Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 8 июля 2009 года N 25

     

О правовых актах города Москвы

(с изменениями на 19 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 9 февраля 2011 года N 5 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 8, 11.02.2011);

Законом города Москвы от 16 февраля 2011 года N 6 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 14, 07.03.2011);

Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 34, 21.06.2011);

Законом города Москвы от 28 ноября 2012 года N 63 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, Спецвыпуск N 3, 28.11.2012);

Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 07.07.2014);

Законом города Москвы от 15 февраля 2017 года N 1 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.02.2017);

Законом города Москвы от 30 января 2019 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 01.02.2019);

Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 17 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.05.2019);

Законом города Москвы от 19 мая 2021 года N 13 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 26.05.2021) (вступил в силу с 1 июля 2021 года).

____________________________________________________________________



Настоящий Закон устанавливает систему правовых актов города Москвы, определяет общие требования к их разработке, опубликованию, вступлению в силу, реализации и систематизации, проведению экспертизы проектов правовых актов города Москвы и осуществлению правового мониторинга в городе Москве. Требования настоящего Закона также распространяются на правовые акты государственных органов города Москвы, не указанные в настоящем Законе, в части, не урегулированной федеральными законами и законами города Москвы, определяющими статус соответствующих государственных органов города Москвы.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Правовые акты города Москвы (далее также - правовые акты) - официальные документы, принятые жителями города Москвы на референдумах города Москвы, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений.

2. Нормативные правовые акты города Москвы (далее также - нормативные правовые акты) - правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

3. Подзаконные правовые акты города Москвы (далее - подзаконные правовые акты) - правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, иных нормативных правовых актов города Москвы.

4. Законодательство города Москвы - совокупность законов города Москвы.

5. Правотворчество - деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов.

6. Должностное лицо города Москвы (далее - должностное лицо) - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные функции в органе государственной власти города Москвы (далее - орган государственной власти) и наделенное в соответствии с Уставом города Москвы полномочиями по осуществлению правотворчества.

Статья 2. Общие принципы правотворчества


Правотворчество осуществляется исходя из следующих принципов:

1) соответствие правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

2) соответствие содержания и видов правовых актов компетенции принявших (издавших) их органов государственной власти (должностных лиц);

3) верховенство правовых актов большей юридической силы;

4) планомерность и своевременность принятия (издания) правовых актов;

5) обязательность создания механизмов реализации правовых актов;

6) открытость и доступность информации о правовых актах.

Статья 3. Субъекты правотворчества

1. Субъектами правотворчества являются:

1) жители города Москвы, обладающие правом на участие в референдуме;

2) органы государственной власти (должностные лица).

2. Жители города Москвы непосредственно участвуют в референдумах города Москвы по принятию законов города Москвы в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы. Жители города Москвы имеют право на осуществление гражданской законодательной инициативы, а также иным образом участвуют в принятии нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы.

3. Органы государственной власти (должностные лица) принимают (издают) правовые акты в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 4. Система правовых актов

1. Правовые акты образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов большей юридической силы.

2. Законодательство города Москвы составляют:

1) Устав города Москвы - Основной Закон города Москвы, устанавливающий полномочия города Москвы, территориальное устройство города Москвы, статус органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и финансово-экономическую основу их деятельности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) законы о внесении поправок в Устав города Москвы - законы города Москвы, вносящие изменения в Устав города Москвы и имеющие равную с ним юридическую силу;

3) законы города Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Московской городской Думой либо на референдуме города Москвы в целях регулирования наиболее значимых общественных отношений.

3. Подзаконные правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами исполнительной власти города Москвы (должностными лицами), по юридической силе располагаются в следующем порядке:

1) указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы и отнесенным к его компетенции;

2) постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции;

3) распоряжения Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера;

4) распоряжения Правительства Москвы - правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера;

5) приказы и распоряжения заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы - правовые акты, издаваемые заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера в пределах его компетенции;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

6) приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - органы исполнительной власти города Москвы) по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

4. Юридическая сила постановлений Московской городской Думы  определяется Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".

5. Юридическая сила решений Уставного суда города Москвы определяется Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы".

6. Юридическая сила договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы определяется Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы".

Глава 2. Планирование правотворчества и разработка правовых актов

Статья 5. Стадии правотворчества


Основными стадиями правотворчества являются:

1) планирование правотворчества;

2) разработка проектов правовых актов;

3) рассмотрение проектов правовых актов и их принятие;

4) подписание и опубликование правовых актов;

5) мониторинг правовых актов (правовой мониторинг).

Статья 6. Планирование правотворчества

1. Планирование правотворчества в Московской городской Думе осуществляется в соответствии с Законом города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и Регламентом Московской городской Думы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37. - См. предыдущую редакцию)

2. Разработка проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы осуществляется в соответствии с планом законопроектных работ, который утверждается в порядке, установленном Правительством Москвы. Разработка проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы может осуществляться вне плана законопроектных работ по отдельным поручениям Мэра Москвы, Правительства Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

3. Разработка правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы может осуществляться на плановой основе в порядке и случаях, установленных соответственно Мэром Москвы, Правительством Москвы.

Статья 7. Порядок разработки проектов правовых актов

1. Порядок разработки проектов правовых актов в органах государственной власти определяется этими органами самостоятельно в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.

2. Порядок разработки проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы, порядок разработки проектов правовых актов органов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц устанавливаются Правительством Москвы.

3. Органы государственной власти вправе на договорной основе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекать к разработке проектов нормативных правовых актов организации, в том числе научные, отдельных ученых и специалистов.

4. Требования к разработке проектов законов города Москвы утверждаются законами и иными нормативными правовыми актами города  Москвы.

Статья 8. Особенности подготовки пакета проектов нормативных правовых актов

(Статья утратила силу с 1 июля 2011 года - Закон города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

     

     

Статья 9. Публичные слушания и общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов

1. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов проводятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. По решению органов государственной власти (должностных лиц), к компетенции которых отнесены разработка или принятие (издание) соответствующих нормативных правовых актов, может проводиться общественное обсуждение их проектов.

3. В целях проведения общественного обсуждения проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, иные документы размещаются на официальных сайтах органов государственной власти или специально созданных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На указанных сайтах также должна размещаться информация о порядке направления гражданами замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение.

4. Результаты публичных слушаний и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов учитываются в процессе последующей работы над данными проектами.

5. В случае если после принятия решения о проведении публичных слушаний или общественного обсуждения проекта нормативного правового акта по нему проведена независимая экспертиза, ее результаты учитываются в соответствии со статьями 15 или 17 настоящего Закона.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Основные правила юридической техники

Статья 10. Структура правовых актов

1. Законы города Москвы, за исключением законов города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы и законов города Москвы о признании утратившими силу отдельных законов города Москвы, имеют преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о круге общественных отношений, регулируемых соответствующим законом.

2. Законы города Москвы состоят из статей, имеющих названия и порядковый номер. Статьи законов города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы или признании утратившими силу законов города Москвы могут не иметь названий.

3. Статьи закона города Москвы, связанные между собой содержанием, могут объединяться в главы, имеющие названия и порядковые номера. Статьи закона города Москвы состоят из частей, имеющих нумерацию, за исключением частей, являющихся единственными в статье. Части статьи могут состоять из пунктов, имеющих нумерацию. Пункты могут состоять из подпунктов, имеющих буквенное обозначение.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)