ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2007 года N 996-ПП
О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года
(с изменениями на 26 ноября 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 29 ноября 2022 года на основании
постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2562-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 21 октября 2008 года N 959-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 61, 02.11.2008);
постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 06.07.2015);
постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2017 года N 23-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, спец. выпуск N 3, 07.02.2017);
постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1577-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 51, 03.12.2019).
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля 2005 года N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)", во исполнение постановлений Правительства Москвы от 15 мая 2007 года N 357-ПП "Об итогах реализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве в 2006 году и задачах на 2007 год", от 13 июня 2006 года N 379-ПП "О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 годы и на перспективу до 2010 года", от 28 марта 2006 года N 219-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" разработана Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года.
В целях обеспечения увеличения темпов и качества озеленения города Москвы в сочетании с комплексным благоустройством города, повышения качества городской среды и улучшения условий проживания и отдыха населения, сохранения и развития социально значимых озелененных территорий общего пользования Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Генеральную схему озеленения города Москвы на период до 2020 года (далее - Генеральная схема озеленения) (приложение 1).
1.2. Перечни объектов озеленения общего пользования:
1.2.1. На существующих территориях природного комплекса в пределах административных округов города Москвы с разбивкой по районам (приложение 2).
1.2.2. На резервных территориях природного комплекса с выделением первоочередных объектов в пределах административных округов с разбивкой по районам (приложение 3).
1.2.3. Территорий памятников садово-паркового искусства, подлежащих реставрации (приложение 4).
1.3. Перечни территорий объектов природного комплекса города Москвы:
1.3.1. Требующих разработки проектов планировки (приложение 5).
1.3.2. Включаемых в границы разработки документации по планировке жилых и производственных территорий, подлежащих реорганизации (приложение 6).
1.4. Критерии оценки и присвоения категорий объектам озеленения (приложение 7).
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при подготовке предложений по актуализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2008 и последующие годы руководствоваться основными положениями и показателями Генеральной схемы озеленения (приложение 1) и перечнями объектов озеленения общего пользования (приложения 2, 3).
3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, префектурам административных округов города Москвы совместно с Москомархитектурой в трехмесячный срок разработать план поэтапной реализации Генеральной схемы озеленения, включающий предложения по совершенствованию нормативной базы и системы организации и проведения работ по благоустройству и озеленению.
4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии Государственного природоохранного учреждения "Мосэкомониторинг" обеспечить координацию работ по формированию и ведению базы данных по озелененным территориям города Москвы.
5. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы с участием Государственного унитарного предприятия "Московский центр освоения резервных территорий" при формировании технических заданий на разработку документации по реорганизации производственных территорий (приложение 8) предусматривать выделение участков не менее 30% от площади территории, подлежащей реорганизации, для организации озелененных территорий общего пользования с последующим присвоением им в установленном порядке статуса природного комплекса.
6. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы при выполнении программ жилищного строительства осуществлять контроль за обеспечением реализации одновременно проектов планировки, строительства и проектов благоустройства и озеленения объектов общего пользования без отступления от проектных решений в части создания озелененных территорий общего пользования.
7. Установить, что:
- не допускается размещение в пределах существующих и подлежащих формированию озелененных территорий общего пользования (приложения 2, 3) объектов нерекреационного назначения;
- не допускается выделение земельных участков под размещение объектов, приводящее к изъятию территорий природного комплекса.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП. - См. предыдущую редакцию)
8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП. - См. предыдущую редакцию.
9. Москомархитектуре:
9.1. В 2008 года и последующие годы обеспечивать разработку проектов планировки территорий объектов природного комплекса города Москвы в соответствии с приложением 5.
9.2. Ежегодное формирование плана разработки проектов планировки территорий природного комплекса осуществлять в увязке с программами нового жилищного строительства, программами реновации территорий сложившейся жилой застройки и реорганизации промышленных территорий и территорий иного функционального назначения города Москвы.
9.3. При актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года детализировать основные показатели Генеральной схемы озеленения до уровня района.
9.4. В месячный срок после принятия Градостроительного кодекса города Москвы в установленном порядке подготовить проект закона города Москвы "О социально значимых нормативах градостроительного проектирования на территориях города Москвы", предусматривающий требования к планировке и застройке территории города Москвы по соблюдению равномерного развития строительных, инженерных и рекреационных функций территорий.
9.5. В целях обеспечения открытости принимаемых в городе Москве решений по сохранению и развитию озелененных территорий, реализации свободного доступа населения города Москвы к информации о деятельности органов исполнительной власти разместить на сайте Москомархитектуры (http://www.mka.mos.ru) материалы Генеральной схемы озеленения.
9.6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 октября 2008 года N 959-ПП. - См. предыдущую редакцию.
9.7. Корректировку границ природного комплекса и изменение действующих на них режимов регулирования градостроительной деятельности производить только в целях актуализации Генерального плана города Москвы и градостроительных планов развития территорий районов города Москвы с применением процедуры общественного обсуждения при участии экологических организаций и населения районов города, примыкающих к объектам природного комплекса.
10. В целях уточнения территорий объектов природного комплекса внести изменения в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 января 1999 года N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" согласно приложению 9 к настоящему постановлению.
11. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правительства Москвы от 2 февраля 1993 года N 68 "О мерах по улучшению озеленения и цветочного оформления г.Москвы".
