Заслушав и обсудив доклад министра экономики Республики Татарстан А.А.Здунова о проекте Закона Республики Татарстан "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" и долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, выступления заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра промышленности и торговли Республики Татарстан Р.Х.Зарипова, заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан М.Г.Ахметова, министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан И.Э.Файзуллина, министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Л.Р.Сафина, первого заместителя министра образования и науки Республики Татарстан А.И.Поминова, заместителя руководителя Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан М.З.Бухараева о ключевых направлениях Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить проект Закона Республики Татарстан "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" для последующего внесения в Государственный Совет Республики Татарстан.
2. Утвердить прилагаемый Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2030 ГОДА
Основные тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан
В связи с осложнением внешнеэкономической ситуации и введением санкционных ограничений в 2014 году в Республике Татарстан, как и в России в целом, наблюдалась сдержанная динамика экономического роста. По итогам 2014 года темп роста валового регионального продукта, по оценке, составил 101,3 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года (120,6 процента к уровню 2009 года). В целом по республике объем валового регионального продукта составил, по оценке, 1 631,4 млрд рублей.
В 2014 году положительная динамика промышленного производства сохранилась, однако с существенным замедлением темпов роста относительно предыдущего года. Индекс промышленного производства составил 100,6 процента к уровню предыдущего года, объем отгруженной продукции достиг 1 641,5 млрд рублей. За последние пять лет объем промышленного производства вырос в 1,2 раза в сопоставимых ценах к уровню 2009 года.
В добыче полезных ископаемых индекс производства в 2014 году составил 100,8 процента к уровню 2013 года (102,3 процента к уровню 2009 года), в обрабатывающих производствах - 100,9 процента (рост в 1,5 раза к уровню 2009 года), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 96,8 процента (101,5 процента к уровню 2009 года).
В 2014 году привлеченные в экономику и социальную сферу республики инвестиции в основной капитал составили 542,8 млрд рублей (100 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2013 года). За 2010 - 2014 годы на развитие экономики и социальной сферы в республике привлеченные инвестиции в основной капитал составили почти 2,3 трлн рублей. В результате доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, по оценке, составила 33,3 процента (в 2009 году - 31,4 процента).
Замедление динамики в инвестиционной сфере, в свою очередь, отразилось на темпах роста строительного сектора. Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2014 году составил 266,5 млрд рублей, или 100 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2013 года (рост в 1,4 раза к уровню 2009 года).
Объем построенного жилья в 2014 году составил 2 404,2 тыс. кв. метров, или 100,2 процента к уровню 2013 года. За 2010 - 2014 годы в республике введено 11,6 млн кв. метров жилья.
2014 год был успешным для сельского хозяйства, объем продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 188,8 млрд рублей, или 102,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2013 года (95,2 процента к уровню 2009 года).
Во второй половине 2014 года отмечалось снижение спроса на внутреннем рынке. В результате темпы роста оборота розничной торговли составили 102,3 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года, оборот розничной торговли - 781 млрд рублей. За последние 5 лет оборот розничной торговли увеличился в 1,5 раза в сопоставимых ценах к уровню 2009 года.
Рост потребительских цен с начала года (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) составил 109,7 процента. При этом рост цен на продовольственные товары составил 114,2 процента, непродовольственные - 105,9 процента, платные услуги населению - 108,9 процента.
В социальной сфере, несмотря на замедление темпов роста в экономике, в 2014 году сохранилась положительная динамика по основным показателям. Средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, составила 28 352,2 рубля и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 9,5 процента (рост в 1,9 раза к уровню 2009 года). Темп роста реальной заработной платы, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, составил 102 процента (рост в 1,4 раза к уровню 2009 года).
Ситуация на рынке труда республики в течение 2014 года оставалась относительно стабильной. Численность зарегистрированных безработных граждан по сравнению с данными на конец 2013 года снизилась на 2,2 тыс. человек и составила на конец декабря 2014 года 15,2 тыс. человек. Уровень безработицы является минимальным за последние 5 лет (0,74 процента от экономически активного населения республики). Следует отметить, что такое снижение уровня безработицы обусловлено не только созданием новых рабочих мест, но и снижением численности населения трудоспособного возраста (более чем на 80 тыс. человек за последние 5 лет).
В демографической ситуации в 2011 году впервые за 19 предшествующих лет в Республике Татарстан зарегистрирован естественный прирост населения (коэффициент естественного прироста (+) 1,0 на 1000 человек населения) против естественной убыли в 2009 году (коэффициент естественной убыли (-) 0,4 на 1000 человек населения). В 2014 году сохранилась позитивная тенденция превышения числа родившихся над числом умерших. Естественный прирост населения составил 9,6 тыс. человек, коэффициент естественного прироста составил 2,5 на 1000 человек населения.
В 2015 году в республике наблюдается тенденция снижения экономической активности. В январе - марте текущего года объем валового регионального продукта, по оценке, снизился на 0,4 процента в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода 2014 года и составил 349,1 млрд рублей. В целом за год валовый региональный продукт согласно прогнозу сократится на 1 процент в сопоставимых ценах к уровню 2014 года.
