Важным фактором обновления содержания Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования является необходимость отражения действующих федеральных и региональных нормативных документов в сфере оценки качества образования, а также использование эффективной практики концептуализации актуальных аспектов региональной системы оценки качества образования, которая сложилась в системе образования Челябинской области.
Нормативными основаниями обновления Концепции выступают законодательные и распорядительные документы федерального и регионального уровней. Обновление осуществляется в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, а именно: Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификаций", а также на основе программных документов в сфере оценки качества образования федерального и регионального уровней:
Национальный проект "Образование" (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16));
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;
Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области", принятый постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 N 1543;
Государственная программа Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018 - 2025 гг., утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017 N 732-П.
Методология обновления Концепции регионального сетевого экспертного сообщества основана на позициях обновления, отраженных в концептуальных документах развития образования:
на федеральном уровне - в Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76;
на региональном уровне - в Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования Челябинской области, утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 N 01/1958.
Методологическими основаниями обновления Концепции регионального сетевого экспертного сообщества, с учетом указанных концептуальных документов, на региональном уровне выступает совокупность нормативного, системного, деятельностного и информационного подходов, которые используются в практике разработки концепций и методик региональной системы оценки качества образования с привлечением ресурса профессионального сообщества Челябинской области.
Использование нормативного подхода позволяет определить и закрепить нормативные основания для решения задач эффективного управления при формировании и организации функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и структурирует взаимодействие Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области, полномочия организаций, выступающих в качестве региональных координаторов процедур оценки качества образования в Челябинской области.
Применение нормативного подхода проявляется в актуализации действующего профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [5] в части уточнения характеристик трудовых функций учителя и проектов наименований квалификаций и требований к квалификации по действующему профессиональному стандарту; а также учет проектов профессиональных стандартов в сфере образования, направленных на стандартизацию квалификационных требований в сфере воспитания и в сфере управления образовательной организацией.
Нормативный подход используется при определении оснований для закрепления перечня экспертных процедур, заложенных в структуру регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, а также оснований, регламентирующих деятельность экспертов в рамках экспертных оценочных процедур федерального и регионального уровней.
Распорядительные документы федерального уровня (Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки), регламентирующие процедуры единой системы оценки качества образования, включая государственную итоговую аттестацию обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования, всероссийскую олимпиаду школьников - нормативно закрепляют деятельность экспертов, задействованных в процедурах федерального уровня.