Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

4.1. Трудовые правоотношения


В городе Москве в сфере трудовых отношений сформировалась социально-экономическая система, в которой эффективно взаимодействуют государственная власть, профсоюзы и предприниматели. Разнообразие вопросов, решаемых в рамках трехстороннего соглашения, требует полноценной нормативной базы, регулирующей взаимодействие участников переговорного процесса и способствующей реализации социально ориентированной экономической политики в городе. Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" определил правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в городе в целях регулирования социально-трудовых отношений и достижения общественного согласия.

В дальнейшем в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации и с учетом действующего федерального и городского законодательства в Закон вносились изменения, касающиеся установления сторонами соглашений, коллективных договоров, обязанности своевременно предоставлять информацию, позволяющую предотвращать конфликтные ситуации. Кроме того, Закон был дополнен статьями об установлении и реализации минимальных социально-трудовых нормативов для жителей города Москвы, а также соотношении данных нормативов с государственными социальными и трудовыми гарантиями.

С 2005 года на федеральном уровне система оплаты труда регулируется только для работников федеральных государственных учреждений. Вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений переданы субъектам Российской Федерации. Реализуя это решение, Дума приняла Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы". В действующем Законе установлен уровень тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки, а сама Единая тарифная сетка, тарифные разряды и тарифные коэффициенты по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы, отраслевые условия оплаты труда отдельных категорий работников утверждены постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 523-ПП "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы".

Городские власти проводят политику, направленную на регулярное (два раза в год) повышение оплаты труда работников городских бюджетных организаций. Дума ежегодно пересматривает размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки для работников государственных учреждений города Москвы. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы, а также размеры, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат устанавливаются Правительством Москвы с учетом мнения Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Одной из мер по обеспечению слабозащищенных граждан равными по сравнению с другими категориями населения возможностями в реализации права на труд и социальную защиту от безработицы является квотирование рабочих мест. В столице к квотированию рабочих мест для инвалидов и молодежи приступили еще в 1997 году, когда был принят закон, призванный повысить уровень социальной защищенности инвалидов и отдельных категорий молодых людей при поиске работы.

Изменения федерального законодательства обусловили принятие нового Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест". Законодательный акт установил правовые, экономические и организационные основы для приема на работу инвалидов и отдельных категорий молодежи, в том числе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Были предусмотрены создание и сохранение, а также модернизация специальных рабочих мест для инвалидов, создание рабочих мест для молодежи указанных категорий, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Законом устанавливалась административная ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест и размеры административных штрафов за подобные правонарушения.

Закон предусматривал обязанность работодателей трудоустраивать указанные выше категории москвичей либо уплачивать ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

Закон являлся предметом рассмотрения в суде. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года изменено решение Московского городского суда от 16 мая 2005 года и норма части 3 статьи 2 Закона об уплате компенсационной стоимости в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, была признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Несчастные случаи и травматизм на производстве, несоблюдение элементарных правил техники безопасности требовали разработки правовых документов, регламентирующих защиту прав москвичей на безопасный труд. С 2001 года в столице действовал закон об охране труда, устанавливающий основные направления государственной политики в данной сфере: обеспечение безопасных условий труда работников, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Такие меры государственной политики по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей признаются приоритетными по отношению к результатам производственной деятельности.

Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации обусловило необходимость принятия новой редакции закона об охране труда, что явилось продолжением государственной политики в области охраны труда, проводимой в городе и направленной на охрану жизни и здоровья работников на производстве, защиту прав москвичей на безопасный труд. В этой связи из текста ранее действовавшего закона был исключен ряд статей, дублирующих нормы федерального законодательства. Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" направлен на создание законодательной основы системы государственного управления охраной труда и наделение полномочиями в области охраны труда органов исполнительной власти города Москвы всех уровней.

C 1 января 2007 года значительная часть федеральных полномочий в области занятости населения была передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, одновременно им была предоставлена возможность за счет средств собственных бюджетов осуществлять дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты его от безработицы. Закон города Москвы от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве" впервые закрепляет городскую государственную систему трудоустройства населения. В документе с учетом переданных полномочий конкретизируются правовые и организационные основы государственной политики содействия занятости населения на уровне города Москвы.

В целях повышения уровня социальной защищенности безработных граждан вводятся отдельные правовые нормы, касающиеся размеров доплат к пособиям по безработице, стипендий, материальной помощи и других видов материальной поддержки. Для социально-трудовой адаптации инвалидов и молодежи с ограничениями жизнедеятельности предусматривается создание городского специализированного государственного учреждения по их профессиональной реабилитации и трудоустройству, механизм квотирования рабочих мест, возможность введения компенсационных мер, стимулирующих работодателей на обеспечение занятости этих категорий граждан. Также Законом установлены принципы реализации политики в области привлечения и занятости иностранной рабочей силы.

Проблема миграции является одной из серьезных проблем как России в целом, так и Москвы. Развитие рыночных отношений вызвало необходимость формирования в столице городской системы управления внешней трудовой миграцией, предусматривающей не только процедуру оформления иностранных работников, но и административную ответственность за нарушение установленного порядка. К 2000 году механизм привлечения иностранной рабочей силы в большинстве отраслей городского хозяйства был практически отработан, но иностранцы, в основном из стран ближнего зарубежья, работавшие на рынках и в сфере услуг, не имели документов на право трудовой деятельности. Закон города Москвы от 19 сентября 2001 года N 51 "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" обеспечил защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации, проживающих в столице, ввел механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства для выявления тенденций миграционных процессов и выработки рациональной миграционной политики.

В 2000-2003 годах в городе Москве значительно увеличилось количество иностранцев, временно зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства. Только за 5 месяцев 2003 года паспортно-визовыми подразделениями органов внутренних дел зарегистрировано по месту пребывания 128,4 тыс. граждан, прибывших из стран СНГ, и 66,4 тыс. граждан, прибывших из государств дальнего зарубежья.

КСП Москвы в 2002 году путем проверок правильности начисления коммунальных платежей нанимателям и собственникам жилья (с учетом лиц, зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства) были выявлены отступления от Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве. Установлены следующие отступления: разница между количеством граждан, зарегистрированных территориальными органами внутренних дел по месту пребывания, и количеством граждан, находящихся на регистрационном учете в жилищных организациях; неуплата за коммунальные услуги временно проживающими гражданами или неоправданная плата за коммунальные услуги, которые эти граждане фактически не получали; отсутствие установленного порядка по оплате коммунальных услуг временно проживающими и т.д. В целях устранения указанных недостатков Правительство Москвы выпустило распоряжение от 31 июля 2003 года N 1368-РП "О мерах по устранению недостатков в регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства и упорядочению платежей за коммунальные услуги", в котором предписывается ГУВД по городу Москве и префектурам административных округов города Москвы принять дополнительные меры по обеспечению действенного контроля за соблюдением должностными лицами жилищных организаций соответствующих правил регистрации.