ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 12 марта 2008 года N 11

Об охране труда в городе Москве

(с изменениями на 28 сентября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 4 апреля 2012 года N 6 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, 24.04.2012);

Законом города Москвы от 2 октября 2013 года N 50 (Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 17.10.2013);

Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 35 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.06.2015);

Законом города Москвы от 22 ноября 2017 года N 42 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2017);

Законом города Москвы от 11 декабря 2019 года N 35 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.12.2019);

Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 17 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 16.06.2022);

Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.10.2022).

____________________________________________________________________



Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в городе Москве (далее - охрана труда).

Статья 1. Законодательство города Москвы об охране труда


Законодательство города Москвы об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона


Действие настоящего Закона распространяется на:

1) работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы (далее - работодатели);

2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее - работники);

3) лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя (при выполнении ими какой-либо работы по поручению работодателя или его представителя либо осуществлении иных правомерных действий, совершаемых в интересах работодателя), к которым относятся:

а) работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2017 года Законом города Москвы от 22 ноября 2017 года N 42. - См. предыдущую редакцию)

б) обучающиеся, проходящие производственную практику;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2017 года Законом города Москвы от 22 ноября 2017 года N 42. - См. предыдущую редакцию)

в) лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

д) лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;

е) члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

(Подпункт в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)



Статья 3. Требования охраны труда

1. На территории города Москвы действуют государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и содержащие правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2017 года Законом города Москвы от 22 ноября 2017 года N 42. - См. предыдущую редакцию)

2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Разработка нормативных правовых актов города Москвы об охране труда осуществляется с учетом мнения соответствующих органов социального партнерства города Москвы.

4. Требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателей, не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)



Статья 4. Основные принципы обеспечения безопасности труда в городе Москве и основные направления государственной политики города Москвы в области охраны труда

(Название в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

1. Основными принципами обеспечения безопасности труда в городе Москве являются:

1) предупреждение и профилактика опасностей;

2) минимизация повреждения здоровья работников;

3) приоритет безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

4) социальное партнерство в области охраны труда.

(Часть в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

2. Основными направлениями государственной политики города Москвы в области охраны труда являются:

1) принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда, снижению уровней профессиональных рисков и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(Пункт в редакции, введенной в действии с 5 мая 2012 года Законом города Москвы от 4 апреля 2012 года N 6; в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

2) организация и обеспечение государственного управления охраной труда;

2.1) координация деятельности в области охраны труда;

(Пункт дополнительно включен с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23)

3) принятие и реализация государственных программ города Москвы, включающих мероприятия по охране труда, с участием в этой работе профессиональных союзов и объединений работодателей;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 октября 2013 года Законом города Москвы от 2 октября 2013 года N 50; в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

5) содействие заключению коллективных договоров, соглашений, содержащих обязательства сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда;

6) стимулирование деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда, оценке профессиональных рисков;

(Пункт в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

7) защита прав и законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(Пункт в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

8) пункт утрати лсиу с 14 октября 2022 года - Закон города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию;

9) предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

(Пункт в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

10) участие в финансировании мероприятий по охране труда;

11) организация проведения государственной экспертизы условий труда;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 октября 2013 года Законом города Москвы от 2 октября 2013 года N 50; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

12) участие в расследовании несчастных случаев на производстве в соответствии с федеральным законодательством;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2017 года Законом города Москвы от 22 ноября 2017 года N 42. - См. предыдущую редакцию)

13) правовое просвещение работодателей, работников и жителей города Москвы в области охраны труда;

14) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы в области охраны труда;

(Пункт в редакции, введенной в действии с 5 мая 2012 года Законом города Москвы от 4 апреля 2012 года N 6; в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

15) содействие в подготовке специалистов по охране труда и повышении их квалификации.

(Пункт в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

1. В городе Москве должно быть гарантировано и обеспечено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, коллективными договорами и соглашениями.

2. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, коллективным договорам и соглашениям.

Статья 6. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда


Работодатель обязан обеспечить:

1) выполнение требований охраны труда;

2) рассмотрение возможности применения дисциплинарного взыскания к работнику, не соблюдающему требования охраны труда;

3) выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза;

4) разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения профессионального союза или иного уполномоченного работниками органа и в соответствии с требованиями охраны труда;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2017 года Законом города Москвы от 22 ноября 2017 года N 42. - См. предыдущую редакцию)

4.1) проведение специальной оценки условий труда, предусмотренной статьей 16.1 настоящего Закона, в соответствии с нормами федерального законодательства;

(Пункт 4.1 дополнительно включен с 11 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 35)

5) соответствующую численность службы охраны труда без дальнейшего ее необоснованного сокращения или ликвидации;

6) выполнение иных требований в области охраны труда, установленных в соответствии с федеральным законодательством.

(Пункт дополнительно включен с 11 декабря 2017 года Законом города Москвы от 22 ноября 2017 года N 42)

Статья 7. Государственное управление охраной труда


Государственное управление охраной труда на территории города Москвы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Правительство Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий.

(Статья в редакции, введенной в действие с 28 октября 2013 года Законом города Москвы от 2 октября 2013 года N 50; в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Полномочия Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы в области охраны труда

(Название в редакции, введенной в действии с 14 октября 2022 года Законом города Москвы от 28 сентября 2022 года N 23. - См. предыдущую редакцию)     

1. Правительство Москвы осуществляет следующие полномочия в области охраны труда:

1) обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда;

2) осуществление государственного управления охраной труда в пределах полномочий города Москвы;

3) принятие нормативных правовых актов города Москвы в области охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»