В целях развития туризма в Республике Саха (Якутия):
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. В соответствии со статьей 3.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 г. 780-З N 443-IV "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)", Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2018 года N 23 "О Министерстве предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)" назначить координатором реализации Стратегии Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Никифорова М.В.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Стратегия развития туризма в Республике Саха (Якутия) рассматривается в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития отрасли в Российской Федерации. Процессы, происходящие в мировой и отечественной практике туристической деятельности, будут оказывать существенное влияние на характер развития отрасли на территории республики. Именно они формируют общественное представление о туризме как таковом, стремление человека к познанию окружающего мира, приоритеты человеческих ценностей на современном этапе развития общества.
Важным фактором развития индустрии туризма во всем мире является уровень государственной поддержки этой отрасли национальной экономики. Она связана как непосредственно с государственными вложениями в создание материальной базы и инфраструктуры туризма, объектов туристического интереса, системы подготовки кадров, с организацией межотраслевого взаимодействия, так и с созданием средствами государственного регулирования благоприятных условий для становления и успешного развития отрасли, продвижения туристического имиджа региона средствами некоммерческой рекламы.
Стратегия развития туризма в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Саха (Якутия) за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг.
Развитие туризма на территории Республики Саха (Якутия) направлено на решение задач, определенных в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, в Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 872-р, а также на реализацию мероприятий Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI, что позволит синхронизировать меры по развитию туристской индустрии на территории Республики Саха (Якутии) со стратегическими задачами развития Российской Федерации.
Основные понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"активный туризм" - разновидность путешествий при помощи активных способов передвижения, в том числе с применением специального снаряжения и с использованием горнолыжных комплексов и других спортивных объектов для массового туризма;
"деловой туризм" - путешествие в профессионально-деловых целях (конференции, форумы, конгрессы, ротируемые мероприятия зарубежных ассоциаций, деловые поездки, выставки, встречи разного уровня и другое), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п.;
"коллективные средства размещения" - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг размещения хозяйствующими субъектами (ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования");
"круизный туризм" - путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях;
"культурно-познавательный туризм" - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, главным фактором развития которого является наличие объектов туристического показа, культурных и природных достопримечательностей;
"магистральная инфраструктура" - объекты транспортной и энергетической инфраструктуры федерального, межрегионального значения, оказывающие существенное влияние на выбор места отдыха, планирование и продолжительность поездки;
"мастер-план развития туристской территории" - план пространственного развития туристской территории, самостоятельный документ или раздел стратегического документа муниципального уровня, определяющий локализацию проектов по развитию туристской территории. Мастер-план разрабатывается на всю территорию (часть) муниципальных образований либо территорию нескольких муниципальных образований в составе туристской территории, включает территорию точек притяжения, мест локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей развитие туристской территории и иных зон;
"научный туризм" - путешествие без извлечения туристом материальной выгоды в целях сбора научной информации, проведения научных исследований, посещения научных мероприятий;
"нишевые виды туризма" - редкие виды туризма (мистический, йога-туры, палеонтологический);
"обеспечивающая инфраструктура" - объекты, необходимые для функционирования объектов туристской инфраструктуры на туристских территориях, в том числе сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, дноуглубление и берегоукрепление, берегозащитные, пляжеудерживающие сооружения, объекты благоустройства общественных городских пространств, очистные сооружения, а также подключение к ним;
"промышленный туризм" - посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему (ГОСТ Р ИСО 13810-2016 "Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг");
"сезонность" - устойчиво и регулярно повторяющаяся, характерная для туристской территории цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий пребывания туристов и экскурсантов;
"сельский туризм" - вид туризма, который предполагает временное размещение туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения туристом материальной выгоды;
"точки входа туристского потока" - автовокзалы (автостанции), аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, пассажирские остановочные пункты (платформы), морские и речные вокзалы, причалы и пристани, пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации;
"туристская инфраструктура" - коллективные средства размещения, объекты общественного питания, объекты туристского показа и посещения, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и другие объекты, относящиеся к организациям, ведущим деятельность в соответствии с видами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящимися к собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм";
"туристская территория" - физическое пространство (муниципальное образование или группа муниципальных образований), которое характеризуется наличием общего туристского продукта;
"туристский маркетплейс" - информационная система (магазин агрегатор) на базе цифровой платформы по предоставлению информации, бронированию и приобретению туристских продуктов на территории региона, объединяющая значительное число участников рынка туристских услуг на территории региона;
"туристский поток" - совокупность внутренних и въездных туристов, прибывших на туристскую территорию;
"экологическая емкость туристской территории" - величина допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах туристской территории и (или) акватории, при соблюдении которой обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
"экологическая нагрузка на туристскую территорию" - совокупное воздействие всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах туристской территории;
"экологическая туристская тропа" - обустроенные и особо охраняемые экотуристские маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения путем установления по маршруту знаков туристской навигации, например, информационных стендов (ГОСТ Р 56642-2015 "Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования");
"экологический туризм" - процесс по организации путешествий, ориентированный на рекреационную деятельность на природе, включающий все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению (ГОСТ требования Р 56642-2015 "Туристские услуги. Экологический туризм. Общие").
