(с изменениями на 21 февраля 2001 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 (Тверская, 13, N 15, 11-17.04.2001).
____________________________________________________________________
Консультативный опрос граждан (далее - опрос) является формой привлечения населения к управлению делами района города Москвы (далее - район) и города. Опрос проводится районной Управой с целью выявления мнения жителей по проектам правовых и нормативных актов и учета их интересов по вопросам местной жизни.
Статья 2. Предмет настоящего Закона
Настоящий Закон на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов города Москвы определяет виды, порядок подготовки, проведения, установления результатов опроса и рассмотрения его результатов органами власти района и города.
Настоящий Закон не исключает проведения на соответствующей территории по тем же вопросам социологического опроса и других видов социологических исследований.
В опросе имеют право участвовать совершеннолетние граждане Российской Федерации, являющиеся жителями города Москвы и зарегистрированные по месту жительства в районе в соответствии с установленными правилами регистрации (далее - участники опроса).
Жители города Москвы участвуют в опросе на основе равного и прямого волеизъявления. В ходе опроса каждый житель обладает одним голосом, которым он вправе воспользоваться лишь лично.
Участие в опросе является свободным, контроль за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются открыто и гласно.
Статья 5. Организация опроса
Организация опроса возлагается на главу районной Управы в пределах предоставленных ему настоящим Законом полномочий.
Опрос может проводиться среди жителей одного или нескольких домов, имеющих общую территорию, расположенных на одной или нескольких близлежащих улицах, в микрорайонах, на других частях территории района, а также на частях территории граничащих между собой районов - в зависимости от вопроса (вопросов), выносимого на опрос.
На опрос может быть вынесен любой вопрос (вопросы), непосредственно затрагивающий интересы граждан по месту их проживания, относящийся к сфере:
- экологической безопасности жителей соответствующей территории;
- бытового, торгового, медицинского, общеобразовательного, культурного и иного обслуживания населения;
- благоустройства, озеленения, обустройства территории;
- использования дворовых и внутридворовых территорий;
- осуществления инвестиционных проектов на соответствующей территории;
- другие вопросы развития местной инфраструктуры.
На опрос не могут выноситься вопросы, нарушающие личные права граждан, а также затрагивающие интересы граждан, проживающих вне территории опроса.
Голосование при опросе может быть тайным, поименным, открытым или закрытым.
Голосование при опросе проводится на участках проведения опроса либо по месту жительства участников опроса.
Тайное голосование проводится по опросным листам на участках опроса.
Поименное голосование проводится по опросным листам или опросным спискам как на участках опроса, так и членами комиссии по проведению опроса по месту жительства участников опроса.
Опрос может проводиться также в форме закрытого или открытого голосования на собраниях жителей.
Инициатива проведения опроса принадлежит:
- депутату Московской городской Думы, если территория опроса входит в его избирательный округ;
- префекту административного округа;
- районному Собранию;
- главе районной Управы;
- инициативной группе жителей, насчитывающей не менее 10 граждан, имеющих право на участие в опросе (далее - инициативная группа).
Инициатива проведения опроса принадлежит также местным общественным объединениям, а также органам территориального общественного самоуправления, действующим на территории опроса, которые обладают правами инициативной группы.
Инициатива проведения опроса может принадлежать нескольким инициаторам. В этом случае инициаторы обладают равными правами и обязанностями при подготовке и проведении опроса.
Инициаторы проведения опроса (далее - инициаторы), указанные в статье 9 настоящего Закона, направляют главе районной Управы петицию о проведении опроса. В ней указываются: основания опроса, предлагаемая формулировка вопроса (вопросов), выносимого на опрос, территория опроса, дата проведения опроса и его вид в соответствии с настоящим Законом, адрес и телефон инициатора (инициаторов). Петиция подписывается инициатором опроса.
Глава районной Управы в месячный срок проводит консультации (согласования) с инициатором, заинтересованными организациями и должностными лицами по изложенному в петиции вопросу (вопросам), выносимому на опрос. Если инициатора удовлетворят полученные в ходе консультаций (согласования) информация, разъяснения либо принятые решения, он вправе отозвать петицию. Глава районной Управы вправе дать мотивированный отказ в проведении опроса, если его проведение противоречит настоящему Закону или вторгается в сферу действия других законов города Москвы. Отказ может быть обжалован в суд.
