В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 60 Устава Ивановской области, в целях реализации ответственной долговой политики Ивановской области и повышения ее эффективности Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Ивановской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ивановской области от 31.10.2022 N 611-п "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Ивановской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная долговая политика Ивановской области (далее - долговая политика) определяет стратегию управления государственным долгом Ивановской области (далее - государственный долг), направлена на поддержание объема и структуры государственного долга в рамках установленных ограничений и на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета и своевременное исполнение долговых обязательств Ивановской области.
Долговая политика формируется на базе стратегии социально-экономического развития Ивановской области, бюджетного прогноза Ивановской области, государственных программ Ивановской области.
В 2024 - 2026 годах долговая политика будет сконцентрирована на обслуживании долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета, и основана на консервативном подходе к использованию рыночных инструментов долговой политики и поддержании моратория на предоставление государственных гарантий Ивановской области.
Долговую политику реализует Департамент финансов Ивановской области.
Информация о долговой политике является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах Ивановской области размещаются на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Итоги реализации долговой политики за 2020 - 2022 годы характеризуются следующими показателями:
Таблица 1
Показатель | На 01.01.2021 | На 01.01.2022 | На 01.01.2023 |
Государственный долг (млрд руб.) | 11,8 | 9,2 | 11,3 |
Объем государственного долга Ивановской области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) | 50,2 | 29,6 | 31,8 |
Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным Ивановской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%) | 7,1 | 0 | 0 |
Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным Ивановской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области (%) | 14,1 | 0 | 0 |
Доля общего объема долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета, в общем объеме долговых обязательств Ивановской области (%) | 85,9 | 100 | 100 |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Ивановской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 6,7 | 2,1 | 0,02 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Ивановской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 0,3 | 0,1 | 0,02 |
Основным итогом реализации долговой политики в 2021 - 2023 годах является формирование оптимальной структуры государственного долга с отсутствием рыночных заимствований. На 01.01.2023 государственный долг состоял только из долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета.
По итогам исполнения областного бюджета за 2022 год выполнены условия дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации задолженности Ивановской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов).
В соответствии с Законом Ивановской области от 19.12.2022 N 76-ОЗ "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" ожидается, что по итогам 2023 года объем государственного долга не превысит целевые показатели, установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, структура государственного долга не изменится и будет состоять только из долговых обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет из федерального бюджета.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2023 году, Ивановская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики в 2024 - 2026 годах, будут являться:
1) проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
2) риски ухудшения социально-экономической ситуации в Ивановской области.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1. Цели долговой политики:
1) обеспечение потребности областного бюджета в заемных средствах;
2) соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
2. Задачи долговой политики:
1) планирование привлечения заемных средств в областной бюджет с учетом рисков, связанных с заимствованиями и государственным долгом;
2) привлечение заемных средств с учетом результатов исполнения областного бюджета, поддержание объема и структуры государственного долга, исключающих нарушения норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;
3) минимизация расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга;
4) обеспечение отсутствия просроченной задолженности по долговым обязательствам Ивановской области;
5) соблюдение следующих ориентиров долговой политики в 2024 - 2026 годах:
Таблица 2
На 01.01.2025 | На 01.01.2026 | На 01.01.2027 | |
Дефицит областного бюджета (%) | <= 10 | <= 10 | <= 10 |
Объем государственного долга Ивановской области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) | <= 41 | <= 55 | <= 50 |
Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным Ивановской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%) | <= 40 | <= 37 | <= 37 |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Ивановской области, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | < 18 | < 18 | < 18 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Ивановской области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | < 8 | < 8 | < 8 |
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В 2024 - 2026 годах долговая политика будет реализовываться посредством:
1) нерыночных инструментов (бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет из федерального бюджета);
2) рыночных инструментов (кредиты, привлекаемые от кредитных организаций).
Бюджетные кредиты будут привлекаться из федерального бюджета в соответствии с условиями предоставления бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации, и на основании соглашений, заключаемых с Министерством финансов Российской Федерации. Планируется продолжить привлечение федеральных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете областного бюджета будут привлекаться в соответствии с договором, заключаемым с Управлением Федерального казначейства по Ивановской области.
Кредиты от кредитных организаций планируется привлекать в течение финансового года исходя из возникновения потребности в заемных средствах. В целях соблюдения обязательств по соглашениям о реструктуризации бюджетных кредитов кредиты от кредитных организаций в 2024 - 2026 годах будут привлекаться по ставке не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на один процент годовых.
Размещение государственных ценных бумаг Ивановской области в 2024 - 2026 годах не планируется.
АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА, ВОЗНИКАЮЩИХ
В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Оценка степени подверженности государственного долга рискам, связанным с заимствованиями, позволяет выделить риски, наступление которых наиболее вероятно в процессе управления государственным долгом Ивановской области.
Риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые государственные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств.
Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам кредитных организаций.
Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате совершения финансово-долговых операций с нарушением бюджетного законодательства, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.