Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 4 апреля 2007 года N 10


Об обеспечении условий реализации права граждан
Российской Федерации на проведение в городе Москве
собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований

(с изменениями на 29 ноября 2017 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 23 мая 2007 года N 13 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 07.06.2007);

Законом города Москвы от 25 марта 2009 года N 3 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 20, 07.04.2009);

Законом города Москвы от 6 апреля 2011 года N 12 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 22, 19.04.2011);

Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 73 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 27.12.2012);

Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 33 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.06.2015);

Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 51 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 14.12.2017).

____________________________________________________________________


Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Устава города Москвы направлен на обеспечение в пределах ведения города Москвы условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. К публичным мероприятиям не относятся массовые праздничные, культурно-просветительные, театрально-зрелищные, спортивные, рекламные и иные мероприятия, не связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (часть дополнена с 19 июня 2011 года Законом города Москвы от 6 апреля 2011 года N 12, - см. предыдущую редакцию).

2. Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

3. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

4. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 51. - См. предыдущую редакцию)

5. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

6. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 51. - См. предыдущую редакцию)

7. Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти города Москвы сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

8. Организаторы публичного мероприятия - один или несколько граждан, политические партии, другие общественные объединения, религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

9. Участники публичного мероприятия - граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в публичном мероприятии.

10. Объекты транспортной инфраструктуры - используемые для транспорта общего пользования железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитен, речные порты, аэродромы, аэропорты, а также иные определенные законодательством Российской Федерации объекты, обеспечивающие функционирование транспорта общего пользования (часть дополнительно включена с 19 июня 2011 года Законом города Москвы от 6 апреля 2011 года N 12).

11. Транспорт общего пользования - железнодорожный, автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт - автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, иные наземные транспортные средства (за исключением такси), а также поезда метро и водные суда, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров согласно установленным маршрутам движения и (или) перевозку грузов, багажа и грузобагажа (часть дополнительно включена с 19 июня 2011 года Законом города Москвы от 6 апреля 2011 года N 12).

     

12. Специально отведенные места - определяемые правовым актом Правительства Москвы территории для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.      

(Часть дополнительно включена с 6 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 73)   

Статья 2. Порядок подачи уведомления
о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме непосредственно в орган исполнительной власти города Москвы, указанный в части 2 настоящей статьи, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 июня 2011 года Законом города Москвы от 6 апреля 2011 года N 12; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 33; в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 51. - См. предыдущую редакцию)

1.1. Уведомление о проведении пикетирования, осуществляемого одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.

(Часть дополнительно включена с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 51)

2. Уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 18 июня Законом города Москвы от 23 мая 2007 года N 13, - см. предыдущую редакцию).

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, - информация об использовании транспортных средств (пункт дополнен с 19 июня 2011 года Законом города Москвы от 6 апреля 2011 года N 12, - см. предыдущую редакцию);

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер контактного телефона, информация об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 73. - См. предыдущую редакцию)  

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, в том числе лиц, ответственных за проведение каждого его этапа;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

5. При подаче уведомления о проведении публичного мероприятия организатор публичного мероприятия или его представитель обязан предъявить документы:

1) удостоверяющие личность;

2) свидетельствующие о достижении физическим лицом - организатором публичного мероприятия возраста, предусмотренного федеральным законодательством (в зависимости от формы публичного мероприятия), и наличии у него гражданства Российской Федерации;

3) свидетельствующие о государственной регистрации юридического лица - организатора публичного мероприятия при наличии у него статуса юридического лица;

4) подтверждающие в соответствии с федеральным законодательством право представлять организатора публичного мероприятия.

(Часть в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2009 года Законом города Москвы от 25 марта 2009 года N 3 - см. предыдущую редакцию)

6. Часть утратила силу с 18 апреля 2009 года - Закон города Москвы от 25 марта 2009 года N 3. - См. предыдущую редакцию.

7. Факт подачи уведомления подтверждается штампом органа исполнительной власти города Москвы, в который было подано уведомление, с указанием даты и времени получения уведомления.