О назначении опроса глава районной Управы издает распоряжение, в котором указываются: дата проведения опроса, его инициатор, вопрос (вопросы), выносимый на опрос, адреса домов, жители которых участвуют в опросе, вид опроса и источники финансирования мероприятий, связанных с проведением опроса.
Дата проведения опроса назначается не позднее чем через месяц со дня издания распоряжения главы Управы.
Комиссия по проведению опроса (далее - комиссия) формируется главой районной Управы в количестве 5-19 человек на основе предложений инициаторов, а также районного Собрания, местных общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления.
Комиссия созывается на второй день после назначения опроса и на первом заседании избирает из своего состава председателя комиссии, заместителей председателя комиссии по числу участков опроса и секретаря комиссии.
Комиссия:
- организует исполнение настоящего Закона при проведении опроса;
- организует оповещение жителей об инициаторе, вопросе (вопросах), выносимом на опрос, порядке, месте, дате и времени проведения опроса;
- составляет список участников опроса;
- образует участки опроса;
- устанавливает форму и изготавливает опросные листы или опросные списки;
- организует проведение голосования жителей при опросе в соответствии с установленным настоящим Законом порядком;
- устанавливает результаты опроса;
- взаимодействует с инициатором, общественными объединениями и представителями средств массовой информации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия комиссии прекращаются после официальной передачи результатов опроса главе районной Управы.
Работа комиссии ведется на общественных началах. Глава районной Управы обеспечивает комиссию необходимыми помещениями, материально-техническими средствами и осуществляет оплату произведенных ею расходов.
В список участников опроса включаются жители, имеющие право на участие в опросе, адреса которых указаны в распоряжении главы районной Управы о назначении опроса. Список составляется комиссией отдельно по каждому дому в порядке нумерации квартир. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 16 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства участника опроса.
В качестве списка участников опроса может быть использован список избирателей по соответствующим домам.
Список участников опроса составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем комиссии.
Включение в список жителей, имеющих право на участие в опросе в соответствии с настоящим Законом, допускается в любое время, в том числе и в день проведения опроса.
Список участников опроса составляется не позднее чем за 10 дней до проведения опроса.
В случае создания нескольких участков опроса список участников опроса составляется по каждому участку.
Территория опроса может составлять единый участок опроса или по решению комиссии поделена на несколько участков опроса. Границы участка опроса могут совпадать с границами избирательного участка.
Участки опроса должны иметь специально оборудованные помещения для голосования на время проведения опроса.
Проведение голосования при опросе на участках обеспечивают члены комиссии, направленные на участок, возглавляемые одним из заместителей председателя комиссии.
Комиссия не позднее чем за 10 дней оповещает жителей о создании участка (участков) опроса, его местонахождении и времени проведения голосования.
Житель, имеющий право на участие в опросе, может реализовать это право только на том участке, где он включен в список участников опроса.
В опросном листе содержится точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи или какого-либо пункта вынесенного на опрос проекта правового или нормативного акта также последовательно нумеруются.
Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных о голосующем.
Опросный лист содержит разъяснение о порядке его заполнения.
Форму опросного листа устанавливает комиссия. В правом верхнем углу опросного листа ставятся подписи двух членов комиссии.
Опросный список применяется при поименном голосовании и представляет собой список участников опроса с указанием их фамилии, имени, отчества и места жительства. Справа от списка участников опроса под точно воспроизведенным текстом вопроса (вопросов), вынесенного на опрос, указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против" и оставляется место для подписи участников голосования и даты проведения голосования.
При вынесении на опрос нескольких вопросов они располагаются в опросном листе последовательно.
Опросный список составляется по участкам опроса и подписывается председателем и секретарем комиссии.
Тайное голосование при опросе проводится в помещении участка опроса, где должны быть специально оборудованные места для тайного голосования и установлены ящики для голосования, которые на время голосования опечатываются. Опросный лист выдается голосующему членами комиссии по списку участников опроса под расписку. Голосующий предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность и место жительства. Заполнение паспортных данных в списке участников опроса не требуется.
В случае если голосующий не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении опросного листа, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии. Лицо, оказавшее голосующему помощь, расписывается в списке участников опроса в графе "Подпись участника опроса о получении опросного листа" с указанием своей фамилии.