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы во II квартале 2008 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА
озеленения города Москвы на период
до 2020 года
Генеральная схема озеленения города Москвы на период до 2020 года разработана ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при участии Москомархитектуры, ГУП "ГлавАПУ", Московского государственного университета леса, ООО "НИиПИ экологии города", ГУП "Институт МосводоканалНИИпроект" по заказу ГУП "Мосзеленхоз" на основании постановления Правительства Москвы от 13 июня 2006 года N 379-ПП "О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 годы и на перспективу до 2010 года", во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 мая 2007 года N 357-ПП "Об итогах реализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве в 2006 году и задачах на 2007 год".
Цель разработки Генеральной схемы озеленения.
На основании анализа законодательной и нормативной базы в области озеленения, материалов Генерального плана города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов и иных видов документов по планировке территорий, а также основных проблем в области озеленения разработаны основные направления озеленения города Москвы, подчеркивающие важную роль озелененных территорий в ландшафтной организации города и создающие основу для актуализации Генерального плана города Москвы в части основных направлений развития Природного комплекса (комплекса природных и озелененных территорий).
Задачи Генеральной схемы озеленения:
- повышение эстетического, средоформирующего, средозащитного, рекреационного и историко-культурного значения озеленения в городе Москве;
- уточнение категорий объектов озеленения для дальнейшего определения ответственности за их формирование и содержание на различных уровнях (город, округ, район, сторонние пользователи);
- определение качественных и количественных параметров озеленения;
- ликвидация диспропорций в обеспеченности озелененными территориями между административными округами.
Предметом регулирования Генеральной схемы озеленения являются:
- особо охраняемые природные территории (созданные и планируемые к созданию), на которых сформировавшиеся растительные сообщества имеют естественное происхождение (городские леса, лесопарки, речные долины, русла рек) и сохранили способность самовозобновления (самовосстановления), а также территории с "рукотворным" ландшафтом, которые развиваются по типу естественных и приобретают способность к самовосстановлению в результате длительного существования;
- территории природного комплекса, существующие и резервные, к которым относятся "рукотворные" (антропогенные) ландшафты, искусственно созданные или намечаемые к созданию озелененные территории; не являются саморегулирующимися системами и нуждаются в постоянном поддержании и уходе;
- озеленение общественных центров, жилой, общественной и производственной застройки, магистралей.
Основными аспектами озеленения, рассмотренными в составе Генеральной схемы озеленения, являются:
- территориально-планировочные;
- качественные, включая эстетические характеристики, состояние зеленых насаждений и видовой состав;
- функциональные, включая рекреационные, историко-культурные, средоформирующие и средозащитные, природоохранные функции озеленения;
- количественные параметры;
- организационные и хозяйственно-экономические, включая категории объектов озеленения.
Основные принципы, отраженные в Генеральной схеме озеленения:
1. Признание сложившихся реалий и их учет в территориальной организации озеленения, за счет сочетания непрерывного каркаса природных (природоохранных) территорий и дискретной системы озелененных рукотворных ландшафтов.
2. Реабилитация всего многообразия функций озелененных территорий - рекреационных, историко-культурных, экологических (природоохранных, средоформируюших, средозащитных).
3. Дифференцированный подход к видам и режимам озеленения территорий в различных градостроительных ситуациях.
4. Достижение социально гарантированного минимума обеспеченности населения местами отдыха, как по площади озелененных территорий, так и по их доступности.
5. Переход от наращивания количественных показателей к их стабилизации и повышению качества ландшафтной организации озелененных территорий.
Обоснование этих принципов основано на историческом анализе, анализе зарубежного опыта, анализе существующего состояния озеленения города Москвы.
Основные направления Генеральной схемы озеленения разработаны по всем важнейшим аспектам.
Территориальный аспект
Территориальная организация озеленения предусматривает формирование непрерывной системы природных территорий, в которых ведущую роль играет природоподобный ландшафт, способный к самовосстановлению (с помощью экологической реабилитации), и повышение плотности дисперсной сети озелененных территорий с рукотворным благоустроенным ландшафтом, нуждающимся в постоянном поддержании и уходе, в том числе специальными методами.
В этой ситуации особое значение приобретают именно приемы и методы озеленения в урбанизированной среде.
Функциональный аспект
Генеральной схемой предлагается более четкое разделение природных и озелененных территорий по функциональному назначению и даются рекомендации по развитию каждой из основных функций озелененных территорий, включая рекреационную, средоформирующую и средозащитную, историко-культурную, водоохранную, природоохранную.
Основное внимание в Генеральной схеме уделено озеленению общего пользования. Территории общего пользования рекреационного назначения обеспечивают социально гарантированный минимум условий отдыха населения, а также возможность выбора специализированных видов досуга (спортивные парки, ПКиО и т.д.); природные территории поддерживают устойчивое экологическое развитие города; памятники садово-паркового искусства играют культурно-просветительскую роль и расширяют возможности развития туризма. В районах, где на перспективу сохраняется дефицит рекреационных территорий, рекомендуются мероприятия, компенсирующие отсутствие озелененных мест отдыха: устройство зимних садов, садов на крышах, повышенное качество благоустройства и озеленения дворовых территорий. В районах, где достигнут социально гарантированный минимум, и есть возможности для дальнейшего развития рекреации, рекомендуется создание и развитие специализированных парков и различных видов отдыха.