КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 января 2023 года N 75-р


[Об утверждении Бюджетного прогноза Республики Татарстан на 2023 - 2034 годы]



1. В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 52.1 Бюджетного кодекса Республики Татарстан утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Республики Татарстан на 2023 - 2034 годы.


2. Признать утратившими силу распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.01.2017 N 118-р, от 30.01.2018 N 176-р, от 28.12.2018 N 3706-р, от 30.12.2019 N 3550-р, от 26.01.2021 N 115-р, от 22.01.2022 N 77-р.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утвержден
распоряжением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 20 января 2023 г. N 75-р



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2023 - 2034 ГОДЫ


Разработка бюджетного прогноза Республики Татарстан на 2023 - 2034 годы (далее - Бюджетный прогноз) проводилась в соответствии с Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Татарстан на долгосрочный период, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.09.2015 N 676 "О Порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Татарстан на долгосрочный период".


Бюджетный прогноз определяет основные направления долговой, налоговой и бюджетной политики и основные параметры консолидированного бюджета Республики Татарстан на 12 лет, то есть на период до 2034 года.


Подходы к формированию Бюджетного прогноза основываются на итогах реализации бюджетной политики республики за предыдущие годы.



Основные итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Татарстан


Исполнение бюджета Республики Татарстан в 2021 году происходило в условиях роста основных макроэкономических показателей республики по сравнению с предыдущим годом. При этом данный рост носил "компенсационный" характер. Это связано с восстановительными процессами в экономике после пандемийного 2020 года, когда широко использовались ограничительные меры в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией и наблюдалось снижение динамики экономического развития в мире. В результате оживления в 2021 году экономических процессов, определенной стабилизации на приемлемом уровне ценовой ситуации на мировом нефтяном рынке доходная часть бюджета Республики Татарстан в 2021 году была исполнена с ростом не только к уровню предыдущего года, но и с превышением показателей докризисного 2019 года. Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет Республики Татарстан в объеме 336,1 млрд рублей, что на 80,3 млрд рублей (на 31,4 процента) больше, чем в 2020 году, и на 37 млрд рублей (на 12,4 процента) больше, чем в 2019 году. Республика Татарстан по-прежнему остается лидером по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет среди субъектов Приволжского федерального округа и входит в первую десятку регионов России.


Финансирование расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2021 году было обеспечено без использования заемных источников, в том числе без привлечения федеральных бюджетных кредитов. Было осуществлено как полное исполнение социальных обязательств, так и необходимое финансирование по другим направлениям. По итогам 2021 года бюджет республики исполнен с профицитом, обеспечено снижение уровня долговой нагрузки до 34,5 процента против 47,5 процента по итогам 2020 года.



Основные подходы к формированию налоговой, бюджетной и долговой политики на долгосрочный период


Основными целями реализации налоговой, бюджетной и долговой политики Республики Татарстан в долгосрочном периоде являются сохранение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, повышение качества жизни населения.


В рамках реализации налоговой политики в прогнозируемом периоде доходы консолидированного бюджета Республики Татарстан определяются исходя из оценки основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2034 года с учетом сохранения основных параметров налогообложения секторов экономики. При прогнозировании налоговых и неналоговых доходов учтены тенденции, сложившиеся в предыдущие годы, влияние геополитических факторов на социально-экономическое развитие государства в целом. Формирование доходов бюджета в долгосрочном периоде будет осуществляться в условиях более умеренных темпов экономического роста. В целом политика по формированию доходов бюджета основывается на системном подходе с использованием механизмов совершенствования законодательства по налоговым и неналоговым доходам, оценки эффективности льгот, повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества.


До 2034 года основные доходные источники консолидированного бюджета Республики Татарстан сохранятся. Это налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налоги на имущество.


С целью обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Республики Татарстан предусматривается дальнейшее осуществление расширенного комплекса мер по мобилизации доходов в бюджет.


Рост доходов будет обеспечен за счет улучшения делового климата, развития промышленного производства, роста объема инвестиций в экономику республики, повышения эффективности администрирования доходов.


При осуществлении долгосрочной бюджетной политики Республики Татарстан сохраняется задача обеспечения стабильности регионального и местных бюджетов, безусловного соблюдения требований и ограничений бюджетного законодательства, целевого и эффективного исполнения принятых расходных обязательств, мобилизации внутренних источников, сокращения неэффективных затрат, увязки бюджетных расходов и повышения их влияния на достижение установленных целей государственной политики.