Отмечается снижение темпов промышленного производства. Индекс промышленного производства в январе - марте текущего года составил 99,5 процента к уровню соответствующего периода 2014 года. В обрабатывающих производствах индекс производства снизился на 1,5 процента к уровню января - марта 2014 года, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 3,9 процента. При этом в добыче полезных ископаемых индекс производства вырос на 1,3 процента.
По итогам года индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 99,7 процента к уровню 2014 года, что обусловлено сокращением динамики в обрабатывающих производствах (99,7 процента), а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (97 процентов). Сохранение положительной динамики прогнозируется в добыче полезных ископаемых (100,7 процента).
В январе - марте 2015 года существенно сократились объемы строительства. Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", составил 33,6 млрд рублей, или 87,9 процента к уровню соответствующего периода 2014 года. Ввод жилья сократился на 20,2 процента к уровню января - марта 2014 года и составил 573,8 тыс. кв. метров. По итогам года объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", прогнозируется на уровне 98 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2014 года.
Объем продукции сельского хозяйства в январе - марте 2015 года составил 36,1 млрд рублей и в сопоставимой оценке на 1,5 процента превысил уровень соответствующего периода 2014 года. В текущем году сельское хозяйство, по прогнозу, сохранит положительную динамику - 102,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2014 года.
На фоне снижения реальных денежных доходов и высоких темпов инфляции наблюдается сокращение покупательского спроса населения на потребительском рынке. В январе - марте 2015 года оборот розничной торговли составил 170,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 15,3 процента ниже уровня января - марта 2014 года. В 2015 году розничный товарооборот в республике, по прогнозу, сократится на 10 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2014 года.
Индекс потребительских цен в марте текущего года по отношению к декабрю 2014 года составил 105,9 процента, в том числе на продовольственные товары - 109,2 процента, непродовольственные товары - 105,4 процента, услуги - 102,4 процента. По итогам года инфляция прогнозируется на уровне 111,2 процента к декабрю 2014 года.
Средняя начисленная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, увеличилась на 8,9 процента к уровню января - февраля 2014 года и составила 26 943,4 рубля. Реальная заработная плата снизилась на 3,3 процента. В 2015 году среднемесячная заработная плата, по прогнозу, составит 30 192 рубля, в реальном выражении - 94,1 процента.
На конец марта 2015 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 17,5 тысячи безработных граждан, или 0,85 процента экономически активного населения республики (на конец марта 2014 года - 0,89 процента). По итогам года уровень зарегистрированной безработицы прогнозируется на уровне 1 процента экономически активного населения.
Естественный прирост населения в январе - марте текущего года составил 1 286 человек. Коэффициент естественного прироста составил 1,4 на 1000 человек населения, что обусловлено превышением рождаемости над уровнем смертности.
Основные проблемы и риски развития на долгосрочный период
Прогнозный период, с одной стороны, характеризуется сохранением на первом этапе высоких геополитических рисков и неопределенности относительно перспектив развития мировой экономики, с другой - базируется на реализации стратегических целей в рамках кластерных инициатив, улучшении инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулировании экономического роста и модернизации.
Возможные риски:
ухудшение ситуации в региональной экономике и Российской Федерации в целом: ухудшение инвестиционного климата, рост инфляции, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования и усиление оттока капитала, рост тарифов естественных монополий, повышение цен на основные виды топлива и электроэнергии, повышение цен на основное сырье и материалы, повышение цен на перевозку и страхование грузов транспортными и страховыми компаниями;
осложнение геополитической обстановки, продолжение политики санкций и ограничений, что окажет негативное влияние на экспорт продукции и приобретение технологий;
ужесточение конкурентной борьбы, рост неопределенности, коммерческих и финансовых рисков;
ухудшение регуляторных условий ведения бизнеса;
недостаток квалифицированных кадров, неблагоприятная демографическая ситуация, проблемы системы развития человеческого капитала, отсутствие на рынке труда востребованных специалистов среднего звена.
Описание вариантов долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года
Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость использования сценарных вариантов прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года:
сценарий 1 - инерционный (сценарий жестких ресурсных ограничений);
сценарий 2 - базовый (сценарий умеренных ресурсных ограничений);
сценарий 3 - оптимистический (сценарий мягких ресурсных ограничений).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года по всем трем вариантам указаны в приложениях N 1 - 3 к настоящему Долгосрочному прогнозу.
Инерционный сценарий (вариант 1). Не предполагает ускорения темпов экономического роста (возможно временное ухудшение положения в зависимости от влияния внешних факторов), развитие идет по "стандартным" инерционным трендам, ресурсные ограничения не преодолеваются. С учетом ресурсных ограничений реализуются только наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты (возможно смещение сроков реализации проектов на более поздний срок).
Основные параметры сценария:
закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах с целью формирования устойчивой модели развития, позволяющей обеспечить незначительное сокращение разрыва в конкурентоспособности большинства отраслей экономики республики от уровня лучших иностранных производителей, что приведет к незначительной модернизации экономической структуры республики;
небольшой рост человеческого капитала;
реализация ограниченного количества долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики и социальной сферы;