорском, Кытмановском, Третьяковском, Троицком, Поспелихинском, Петропавловском, Хабарском, Романовском районах, спортивная база по гребле на байдарках и каноэ, ледовая аренда в городе Рубцовске и др. За счет бюджетных средств создано 15 футбольных полей с искусственным покрытием. Созданы малые спортивные площадки в 38 сельских муниципальных районах Алтайского края. Все это позволило увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, втрое - до 48,6 процента.
За последние 12 лет в крае построено и капитально отремонтировано более 50 зданий - объектов культуры. Новую жизнь получили краевое автономное учреждение "Алтайский краевой театр драмы им. В.М.Шукшина", краевое автономное учреждение "Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С.Золотухина", краевое автономное учреждение "Государственная филармония Алтайского края"; увековечена память наших земляков в краевом государственном бюджетном учреждении "Алтайский государственный мемориальный музей Г.С.Титова", филиале краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайский государственный краеведческий музей" "Мемориальный музей М.Т.Калашникова", краевом государственном бюджетном учреждении "Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина", филиале краевого государственного бюджетного учреждения "Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая" "Мемориальный музей Е.Ф.Савиновой", мемориальном музее М.С.Евдокимова, филиале краевого государственного бюджетного учреждения "Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая" "Мемориальный музей В.С.Золотухина". В 2014 году в г. Барнауле построен новый концертный зал "Сибирь", в г. Бийске открыто общежитие для студентов и преподавателей краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Бийский государственный музыкальный колледж". В 2017 году новый театральный сезон открыт в обновленном краевом автономном учреждении "Алтайский государственный музыкальный театр".
За 2007 - 2020 годы построено, реконструировано и капитально отремонтировано более 800 объектов образовательной сферы, из них 415 школ и 445 детских садов.
Алтайский край входит в число регионов Российской Федерации, наиболее успешно решающих проблемы доступности и вариативности дошкольного образования. За последние 13 лет в детских дошкольных учреждениях дополнительно создано более 28,6 тыс. мест.
В сфере общего образования края произошли изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам общества. Реализован комплексный проект модернизации образования, главными результатами которого стали внедрение независимой системы оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов, введение новой системы оплаты труда учителей, расширение участия общественности в управлении образованием, развитие систем дистанционного образования и вариативности образовательных программ. Мероприятия приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", а также целевых программных документов позволили значительно укрепить и обновить материальную базу учебных учреждений.