____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Ивановской области от 26.10.2023 N 512-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 60 Устава Ивановской области, в целях реализации ответственной долговой политики Ивановской области и повышения ее эффективности Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Ивановской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (прилагаются).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ивановской области от 19.08.2021 N 378-п "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Ивановской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная долговая политика Ивановской области (далее - долговая политика) определяет стратегию управления государственным долгом Ивановской области (далее - государственный долг), направлена на поддержание объема и структуры государственного долга в рамках установленных ограничений и на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств и социально-экономическое развитие Ивановской области.
Долговая политика формируется на базе стратегии социально-экономического развития Ивановской области, бюджетного прогноза Ивановской области, государственных программ Ивановской области.
В 2023 - 2025 годах долговая политика будет сконцентрирована на обслуживании долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета, и основана на консервативном подходе к привлечению кредитов от кредитных организаций и поддержании моратория на предоставление государственных гарантий Ивановской области.
Долговую политику реализует Департамент финансов Ивановской области.
Информация о долговой политике является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах размещаются на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Итоги реализации долговой политики за 2019 - 2021 годы характеризуются следующими показателями:
Таблица 1
Показатель | На 01.01.2020 | На 01.01.2021 | На 01.01.2022 |
Государственный долг (млрд руб.) | 13,8 | 11,8 | 9,2 |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) | 62,0 | 50,2 | 29,6 |
Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%) | 26,4 | 7,1 | 0 |
Доля долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств (%) | 42,7 | 14,1 | 0 |
Доля долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общем объеме долговых обязательств (%) | 57,3 | 85,9 | 100 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 11,5 | 6,7 | 2,1 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 0,98 | 0,3 | 0,1 |
Основным итогом реализации долговой политики в 2019 - 2021 годах стало ежегодное снижение объема государственного долга в среднем на 2 млрд рублей, формирование оптимальной структуры государственного долга. Впервые за последние 19 лет в структуре государственного долга отсутствуют рыночные заимствования. На 01.01.2022 государственный долг состоит только из обязательств по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией.
По итогам исполнения областного бюджета за 2021 год выполнены условия дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации задолженности Ивановской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов).
В соответствии с Законом Ивановской области от 15.12.2021 N 98-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" ожидается, что по итогам 2022 года объем государственного долга не превысит целевые показатели, установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, структура государственного долга не изменится и будет состоять только из обязательств по бюджетным кредитам перед Российской Федерацией.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году, Ивановская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики в 2023 - 2025 годах, являются:
1) проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
2) риски ухудшения социально-экономической ситуации в стране и замедления экономического роста Ивановской области.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1. Цели долговой политики:
1) обеспечение потребности Ивановской области в финансовых ресурсах;
2) минимизация расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга;
3) поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих неисполнение долговых обязательств;
4) соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
2. Задачи долговой политики:
1) учет условий привлечения заемных финансовых ресурсов при финансово-долговом планировании;
2) корректировка сроков привлечения заемных финансовых ресурсов;
3) сокращение объема долговых обязательств с учетом результатов исполнения областного бюджета;
4) своевременное и полное исполнение долговых обязательств;
5) привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета;
6) снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом;
7) соблюдение следующих ориентиров долговой политики в 2023 - 2025 годах:
Таблица 2
На 01.01.2024 | На 01.01.2025 | На 01.01.2026 | |
Дефицит областного бюджета (%) | <= 10 | <= 10 | <= 10 |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) | <= 48 | <= 41 | <= 55 |
Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%) | <= 40 | <= 40 | <= 37 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | <= 20 | <= 20 | <= 20 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | <= 5 | <= 5 | <= 5 |
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В 2023 - 2025 долговая политика будет реализовываться посредством:
1) рыночных инструментов (кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, государственные ценные бумаги Ивановской области);
2) нерыночных инструментов (бюджетные кредиты).
Кредиты от кредитных организаций планируется привлекать в течение финансового года исходя из возникновения потребности в заемных финансовых ресурсах и при невозможности использования других инструментов реализации долговой политики. В целях соблюдения обязательств соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов кредиты от кредитных организаций в указанный период необходимо привлекать по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на один процент годовых.
Государственные ценные бумаги Ивановской области будут размещаться в случаях, предусмотренных законом об областном бюджете, с учетом общего объема долговых обязательств, стоимости обслуживания долговых обязательств по государственным ценным бумагам, уровня кредитного рейтинга Ивановской области, результатов мониторинга условий привлечения государственных заимствований.