Формирование и реализация бюджетной политики на долгосрочный период исходит из решения следующих основных задач:


дальнейшее совершенствование перечня и структур государственных программ Республики Татарстан;


безусловное выполнение национальных проектов и достижение индикаторов, предусмотренных в них;


осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений республики;


повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;


проведение инвентаризации финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений республики, расширение сферы применения натуральных и финансовых норм (нормативов) обеспечения их функционирования;


совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики, оценки эффективности предоставления субсидий юридическим лицам;


наращивание темпов привлечения негосударственных (немуниципальных) организаций в социально-культурную сферу, в том числе в рамках государственно-, муниципально-частного партнерства;


повышение эффективности мер социальной поддержки населения;


повышение эффективности и результативности предоставления и использования межбюджетных трансфертов;


совершенствование процедур предварительного и последующего контроля в области закупок;


улучшение качества финансового менеджмента в государственном и муниципальном секторах;


обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, расширения сфер самообложения, широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью.


Основными целями и задачами долговой политики Республики Татарстан на предстоящий период являются:


поддержание уровня долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, обеспечивающем сохранение финансовой устойчивости и платежеспособности Республики Татарстан;


равномерное распределение долговой нагрузки по годам;


оптимизация структуры государственного долга в целях минимизации стоимости его обслуживания;


безусловное выполнение условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;


соблюдение ограничений, установленных соглашениями по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.



Описание сценариев экономического развития Республики Татарстан


Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан до 2034 года сформирован в составе двух вариантов (базовый и консервативный) с учетом параметров прогноза развития республики на 2023 - 2025 годы, одобренного на заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 8 сентября 2022 года (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.09.2022 N 986 "Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2023 - 2025 годы, о прогнозе консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, проекте бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"), а также Долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2015 N 347 "О проекте закона Республики Татарстан "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" и долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".



Демографические показатели


Численность населения Республики Татарстан за 2021 год составила 3 890,3 тыс. человек (в среднем за год) и уменьшилась по сравнению с 2020 годом на 8,2 тыс. человек.


По базовому варианту прогноза численность постоянного населения составит к 2034 году 3 911,4 тыс. человек (в среднем за год) за счет прогнозируемого положительного миграционного прироста и рождаемости населения.


По консервативному варианту прогноза численность постоянного населения к 2034 году составит 3 909,9 тыс. человек (в среднем за год).


Прогноз численности постоянного населения будет скорректирован после уточнения данных прошлых лет, входящих в межпереписной период, в связи с опубликованием Федеральной службой государственной статистики итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, проведенной в октябре - ноябре 2021 года.



Экономические показатели


Прогнозы развития ключевых секторов экономики, которые определяют динамику валового регионального продукта Республики Татарстан в долгосрочной перспективе, исходят из следующих характеристик.


При расчете прогнозных параметров развития производственных видов деятельности учитывались, с одной стороны, растущая конкуренция на глобальных рынках товаров и услуг, напряженность на рынках сбыта и поставок продукции, с другой - нацеленность на повышение конкурентоспособности производств за счет технической модернизации и обновления основных фондов, создания новых высокоэффективных производств и освоения выпуска высокотехнологичной продукции, а также расширения процессов импортозамещения.


В 2022 году внешние и внутренние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. В целях повышения устойчивости экономики в условиях санкций своевременно приняты федеральные и республиканские меры поддержки по стабилизации ситуации в экономике, снижению издержек бизнеса, сохранению рабочих мест, которые во многом сгладили негативные социально-экономические последствия. Вместе с тем текущие условия развития экономики характеризуются повышенной степенью неопределенности.


Базовый вариант прогноза предполагает, что будут осуществлены необходимые меры по преодолению ресурсных ограничений, а также проведена активная государственная политика, направленная на эффективную реализацию всего комплекса мер по поддержке экономики, снижение негативных последствий, связанных с геополитической и экономической нестабильностью, структурную перестройку производственно-логистических цепочек, создание условий для устойчивого долгосрочного роста и повышения конкурентоспособности производимой продукции.


Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта по базовому варианту прогноза в 2023 - 2025 годах прогнозируются в сопоставимых ценах на уровне 102,2 процента, в 2026 - 2034 годах - 102,8 процента.


В 2023 - 2025 годах промышленное производство в среднем будет расти на уровне 102,2 процента, в 2026 - 2034 годах - 102,5 процента.


Основной вклад в рост промышленного производства традиционно будут вносить нефтегазохимический и машиностроительный комплексы при поступательном развитии других отраслей. В прогнозном периоде ожидается вывод на запланированную мощность ряда крупных инвестиционных проектов, при этом по ряду проектов предполагается возможное смещение сроков реализации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»