8. Орган исполнительной власти города Москвы рассматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в течение трех рабочих дней со дня его получения. Уведомление о проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, рассматривается органом исполнительной власти города Москвы в день получения указанного уведомления, если оно подается менее чем за пять дней до дня проведения пикетирования.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 51. - См. предыдущую редакцию)

     

9. Для проведения публичных мероприятий в специально отведенных местах в рамках их предельной заполняемости, определяемой в соответствии со статьей 2.4 настоящего Закона, подача уведомления о проведении публичного мероприятия не требуется.     

(Часть дополнительно включена с 6 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 73)   

Статья 2.1. Особенности обеспечения прав граждан, транспортной безопасности и безопасности дорожного движения при организации и проведении публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры

1. После получения уведомления о проведении публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, имеющем проезжую часть, орган исполнительной власти города Москвы, указанный в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в целях определения возможности проведения публичного мероприятия в месте и (или) во время, указанные в уведомлении, и при указанных в нем условиях направляет копию уведомления в орган, осуществляющий специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Копия уведомления направляется не позднее первой половины рабочего дня, следующего за днем получения уведомления.

2. В случае, если в заключении органа, осуществляющего специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, о возможности проведения публичного мероприятия, указанного в части 1 настоящей статьи, указано на несоответствие условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия, до сведения организатора публичного мероприятия доводятся обоснованные предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия.

3. При проведении публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры органы исполнительной власти города Москвы в целях обеспечения прав граждан обязаны:

1) обеспечивать в пределах своей компетенции проведение публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также настоящего Закона;

2) учитывать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, обеспечивать безопасность участников публичного мероприятия и участников дорожного движения, сохранность багажа, грузов и грузобагажа;

3) обеспечивать бесперебойное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и физкультурно-спортивных организаций, а также коммуникаций, связи и иных объектов обеспечения жизнедеятельности населения;

4) обеспечивать регулярные перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа в соответствии с ранее установленным расписанием. В случае внесения в расписание изменений в связи с проведением публичного мероприятия эти изменения должны быть доведены до сведения населения не позднее чем за два дня до даты проведения публичного мероприятия. Допускается временное изменение маршрута регулярных перевозок (организация движения транспорта общего пользования по временной схеме). Информация об изменении маршрута в тот же срок доводится до сведения населения.

4. Если в уведомлении о проведении публичного мероприятия местом его проведения указывается проезжая часть объекта транспортной инфраструктуры, к которому непосредственно прилегает иная территория (тротуар, сквер, другая территория), орган исполнительной власти города Москвы, указанный в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в целях обеспечения движения транспортных средств вправе предложить организаторам публичного мероприятия провести его на прилегающей территории.

5. Если публичное мероприятие проводится на территории, непосредственно прилегающей к объекту транспортной инфраструктуры, имеющему проезжую часть, органы исполнительной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают проведение этого публичного мероприятия исключительно на указанной территории.

6. В уведомлении о проведении публичного мероприятия с использованием транспортных средств организаторы публичного мероприятия наряду со сведениями, предусмотренными частью 3 статьи 2 настоящего Закона, указывают также общее количество и категории транспортных средств, которые предполагается использовать при проведении публичного мероприятия, маршрут их движения, включая протяженность, место начала и окончания маршрута, среднюю скорость движения транспортных средств.

(Статья дополнительно включена с 19 июня 2011 года Законом города Москвы от 6 апреля 2011 года N 12)

Статья 2.2. Использование транспортных средств при проведении публичных мероприятий

1. При проведении публичных мероприятий должны использоваться транспортные средства, водители которых имеют необходимые документы в соответствии с Правилами дорожного движения.

2. При проведении публичных мероприятий транспортные средства не могут использоваться:

1) на участках дорог, по которым запрещено движение всех механических транспортных средств или категорий транспортных средств, используемых в публичном мероприятии;

2) на участках дорог, выделенных для движения маршрутных транспортных средств;

3) на участках дорог, на которых осуществляется их техническое обслуживание и ремонт;

4) на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в охранных зонах, а также в иных местах с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

     

5) в пределах внешних границ Садового кольца.

(Пункт дополнительно включен с 6 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 73)