ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2023 года N 512-п


Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Ивановской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 60 Устава Ивановской области, в целях реализации ответственной долговой политики Ивановской области и повышения ее эффективности Правительство Ивановской области постановляет:


1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Ивановской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).


2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ивановской области от 31.10.2022 N 611-п "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Ивановской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 26.10.2023 N 512-п



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ



Раздел 1


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Государственная долговая политика Ивановской области (далее - долговая политика) определяет стратегию управления государственным долгом Ивановской области (далее - государственный долг), направлена на поддержание объема и структуры государственного долга в рамках установленных ограничений и на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета и своевременное исполнение долговых обязательств Ивановской области.


Долговая политика формируется на базе стратегии социально-экономического развития Ивановской области, бюджетного прогноза Ивановской области, государственных программ Ивановской области.


В 2024 - 2026 годах долговая политика будет сконцентрирована на обслуживании долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета, и основана на консервативном подходе к использованию рыночных инструментов долговой политики и поддержании моратория на предоставление государственных гарантий Ивановской области.


Долговую политику реализует Департамент финансов Ивановской области.


Информация о долговой политике является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах Ивановской области размещаются на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.



Раздел 2


ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ



Итоги реализации долговой политики за 2020 - 2022 годы характеризуются следующими показателями:



Таблица 1

Показатель

На 01.01.2021

На 01.01.2022

На 01.01.2023

Государственный долг

(млрд руб.)

11,8

9,2

11,3

Объем государственного долга Ивановской области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%)

50,2

29,6

31,8

Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным Ивановской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%)

7,1

0

0

Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным Ивановской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области (%)

14,1

0

0

Доля общего объема долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области (%)

85,9

100

100

Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Ивановской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%)

6,7

2,1

0,02

Доля расходов на обслуживание государственного долга Ивановской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%)

0,3

0,1

0,02


Основным итогом реализации долговой политики в 2021 - 2023 годах является формирование оптимальной структуры государственного долга с отсутствием рыночных заимствований. На 01.01.2023 государственный долг состоял только из долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета.


По итогам исполнения областного бюджета за 2022 год выполнены условия дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации задолженности Ивановской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов).


В соответствии с Законом Ивановской области от 19.12.2022 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" ожидается, что по итогам 2023 года объем государственного долга не превысит целевые показатели, установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, структура государственного долга не изменится и будет состоять только из долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета.


По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2023 году, Ивановская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.



Раздел 3


ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ



Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики в 2024 - 2026 годах, будут являться:


1) проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;


2) риски ухудшения социально-экономической ситуации в Ивановской области.



Раздел 4


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ



1. Цели долговой политики:


1) обеспечение потребности областного бюджета в заемных средствах;


2) соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.


2. Задачи долговой политики:


1) планирование привлечения заемных средств в областной бюджет с учетом рисков, связанных с заимствованиями и государственным долгом;


2) привлечение заемных средств с учетом результатов исполнения областного бюджета, поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих нарушения норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;


3) минимизация расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга;


4) обеспечение отсутствия просроченной задолженности по долговым обязательствам Ивановской области;


5) соблюдение следующих ориентиров долговой политики в 2024 - 2026 годах:



Таблица 2

На 01.01.2025

На 01.01.2026

На 01.01.2027

Дефицит областного бюджета (%)

<= 10

<= 10

<= 10

Объем государственного долга Ивановской области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%)

<= 41

<= 55

<= 50

Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным Ивановской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%)

<= 40

<= 37

<= 37

Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Ивановской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%)

< 18

< 18

< 18

Доля расходов на обслуживание государственного долга Ивановской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%)

< 8

< 8

< 8



Раздел 5


ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ



В 2024 - 2026 годах долговая политика будет реализовываться посредством:


1) нерыночных инструментов (бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет из федерального бюджета);


2) рыночных инструментов (кредиты, привлекаемые от кредитных организаций).


Бюджетные кредиты будут привлекаться из федерального бюджета в соответствии с условиями предоставления бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации, и на основании соглашений, заключаемых с Министерством финансов Российской Федерации. Планируется продолжить привлечение федеральных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.


Краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета будут привлекаться в соответствии с договором, заключаемым с Управлением Федерального казначейства по Ивановской области.


Кредиты от кредитных организаций планируется привлекать в течение финансового года исходя из возникновения потребности в заемных средствах. В целях соблюдения обязательств по соглашениям о реструктуризации бюджетных кредитов кредиты от кредитных организаций в 2024 - 2026 годах будут привлекаться по ставке не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на один процент годовых.


Размещение государственных ценных бумаг Ивановской области в 2024 - 2026 годах не планируется.



Раздел 6


АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА, ВОЗНИКАЮЩИХ

В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ



Оценка степени подверженности государственного долга рискам, связанным с заимствованиями, позволяет выделить риски, наступление которых наиболее вероятно в процессе управления государственным долгом Ивановской области.


Риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые государственные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств.


Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам кредитных организаций.


Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате совершения финансово-долговых операций с нарушением бюджетного законодательства, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»