Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

2.5. Выборы, референдум, опрос


Всеобщая декларация прав человека 1948 года устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".

Избирательное право - средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения - является важнейшим элементом правовой системы государства, регулирующим общественные отношения, связанные с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, а также с реализацией форм непосредственной демократии.

Изменения в федеральном законодательстве, регулирующем вопросы организации и проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборов в органы местного самоуправления, обусловили разработку нового Избирательного кодекса столицы. Взамен ранее действовавшего нормативного правового акта 2003 года Думой был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", согласно которому выборы депутатов Думы проводятся по одномандатным избирательным округам и городскому избирательному округу. Документом закреплено положение о самостоятельном участии политических партий в выборах депутатов Думы и органов местного самоуправления в городе Москве, а также уточнены нормы, касающиеся процедуры регистрации кандидатов и городского списка кандидатов.

В соответствии с федеральным законодательством в Закон были внесены изменения, установившие единую дату голосования на выборах в Московскую городскую Думу и в органы местного самоуправления. Введены положения об ограничении пассивного избирательного права лиц, имеющих на день голосования на соответствующих выборах неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистской направленности; граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства, других категорий лиц. Кроме того, был снят "порог явки" избирателей для признания выборов состоявшимися.

Всеобщее равное и прямое избирательное право жителей города Москвы реализуется ими при проведении раз в четыре года выборов депутатов Думы. Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" установил права, обязанности и ответственность депутата Думы, его основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности. Позднее для повышения ответственности депутатов перед избирателями было принято решение о целесообразности введения института присяги. Принесение депутатом присяги соответствует общепринятой практике и реализует соответствующие положения Устава города Москвы. В дальнейшем данный документ постоянно совершенствовался: были обновлены преамбула и статья 1, в которых определены правовой статус и полномочия депутата Думы; введена норма, определяющая порядок представительства депутатами интересов избирателей по округам; уточнены права и обязанности депутатского корпуса; установлены перечень оснований досрочного прекращения полномочий и ограничения деятельности депутатов, система социальных и иных гарантий и размеры денежного вознаграждения. Процедура привлечения депутата к уголовной и административной ответственности приведена в соответствие с федеральным законодательством. Введена норма о том, что депутат имеет право выступать по вопросам депутатской деятельности в московских государственных средствах массовой информации в соответствии с законодательством.

В соответствии с Избирательным кодексом города Москвы 15 депутатов Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 20 - по городскому избирательному округу. Для утверждения схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы принят Закон города Москвы от 29 июня 2005 года N 31 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва", который закрепил примерное равенство избирательных округов по числу избирателей. Избирательные округа составляют единую территорию в соответствии с территориальным устройством Москвы, за исключением анклавных территорий, расположенных за пределами городской черты.

Референдум - форма непосредственной демократии, окончательное решение вопросов государственного, регионального или местного значения путем голосования граждан, проживающих на соответствующей территории. Наряду со свободными выборами он является высшим непосредственным выражением власти народа. Нормы федерального законодательства о гарантиях избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, а также положения Устава города Москвы положены в основу Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве", заменившего одноименный московский закон 2004 года. Принятие Закона обусловлено рядом изменений, внесенных в федеральное законодательство о референдумах.

В новом Законе изменен порядок формирования комиссий референдума, введены дополнительные ограничения по назначению их членов. Внесены изменения, согласно которым обязанности по образованию участков референдума, публикации списков участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования возлагаются на главу управы района города Москвы. В деятельности комиссии референдума расширены гарантии гласности. Введена норма, согласно которой комиссия референдума вправе вынести инициативной группе по проведению референдума предупреждение в случае нарушения ею настоящего Закона, внесены дополнения, устанавливающие ограничения при проведении агитации по вопросам референдума. Законом введены ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований в фонд референдума, упрощена процедура отчетности по средствам фондов референдума. В соответствии с требованиями федерального законодательства ликвидирован институт избирательных блоков.

В целях закрепления принципов демократии, привлечения населения к управлению делами района и города, выявления мнения жителей города Москвы о проектах правовых и нормативных актов, учета их интересов по вопросам местного значения был введен институт консультативного опроса. Консультативный опрос граждан - форма привлечения населения к управлению делами района города Москвы и города. Закон города Москвы от 25 июня 1997 года N 21 "О консультативном опросе граждан в районе города Москвы" определил основные принципы проведения опроса, а также полномочия комиссий по его проведению. Позднее в документ вносились изменения.

Право граждан России на проведение публичных мероприятий закреплено Конституцией Российской Федерации и регламентируется федеральным законодательством. Закон города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" установил организационно-правовой механизм для проведения этих мероприятий в столице. В Законе сформулированы основные понятия, установлены правила подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, определены условия материально-технического и организационного обеспечения его проведения. Позднее был уточнен порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением пикетирования, на территории Центрального административного округа города Москвы.