Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 21 сентября 2020 года N 01/1958


Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2022 N 01/1399.
____________________________________________________________________



В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Национального проекта "Образование"


ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию (обновленную) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) (далее - Концепция).


2. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) в срок до 25.09.2020 разработать "дорожную карту" комплексного сопровождения внедрения Концепции.


3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем оценки качества образования.


4. Рекомендовать руководителям образовательных организаций Челябинской области использовать Концепцию для развития внутренних систем оценки качества образования.


5. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя Министра Коузову Е.А.



Министр образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ



Утвержден
приказом
Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 21 сентября 2020 г. N 01/1958



Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)



1. Актуальность обновления Концепции региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)


Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1) [10].


Одним из условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы" (далее - ГПРО) определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО) [6].


Базовым уровнем ЕСОКО выступают региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования и развития региональных образовательных систем в условиях требований государства высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.


Задача ГПРО по развитию на региональном уровне эффективных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой ее отражение в реализуемой в Челябинской области с 2016 года второй редакции Концепции региональной системы оценки качества образования [14]. В период с 2016 по 2020 годы в системе образования Челябинской области сформирована необходимая и достаточная нормативная база функционирования и развития РСОКО, а также сформирована практика принятия управленческих решений по ее результатам.


Нормативную основу РСОКО составляют Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" [11], а также государственные программы Челябинской области: "Развитие образования в Челябинской области на 2018 - 2025 годы" [7], "Развитие профессионального образования в Челябинской области" [8], распоряжения и постановления Правительства Челябинской области об утверждении паспортов региональных проектов Национального проекта "Образование" и мероприятий по их реализации.


РСОКО системно регламентируется через приказы Министерства образования и науки Челябинской области, издаваемые как циклично (ежегодно), так и по результатам (или для нормативного закрепления) новаций в развитии РСОКО. Практика принятия и реализации нормативных и распорядительных документов РСОКО (механизмы государственно-общественного управления) обеспечивает ее устойчивое функционирование и развитие, а также позволяет гибко реагировать на федеральные законодательные изменения и запросы. Перечень нормативных документов регионального уровня, определяющих рамки функционирования РСОКО, представлен в приложении 1 к данной Концепции.


Необходимость отражения в РСОКО действующей федеральной и региональной нормативной практики в сфере оценки качества образования выступает одним из факторов обновления содержания Концепции РСОКО.


Другим фактором, актуализирующим очередное обновление Концепции, являются результаты развития системы оценки качества образования Челябинской области за период с 2016 по 2020 гг.


За эти годы управление качеством образования в области поступательно двигалось от совершенствования РСОКО к ее развитию (2016 - 2018 гг.) и далее - к формированию и осуществлению региональной политики в сфере оценки качества образования. Такая региональная политика рассматривается как деятельность по обеспечению и комплексному сопровождению системы образования Челябинской области в части оценки качества образования.


С 2019 года региональная политика в сфере оценки качества образования в полной мере является актуальным этапом развития РСОКО. Основным содержанием региональной политики в сфере оценки качества образования в Челябинской области выступает системное применение инновационных механизмов управления РСОКО. К таким механизмам относятся проектное управление РСОКО, организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования, концептуализация ключевых аспектов развития систем оценки качества образования. Практика показала результативность всех этих механизмов, а с 2019 года они работают на новом содержании. Векторами их обновления стали федеральные проекты развития образования. Это прежде всего федеральные проекты Национального проекта "Образование" и новые направления развития ЕСОКО [6].


Также развитие РСОКО обеспечивают региональные концепции в сфере оценки качества образования. Период с 2016 по 2020 годы для системы оценки качества образования Челябинской области стал этапом серьезной концептуализации различных аспектов функционирования и развития РСОКО.


В системе образования Челябинской области сложилась эффективная практика разработки концепций и методик РСОКО с привлечением ресурса профессионального сообщества (образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования), их широкого профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы (региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования), а также последующего за принятием концепций и методик этапа выработки и распространения модельных решений по их реализации всеми субъектами РСОКО.


Единая управленческая модель концептуализации актуальных аспектов РСОКО характеризуется также общими подходами к структуре и содержательному наполнению концепций и методик, сформированностью в них дорожных карт реализации, единством организационных механизмов управления, общностью подходов к оценке и анализу результативности, направленности управленческих решений.


Функционирование и развитие системы оценки качества образования Челябинской области определяют концепции:


региональной системы оценки качества образования Челябинской области;


межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования;


информационной политики в системе образования Челябинской области;


внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Челябинской области;


обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов;


регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников;


регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования;


внедрения базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования;


обновления содержания среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и введения механизма демонстрационного экзамена в процедуры аттестации обучающихся по соответствующим программам.


На их основе разработаны и внедрены в практику РСОКО региональная модель оценки качества общего образования и методики:


оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг;


мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики;


мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области;


мониторинга качества условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области;


определения общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения;


обеспечения объективности процедур оценки качества образования в системе образования Челябинской области.


Перечень концептуальных документов и методик регионального уровня, обеспечивающих РСОКО, представлен также в приложении 1 к данной Концепции.


Третьим фактором актуальности обновления Концепции РСОКО является стремительное продвижение информационных систем в практику функционирования РСОКО.


С 2016 года 11 федеральных и региональных информационных систем обеспечивают единство информационного оценочного пространства системы образования Челябинской области. Сами информационные системы выступают в рамках РСОКО активно развивающейся процессуальной частью всех систем оценки качества образования (региональной, муниципальных, институциональных), а также служат мощным фактором объективизации РСОКО, фактором ее развития.


Таким образом, управление качеством образования на всех уровнях системы образования Челябинской области на современном этапе развития РСОКО - это целенаправленная политика, основанная на обеспечении и комплексном сопровождении системы оценки качества образования.


Основное ее назначение - принятие практических мер и эффективных управленческих решений по результатам РСОКО. Зоной актуального развития РСОКО выступают эффективная работа с результатами оценки качества образования на всех уровнях управления системой образования Челябинской области, мотивированное включение в эту работу всех субъектов РСОКО.


Единым методологическим основанием развития региональной политики в сфере оценки качества призвана стать обновленная Концепция РСОКО на период с 2021 по 2025 годы.



2. Методология Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)


Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) (далее - Концепция) разработана с целью применения совокупности изменившихся требований государства, области и запросов общества к созданной и функционирующей с 2016 года РСОКО - основе региональной политики в сфере оценки качества образования - в части отражения системного применения инновационных механизмов управления РСОКО в ее структуре, содержании, механизмах и процедурах, а также описании вариантов эффективного управления образовательной системой региона по результатам анализа полученных данных.


Концепция определяет и конкретизирует в новых условиях методологические основания развития РСОКО, в том числе понятийный аппарат и принципы, цель и задачи РСОКО, ее объекты, структуру и содержание.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»