РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2020 года N Р-76
Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минпросвещения России от 16 декабря 2020 года N Р-174
____________________________________________________________________
Во исполнение пунктов 18, 20 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р:
1. Утвердить Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников (далее - Концепция, Система).
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовать руководствоваться положениями Концепции при внедрении единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников.
3. Департаменту подготовки и профессионального развития педагогических кадров (Милехину А.В.) обеспечить координацию работ по созданию и внедрению Системы. Федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" обеспечить организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение внедрения и функционирования в субъектах Российской Федерации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
В.С.Басюк
Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Настоящая Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Концепция, Система, система научно-методического сопровождения) определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации существующих в системе образования структур и форм научного и методического сопровождения повышения квалификации, а также переподготовки педагогических работников и управленческих кадров в целях развития кадрового потенциала системы образования Российской Федерации.
Концепция разработана в рамках исполнения:
Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 2580-р).
федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
Понятия, используемые в Концепции:
"национальная система профессионального роста педагогических работников" - система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников через согласованные мероприятия по обеспечению доступности качественного образования через повышение уровня квалификации, переподготовку, формирование инфраструктуры и применение инновационных технологий для адресной реализации программ профессионального развития педагогических работников;
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества;
"единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников. Портал консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и управленческих кадров и развитию их профессиональных компетенций;
"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования" - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях унификации стандартов дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области;
"субъект научно-методической деятельности" - организация, лицо, уполномоченная(ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (переподготовке) педагогических работников и управленческих кадров;
"федеральный центр научно-методического сопровождения" - структурное подразделение образовательной организации высшего образования, осуществляющее научную деятельность с целью изучения и последующего внедрения лучших педагогических практик в образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
"региональная инфраструктура методического сопровождения" - совокупность образовательных организаций и общественных институтов, обеспечивающих педагогическим работникам и управленческим кадрам государственных и муниципальных образовательных организаций институциональную возможность достижения высоких образовательных результатов в рамках профессионального развития, в том числе через реализацию индивидуальной образовательной траектории, соответствующей их профессиональным запросам и потребностям на дальнейший профессиональный и карьерный рост, а также повышение квалификации и переподготовку;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ)" - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников. ЦНППМ выполняют функцию регионального оператора Системы - координатора региональной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации;
"педагогический работник (педагог)" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования);
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в данной Концепции относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
"профессиональное (педагогическое) сообщество" - группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона, страны;
"дополнительная профессиональная программа" - программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее - программа ДПО);
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальная траектория профессионального развития" - персональный путь педагогического работника в части дополнительного профессионального образования, реализуемый на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив по результатам диагностики профессиональных компетенций.
Сопровождением профессионального развития педагогических и управленческих кадров традиционно занимались муниципальные методические службы. В настоящее время возрастает необходимость создания единой федеральной научно-методической системы как значимого фактора эффективности образовательных реформ и важного звена, обеспечивающего сопровождение реализации государственной кадровой политики в системе образования Российской Федерации.
Актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. Поддержка педагога, способного решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерывной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя.
Создание указанной системы должно быть нацелено в том числе, на выполнение поручения Президента Российской Федерации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Решение этой задачи неразрывно связано с персонифицированным повышением квалификации педагогических работников и управленческих кадров и сопровождением их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов.
В настоящее время система дополнительного профессионального образования педагогических работников Российской Федерации представлена:
институтами развития образования (преобладающий тип организаций);
институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров (как в качестве самостоятельных организаций, так и в качестве структурных подразделений в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования);
иными организациями как государственного, так и негосударственного сектора, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным педагогическим программам.
Традиционно организованные по принципу предметных кафедр региональные институты развития образования, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров и другие организации не в полной мере обеспечивают всесторонний подход к профессиональному развитию педагогов. Наблюдается оторванность содержания курсов повышения квалификации от современного содержания общего образования (например, отсутствие программ по формированию функциональной грамотности и цифровой компетентности). Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ носит безадресный, не персонифицированный характер.
В системе профессионального развития работников образования и управленческих кадров отсутствует инициатива по разработке программ обучения "на опережение" с учетом глобальных вызовов и задач развития системы образования.
По результатам анализа деятельности организаций дополнительного профессионального образования выделен ряд общих проблем, связанных с функционированием системы методической (научно-методической) поддержки педагогических работников и управленческих кадров:
несформированность на территории Российской Федерации единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на федеральном и региональном уровнях;
методические службы не выполняют функции ресурсных центров развития муниципальной системы образования, на них, часто, возлагаются организационные и координационные функции;
отсутствие научной составляющей методической поддержки работников образования и связи между научными исследованиями и реальной педагогической практикой;
отсутствие персонифицированности программ ДПО, механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся глобальные вызовы и задачи образования на федеральном уровне;
"сопротивление" педагогов и руководителей образовательных организаций обновлению форм обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности;
отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров;
недостатки нормативного правового сопровождения.
Фиксируется ряд противоречий в связи с глобальностью государственных задач по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров и недостатком методических, кадровых и инфраструктурных ресурсов в регионах, а именно:
между повышающейся значимостью электронных и дистанционных форм обучения и неготовностью методических служб сопровождать цифровизацию образования;
между традиционными, устоявшимися формами методической работы и усложнением задач методического сопровождения развития кадров в условиях меняющейся системы образования и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
между необходимостью непрерывного образования педагога с опорой на современные исследования в области педагогики и психологии и отсутствием включения результатов современных исследований в процесс методического сопровождения учителей, слабой представленностью организаций высшего (педагогического) образования и среднего профессионального образования в единой системе методического обеспечения профессиональной деятельности современного педагога;
между необходимостью непрерывного образования педагога в условиях изменения требований к его профессиональной деятельности и отсутствием условий эффективного персонифицированного методического обеспечения этого процесса.
Модернизации требует существующая система повышения квалификации: необходимы принципиально новые информационные и методологические ресурсы, новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров.
Отсутствие единого вектора развития деятельности существующих методических структур разного уровня требует организационной и содержательной модернизации, предусматривает серьезное переосмысление управленческой и педагогической деятельности через создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Создание системы научно-методического сопровождения должно осуществляться посредством интеграции ресурсов федерального уровня, а также методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, институтов повышения квалификации и развития образования, региональных учебно-методических объединений, ресурсных центров, профессиональных объединений (методических объединений, советов, сообществ, ассоциаций), что будет способствовать аккумуляции и дальнейшему развитию и тиражированию актуальных ресурсов и эффективных педагогических практик. Существует необходимость разработки механизмов интеграции и координации деятельности методических структур, распределения полномочий и функций между ними, создания единой системы оценки эффективности работы методических служб на всех уровнях.
Концепция определяет роль и место Министерства просвещения Российской Федерации (как учредителя федерального оператора), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, организаций высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы социально-педагогической направленности, региональных систем повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в системе научно-методического сопровождения.
Система научно-методического сопровождения должна эффективно обеспечивать сопровождение педагогических работников и управленческие кадры в повышении квалификации и непрерывном развитии их профессионального мастерства.
Цель Системы: создание единого научно-методического пространства в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.