Действующий

Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2007 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях

Контрольная деятельность


В 2007 году КСП Москвы основное внимание уделяла контролю за реализацией приоритетных национальных проектов, программно-целевому методу планирования бюджетных расходов, а также расширению внедрения новых форм контроля. В 2007 году в форме аудита эффективности было проведено 7 проверок, оценке реализации городских целевых программ посвящено 7 контрольных мероприятий. Продолжалось применение в контрольной деятельности Классификатора нарушений, недостатков и их последствий, выявляемых КСП Москвы.

По итогам контрольных мероприятий Палатой выявлены нарушения действующего законодательства, имеющие стоимостную оценку, на общую сумму 20101439,2 тыс.рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 3486,7 тыс.рублей, а также расходование бюджетных средств на цели, не относящиеся к полномочиям муниципальных образований, на сумму 5503,1 тыс.рублей. Данные по указанным нарушениям приведены в приложении 2 к настоящему Отчету. Кроме того, в ходе предварительного контроля были выявлены несоответствия проекта закона о бюджете города Москвы на 2008 год требованиям законодательства на общую сумму 93672518,7 тыс.рублей, в ходе оперативного контроля исполнения бюджета города Москвы на 2007 год были установлены факты образования органами исполнительной власти города Москвы резервов бюджетных средств, не соответствующих бюджетному законодательству, в сумме до 1739620,0 тыс.рублей.

Следствием выявленных нарушений и неэффективной деятельности субъектов бюджетного процесса города Москвы явилось недопоступление средств в бюджет, избыточные безрезультатные расходы, а также невозврат бюджетных средств на общую сумму 1517798,8 тыс.рублей (приложение 3 к настоящему Отчету). Также выявлены существенные резервы увеличения налоговых доходов бюджета (по экспертной оценке, недопоступление налоговых доходов в бюджет города Москвы в 2006 году составило около 46,0 млрд. рублей). Кроме того, выявлены факты длительного неиспользования и безрезультатного отвлечения бюджетных средств, длительного (более месяца) неиспользования государственного имущества на общую сумму 4167506,8 тыс.рублей.

По итогам контроля Палатой направлены 89 представлений, 96 информационных писем в Московскую городскую Думу, 88 - Мэру Москвы, 34 - в органы исполнительной власти города Москвы и иные организации.

Всего по результатам проведенных в 2007 году контрольных мероприятий КСП Москвы предложила устранить нарушения на общую сумму 1295404,8 тыс.рублей. В настоящее время устранена часть нарушений на общую сумму 614498,8 тыс.рублей (в том числе нарушения бюджетного учета - 535501,3 тыс.рублей), остальные нарушения находятся на контроле. При выявлении нарушений КСП Москвы давала рекомендации не только об их устранении в отдельной организации, являвшейся объектом проверки, но и о принятии мер по предотвращению таких нарушений в дальнейшем в соответствующей отрасли (подотрасли) городского хозяйства в целом.

По результатам контрольной деятельности КСП Москвы материалы проверок эффективности расходования бюджетных средств и использования государственной собственности управами Гагаринского и Останкинского районов, а также проверки исполнения бюджета муниципального образования Ярославское направлены в Прокуратуру города Москвы. По результатам проверки Палатой эффективности распоряжения городскими органами исполнительной власти жилищным фондом города Москвы, освобождаемым за выбытием граждан, Прокуратурой города Москвы внесено представление префекту Восточного административного округа города Москвы.

Наиболее значимыми проблемами в сфере налоговых доходов, расходов бюджета, направленных на развитие промышленности, потребительского рынка и малого предпринимательства, являлись:

наличие как в процессе текущего исполнения бюджета, так и по итогам 2006 года отклонений фактических объемов налоговых поступлений от утвержденных;

принятие в течение года дополнительных расходных обязательств, неисполнение которых способствовало возникновению значительных остатков бюджетных средств в конце отчетного года;

невозможность оценки результативности исполнения бюджета.

Указанные проблемы связаны с ненадежностью основных макроэкономических показателей социально-экономического развития экономики города Москвы, применяемых в прогнозных расчетах перспективного финансового плана города Москвы и доходной части бюджета, с недостатками в системе финансового менеджмента, необоснованностью отдельных расходных обязательств, отсутствием взаимоувязки результатов исполнения бюджета и основных параметров социально-экономического прогноза развития города, отсутствием методик оценки вклада каждой отрасли в развитие экономики.

По результатам обследования влияния развития промышленности, потребительского рынка и малого предпринимательства в 2006 году на налоговые поступления в доход бюджета КСП Москвы сформулировала основные факторы роста валового регионального продукта Москвы и налоговых поступлений в бюджет города, выявила причины высокого уровня потребительских цен в городе Москве, низкого уровня использования налогового потенциала розничной и внутренней оптовой торговли города Москвы, установила незначительное влияние расходов бюджета на развитие промышленности, потребительского рынка и малого предпринимательства, а также сформулировала резервы увеличения налоговых доходов бюджета.

Обследованием хода разработки и реализации проекта "Пром Сити Москва" выявлено, что реализация проекта "Пром Сити Москва - Север" осуществлялась с отклонениями от принципов, задач и механизмов, предусмотренных в концепции проекта "Пром Сити Москва" и его первого этапа - пилотного проекта "Пром Сити Москва - Север", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2005 года N 221-ПП "О дополнительных мерах по сохранению и развитию научного и промышленного потенциала города Москвы". Установлено, что осуществление проекта "Пром Сити Москва - Север" в первоначальном варианте с соблюдением последовательности этапов его реализации невозможно.

