ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2022 года N 332


О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 357



В целях приведения объемов финансирования государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" в соответствие с законами Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 г. 2392-З N 699-VI "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", от 30 ноября 2021 г. 2416-З N 743-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", от 3 марта 2022 г. 2443-З N 797-VI "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и в целях обеспечения участия Республики Саха (Якутия) в федеральных конкурсах по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление финансовой поддержки в сфере туризма Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Внести в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 357, следующие изменения:


1) в паспорте государственной программы Республики Саха (Якутия):


а) строку 9 "Объем финансового обеспечения программы" изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения программы

Объем финансового обеспечения программы - 5 354 006,75 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 1 193 150,95 тыс. рублей;

2021 год - 948 276,88 тыс. рублей;

2022 год - 1 018 874,13 тыс. рублей;

2023 год - 1 084 022,50 тыс. рублей;

2024 год - 1 109 682,30 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 039 769,75 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 233 308,35 тыс. рублей;

2021 год - 274 135,48 тыс. рублей;

2022 год - 224 257,53 тыс. рублей;

2023 год - 154 034,20 тыс. рублей;

2024 год - 154 034,19 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 665 267,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 343 672,60 тыс. рублей;

2021 год - 72 971,40 тыс. рублей;

2022 год - 76 276,60 тыс. рублей;

2023 год - 91 128,30 тыс. рублей;

2024 год - 81 218,10 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств - 3 648 970,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 616 170,00 тыс. рублей;

2021 год - 601 170,00 тыс. рублей;

2022 год - 718 340,00 тыс. рублей;

2023 год - 838 860,00 тыс. рублей;

2024 год - 874 430,00 тыс. рублей


б) строку 10 "Ожидаемые результаты реализации программы" изложить в следующей редакции:

Ожидаемые результаты реализации программы

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, не менее 121 тыс. человек к 2024 году


2) строку 8 "Объем финансового обеспечения подпрограммы" паспорта подпрограммы N 1 "Обеспечивающая подпрограмма" изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объем финансового обеспечения подпрограммы - 261 850,35 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 44 913,14 тыс. рублей;

2021 год - 53 237,03 тыс. рублей;

2022 год - 54 566,73 тыс. рублей;

2023 год - 54 566,73 тыс. рублей;

2024 год - 54 566,73 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 261 850,35 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 44 913,14 тыс. рублей;

2021 год - 53 237,03 тыс. рублей;

2022 год - 54 566,73 тыс. рублей;

2023 год - 54 566,73 тыс. рублей;

2024 год - 54 566,73 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей


3) в паспорте подпрограммы N 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)":


а) строку 6 "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы" изложить в следующей редакции:

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий, без индивидуальных предпринимателей), млрд рублей

2020 год - 335,88;

2021 год - 361,45;

2022 год - 387,55;

2023 год - 414,73;

2024 год - 437,11


б) строку 8 "Объем финансового обеспечения подпрограммы" изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объем финансового обеспечения подпрограммы - 4 832 528,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 1 092 335,86 тыс. рублей;

2021 год - 796 481,74 тыс. рублей;

2022 год - 900 825,61 тыс. рублей;

2023 год - 1 009 434,10 тыс. рублей;

2024 год - 1 033 451,59 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 518 291,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 132 493,26 тыс. рублей;

2021 год - 122 340,34 тыс. рублей;

2022 год - 106 209,01 тыс. рублей;

2023 год - 79 445,80 тыс. рублей;

2024 год - 77 803,49 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 665 267,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 343 672,60 тыс. рублей;

2021 год - 72 971,40 тыс. рублей;

2022 год - 76 276,60 тыс. рублей;

2023 год - 91 128,30 тыс. рублей;

2024 год - 81 218,10 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств - 3 648 970,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 616 170,00 тыс. рублей;

2021 год - 601 170,00 тыс. рублей;

2022 год - 718 340,0 тыс. рублей;

2023 год - 838 860,00 тыс. рублей;

2024 год - 874 430,00 тыс. рублей


4) в паспорте подпрограммы N 3 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Саха (Якутия)":


а) строку 6 "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы" изложить в следующей редакции:

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

1. Общий туристский поток по данным коллективных средств размещения, тыс. человек:

2020 год - 150;

2021 год - 208;

2022 год - 131;

2023 год - 133;

2024 год - 135.