За последние два десятилетия туризм стал одним из основных видов международной экономической деятельности, сложной и комплексной сферой, оказывающей существенное влияние как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства многих стран и регионов мира. Международный туризм в ряде стран стал одним из важнейших, а в некоторых главным источником поступления валюты и формирования доходной части бюджета.
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, принятой 20 сентября 2019 года, отмечено, что совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт оценивается на уровне 10,4 процента, или около 8,3 трлн. долларов США (3,2 процента - оценка прямого вклада туризма без учета косвенных и индуцированных эффектов на экономику), при этом 1 из 10 рабочих мест в мире создается в туристском секторе. Вместе с тем, потоки международного туризма удвоились за последние два десятилетия: с 0,68 млрд. въездных туристов в 2000 году до 1,3 млрд в 2017 году и оценочно до 1,4 млрд. в 2018 году.
Согласно долгосрочному прогнозу UNWTO в период между 2020 и 2030 годами количество международных туристов будет возрастать ежегодно на 3,3 процента и к 2030 году число достигнет 1,8 млрд. человек.
При этом в 2030 году 57 процентов международных прибытий будет относиться к странам с развивающейся экономикой (в 1980 году доля прибытий в эти страны составляла лишь 30 процентов) и 43 процента - в страны с развитой экономикой (в 1980 году доля составляла 70 процентов). Наибольший рост прибытий будет наблюдаться в Азии и Тихоокеанском регионе, где число прибытий возрастет на 331 млн. и достигнет 535 млн. в 2030 г. (+4,9 процента за год). На Ближнем Востоке и в Африке также предполагается удвоение количества прибывших - с 61 млн. до 149 млн. и от 50 млн. до 134 млн. соответственно; в Европе (с 475 млн. до 744 млн.) и Америке (от 150 млн. до 248 млн.). Темп роста международных прибытий последних в будущем не велик по сравнению с другими регионами.
В Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 872-р, отмечено, что мировой тенденцией считается рост интереса к культурно-познавательному и экологическому туризму, ориентированному на рекреационную деятельность на природе, что делает Российскую Федерацию еще более привлекательным туристским направлением для российских и иностранных туристов. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Сибирском, Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.
В перечень территорий с высокой туристской привлекательностью, в который традиционно входили г. Москва, Краснодарский край, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, в соответствии с данными по численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения по полному кругу хозяйствующих субъектов в 2015 году добавилась Республика Крым. При этом у российских граждан лидером популярности является Краснодарский край, а среди иностранных туристов сохраняют свои лидирующие позиции города Москва и Санкт-Петербург. Наличие в перечне лидеров Краснодарского края и Республики Крым говорит о том, что оздоровительные программы с элементами пляжного туризма являются одним из самых популярных видов отдыха у россиян.
Традиционно высоким спросом пользуется в России оздоровительный туризм, который является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан.
Одним из популярных и динамично развивающихся сегментов путешествий являются морские и речные круизы. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах.
Выбирая места для отдыха, граждане Российской Федерации в первую очередь руководствуются такими критериями, как общая стоимость поездки и климатические условия. Растет поток граждан, путешествующих по России в формате самодеятельного туризма, в том числе на личном автотранспорте.
Вместе с тем из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году, которую Всемирная организация здравоохранения признала пандемией, за I квартал 2020 года поток выездного туризма упал на 60 процентов, въездного - на 30 процентов. В частности, пандемия привела к коллапсу спроса на гостиничном рынке - загрузка отелей в регионах варьируется между 1-3 процентами. Под удар попал круизный рынок, под угрозой оказался и MICE-сегмент (индустрия делового туризма). В силу сложной эпидемиологической обстановки в мире основной упор делается на развитие внутреннего туризма и повышение спроса на внутренние рекреационные поездки по стране.
Политика развития туризма в регионах и странах мира Арктической зоны, к которым по географическим и климатическим условиям относится Республика Саха (Якутия) имеет выраженную социальную направленность, при которой туризм рассматривается как ресурс повышения качества жизни местного населения. К примеру, планы по развитию туризма в штате Аляска Соединенных Штатов Америки в обязательном порядке согласуются и координируются с местными сообществами, что повышает их заинтересованность в поддержке устойчивого развития туризма. Социальная составляющая в развитии туризма на территории Аляски также выражается в приоритете формирования туристского предложения для разных периодов времени, что позволяет снизить влияние фактора сезонности занятости местного населения и предоставляет возможность местным общинам работать круглый год. Также стоит отметить ориентацию развития туризма в Норвегии на устойчивое развитие, экологичность, естественность и инновации. Важная роль отводится интеграции естественного образа жизни населения и туризма. В качестве конкурентного преимущества при создании туристских продуктов используются местные культура, традиции, кухня, существенную поддержку получают проекты в сфере сельского туризма.