По результатам указанных контрольных мероприятий в бюджет города Москвы возвращены денежные средства в сумме 1019,5 тыс.рублей.

В сфере неналоговых доходов бюджета города Москвы, в сфере распоряжения и управления городской собственностью контрольной деятельностью были охвачены практически все основные виды имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы: земля, жилые помещения, недвижимое имущество, переданное в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям города Москвы (нежилые помещения, подэстакадные пространства, объекты незавершенного строительства), объекты недвижимости социально-культурной сферы, построенные за счет средств бюджета и инвесторов для нужд города, а также средства бюджета в виде взносов в уставные капиталы.

К существенным проблемам в отчетном периоде следует отнести низкую дисциплину соблюдения требований нормативных правовых актов и распорядительных документов Правительства Москвы, что выражается, в частности, в следующем:

нарушается установленный порядок и сроки оформления (регистрации) прав собственности города Москвы на принадлежащие ему объекты недвижимости, а также иных вещных прав и прав аренды пользователям указанного имущества (в первую очередь земельных участков);

предоставление в пользование городского имущества (жилых помещений, освобождаемых за выбытием граждан, имущественных комплексов, построенных за счет средств городского бюджета и расположенных за пределами города Москвы) осуществляется с нарушениями действующего законодательства и принимаемых Правительством Москвы решений;

нарушается установленный порядок представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах.

В ходе обследования эффективности управления долей города в уставном капитале ОАО "Удоканская медь" установлено, что, начиная с 1999 года, консолидированный объем бюджетных затрат на строительство имущественного комплекса Удоканской опытно-промышленной установки (ОПУ) превысил 1 млрд.рублей. Однако до сегодняшнего дня право собственности города Москвы на объекты ОПУ не оформлено, а сами они находятся на балансе федерального образовательного учреждения "Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет)", что является нарушением действующего законодательства. При этом имущественный комплекс ОПУ используется ОАО "Удоканская медь" без каких-либо документально подтвержденных оснований (договоров).

Факты несвоевременного оформления и регистрации права собственности города Москвы на имущественные комплексы, расположенные за городской чертой (главным образом на территориях бывших пионерских лагерей), выявлены и в ходе проверки законности и эффективности распоряжения государственной собственностью города Москвы, переданной ГУП города Москвы "Московское имущество".

Неправомерное предоставление в пользование городского имущества выявлено в ходе проверки эффективности распоряжения городскими органами исполнительной власти жилищным фондом города Москвы, освобождаемым за выбытием граждан. Установлены факты неисполнения действующего законодательства, а также решений Правительства Москвы (улучшение жилищных условий категориям граждан, не предусмотренным жилищным законодательством города Москвы) со стороны префектов, общественных жилищных комиссий при префектурах административных округов и руководителей окружных управлений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Проведенный аудит эффективности расходования средств, выделенных в качестве бюджетных инвестиций хозяйственным обществам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, показал, что в ряде случаев не соблюдаются сроки подачи заявок на участие города в хозяйственных обществах, технико-экономические обоснования не соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию и оформлению, отсутствуют экспертные заключения и заключения отраслевых органов на них, а также отчеты независимых оценщиков о рыночной стоимости приобретенных городом пакетов акций.

К значимым проблемам следует также отнести низкий уровень исполнительской дисциплины специалистов отдельных органов исполнительной власти города Москвы. В частности, обследованием порядка формирования доходной базы земельных платежей на территории Центрального административного округа города Москвы выявлены факты некачественной подготовки земельно-правовых документов, о чем свидетельствует возросшая вдвое доля отказов Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве в государственной регистрации договоров аренды земли в расчете на один зарегистрированный договор. При этом следует отметить, что отсутствие государственной регистрации договоров аренды земли в конечном итоге приводит к недопоступлению в городской бюджет земельных платежей.

К недопоступлению денежных средств в городской бюджет приводит и несвоевременное перезаключение договоров аренды земли на условиях исчисления арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Существенной проблемой в условиях возрастающей потребности в средствах на решение социальных задач, стоящих перед городом, становится сохранение доходного потенциала бюджета города Москвы в случае изменения федерального законодательства. Так, в связи с изменением статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий с 1 января 2008 года перестанут быть доходами бюджета.

Как показала проверка ГУП города Москвы "Московское имущество", до 80 процентов средств от продажи городского имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, перечислялось в доход городского бюджета. С 1 января 2008 года бюджет города Москвы лишается такого источника неналоговых доходов.

В ходе обследования Территориального объединения регулирования землепользования Центрального административного округа города Москвы также выявлена проблема необходимости сохранения доходного потенциала городского бюджета в связи с переходом на исчисление арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. Установлено, что переход на новые условия исчисления арендных платежей повлек за собой троекратное снижение арендной платы за земельные участки, арендуемые ГУП "Городская служба платных парковок" под платные парковки. В результате только за девять месяцев 2007 года доходы городского бюджета от аренды указанных земельных участков уменьшились на 9 млн. рублей.