2. Объем платных туристических услуг, млн рублей:

2020 год - 523;

2021 год - 784;

2022 год - 430;

2023 год - 452;

2024 год - 475


б) строку 8 "Объем финансового обеспечения подпрограммы" изложить в следующей редакции:

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объем финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы - 243 883,17 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 51 901,96 тыс. рублей;

2021 год - 86 813,77 тыс. рублей;

2022 год - 63 481,79 тыс. рублей;

2023 год - 20 021,67 тыс. рублей;

2024 год - 21 663,98 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 243 883,17 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 51 901,96 тыс. рублей;

2021 год - 86 813,77 тыс. рублей;

2022 год - 63 481,79 тыс. рублей;

2023 год - 20 021,67 тыс. рублей;

2024 год - 21 663,98 тыс. рублей

б) за счет средств федерального бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0 тыс. рублей;

2021 год - 0 тыс. рублей;

2022 год - 0 тыс. рублей;

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей


5) подраздел 1.2 "Внутренний и въездной туризм" изложить в следующей редакции:



"1.2. Внутренний и въездной туризм


На сегодняшний день туризм является одной из наиболее перспективных отраслей в Республике Саха (Якутия), развитие внутреннего туризма рассматривается как одна из задач импортозамещения, а развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта региона.


Отрасль туризма оказывает значительное мультипликативное воздействие на деятельность ряда секторов экономики республики, также напрямую способствует росту услуг в таких сферах как услуги коллективных средств размещения, общественное питание, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции.


Препятствиями для развития туризма в Республике Саха (Якутия) являются:


1. Транспортная труднодоступность, отсутствие автодорог, высокая стоимость авиаперевозок. Республика Саха (Якутия) - самый крупный регион Российской Федерации, удаленность населенных пунктов (пунктов отправки к объектам туристского показа) и сложная транспортная схема (до места назначения многих туристских маршрутов необходимо использовать по несколько видов транспорта) приводят к значительному удорожанию туристских продуктов. Арктические и северные районы республики в летнее время имеют только авиасообщение до районных центров. Также и в центральных районах республики до большинства туристских объектов отсутствуют автодороги, что приводит к использованию вездеходного транспорта.


2. Низкий уровень туристской инфраструктуры, отсутствие инженерной инфраструктуры в туристских местностях. Существующие туристские объекты, в том числе объекты размещения, не отвечают мировым стандартам и требованиям зарубежных туристов. Отсутствие комфортных условий пребывания туриста оказывает негативное влияние на туристский имидж региона. Существующие туристские базы, в основном, работают только в летнее время вследствие отсутствия инженерных коммуникаций.


3. Услуги, оказываемые физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, а также услуги, оказываемые предпринимателями, сведения о которых не включены в Единый федеральный реестр туроператоров. В данное время нелегальный туризм сильно развит в центральных и северо-восточных районах республики, большинство "нелегалов" работает в направлении Ленские Столбы, вытесняя официальных туроператоров с маршрутов, организовываются сплавы на реках Синяя, Буотама, Амга, Лена в летнее время, кроме того пользуются популярностью туры в Хандыгу. Ситуация усугубляется тем, что, из-за невозможности установить цены, сравнимые с "нелегалами", туроператоры вынуждены уходить со своих наработанных маршрутов, уклоняться от уплаты налогов. Есть примеры, когда туроператоры были вынуждены уходить в теневой бизнес или же уходят из турбизнеса безвозвратно.


В 2016 - 2019 гг. государственная политика развития отрасли туризма осуществлялась на основе Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года во взаимодействии с федеральными и муниципальными органами, общественными организациями, исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), бизнесом. Сформированная за этот период нормативная правовая база и комплексные механизмы позволили закрепить туризм как одну из наиболее перспективных отраслей социально-экономического развития республики. Впоследствии приняты Концепция развития туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы (утверждена распоряжением Правительства Республике Саха (Якутия) от 28 апреля 2020 г. N 401-р) и Стратегия развития туризма в Республике Саха (Якутия) до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2020 г. N 1070-р), которыми установлено, что кластерный подход является наиболее оптимальным при развитии территории.


Ежегодно совокупный объем туристского потока на территории республики составляет более 200 тыс. человек, из которых 194 тыс. граждан Российской Федерации и 7 тыс. иностранных граждан.


За 2021 год в связи с эпидемиологической обстановкой турпоток в республику составил 129 022 чел. (увеличение на 12 процентов по сравнению с уровнем 2020 года - 114 510 чел.), в том числе граждан России - 126 652 чел., иностранных граждан - 2370 чел.


Экспорт туристических услуг Республики Саха (Якутия) по данным Центрального банка России в 2020 году составил 0,14 млн долларов США (всего экспорт услуг - 58,40 млн долларов США), в 2019 году - 0,89 млн долларов США (всего экспорт услуг - 61,95 млн долларов США).


Число коллективных средств размещения в 2020 году составило 206 ед., количество номеров в них - 2642 ед., количество мест - 5768 ед.


Общий объем платных услуг, оказанных населению, в 2020 году составил 1 202 200 тыс. рублей, в том числе объем услуг коллективных средств размещения - 812 900 тыс. рублей.


В 2020 году начато формирование новых якорных туристических кластеров: туристско-рекреационный кластер "Лена", включающий территорию Хангаласского и Мегино-Кангаласского улусов; "Оймякон Полюс Холода" на всей территории Оймяконского улуса; "Российский Север Арктики" на территории Булунского улуса.


Проект туристско-рекреационного кластера "Лена" разработан в 2020 году проектной командой Республики Саха (Якутия) для участия во Всероссийском конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России, проведенного Агентством стратегических инициатив для решения масштабных задач национального проекта "Экология" и Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. По итогам конкурса проект туристско-рекреационный кластер "Лена" включен в ТОП-36 лучших проектов из 115 заявленных команд участников.


Также проект по созданию туристско-рекреационных кластеров "Лена" включен в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. N 2464-р.


В 2020 году между автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и Главой Республики Саха (Якутия) Николаевым А.С. заключено соглашение о развитии промышленного туризма в Республике Саха (Якутия). Целью проекта является продвижение локальных брендов и привлечение инвестиций.


В рамках сотрудничества автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив" предоставляет Республике Саха (Якутия) комплекс мер, способствующих развитию промышленного туризма. Так, Агентством стратегических инициатив оказывается методическая помощь по организации промышленного туризма, созданию новых региональных и межрегиональных турмаршрутов, новых производственных экскурсий.


Ежегодно проводятся событийные туры: "Путешествие на Полюс Холода", "Зима начинается с Якутии" с участием туристов из зарубежных стран, регионов России и республики, отраслевая выставка "Sakha Travel", фестиваль "Полюс Холода", национальный праздник Ысыах Туймаады и гастрономический фестиваль "Вкус Якутии".


В целях позиционирования Республики Саха (Якутия) как самой холодной обитаемой территории мира реализуется новый международный проект - Кубок мира "Покорители Холода". С 12 по 22 января 2020 года прошла первая экспедиция в тестовом режиме международной экстремальной экспедиции кубок мира "Покорители холода". Участниками экспедиции стали тревел-блогеры и фотографы, местами базирования экспедиций определены в Верхоянском улусе - база "Нельгесе" и в Оймяконском улусе - база "Бурустах", где были ранее зафиксированы самые низкие температуры в Северном полушарии Земли.


На постоянной основе обеспечивается презентация туристских продуктов и участие в деловой программе международных и российских конгрессно-выставочных мероприятий. Регулярно модернизируется туристский портал visit-yakutia.com.


На сегодня актуально создание современного туристического комплекса, качественных туристских продуктов, что возможно только при условии государственного участия в создании благоприятных условий для развития туристской деятельности.";


6) в разделе 2 "Цель и задачи государственной программы":


а) пункт 2.1 дополнить подпунктами 2.1.3 - 2.1.6 следующего содержания:


"2.1.3. Создание и (или) развитие микрофинансовых организаций.


Мероприятие направлено на достижение результата регионального проекта "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" - "Предоставлены субсидии из федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных микрофинансовых организаций, а также субсидии государственным микрофинансовым организациям на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам субъектов малого и среднего предпринимательства".


В рамках данного мероприятия проводится конкурсный отбор микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования как юридических лиц, одним из учредителей (участников) или акционеров которых является Республика Саха (Якутия), созданных для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»