КОНЦЕПЦИЯ
развития взаимодействия
органов исполнительной власти города Москвы
с общественными и иными некоммерческими
организациями на 2006-2010 годы
Стратегия социального партнерства: от взаимодействия к сотрудничеству
В период обновления социально-экономических основ народного хозяйства, демократизации всех сторон жизни, утверждения новых отношений между государством и гражданским обществом основными целями государственной политики в области общественного развития являлось развитие социальной активности населения города Москвы для решения злободневных социально-экономических, культурно-нравственных и воспитательных задач, совершенствование системы взаимодействия "Власть города - общественный сектор", формирование новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов, выработка механизмов такого сотрудничества.
На достижение этих целей была направлена Концепция Московской программы общественного развития до 2005 года.
Несмотря на то, что общественное развитие испытало на себе последствия экономической и политической нестабильности, поставленные Концепцией Московской программы общественного развития до 2005 года задачи были в основном решены.
Главные позитивные итоги ее реализации заключаются в том, что удалось сформировать концептуальные основы и принципы городской политики в области взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественного сектора города Москвы; придать системный характер сотрудничеству Московской городской Думы, префектур административных округов, управ районов города Москвы с общественными и иными некоммерческими объединениями; создать условия для обеспечения более эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии города, округа; внедрить формы социального партнерства; обеспечить практическую реализацию механизмов поддержки деятельности общественных и иных некоммерческих организаций.
Сформирована разветвленная инфраструктура взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с институтами гражданского общества, включающая в себя вновь созданную сеть профильных учреждений и организаций: государственные учреждения города Москвы "Дом общественных организаций (Центр по связям с общественными объединениями)" и "Дом детских общественных организаций" Комитета общественных связей города Москвы с окружными филиалами, общественная организация "Московский Дом ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил", Государственное учреждение города Москвы "Московский Дом национальностей", негосударственное учреждение Центр взаимодействия общественных и государственных структур "Социальное партнерство" и общественные (общественно-государственные) институты: Городской и окружные общественные консультативные советы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы с негосударственными (неправительственными) некоммерческими организациями города Москвы, Городской Координационный Совет по государственной поддержке развития детского движения Москвы, Московский городской Совет пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, государственно-общественные координационные советы и др.
Создана система совместного обучения взаимодействию представителей органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления, муниципальных служащих, руководителей общественных и иных некоммерческих организаций.
Осуществлены конкретные шаги по систематизации данных, отражающих состояние и динамику развития общественного сектора Москвы.
Реализована система мер по расширению доступа общественных и иных некоммерческих организаций к информационным ресурсам на портале общественного развития "МОСКВА. ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ", их использованию для информирования населения о совместной деятельности органов исполнительной власти города Москвы и общественных и иных некоммерческих организаций.
Этому способствовал активный процесс формирования московского законодательства. За достаточно короткий период времени были приняты базовые законы города Москвы "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", "О социальном партнерстве", "О благотворительной деятельности", "О молодежи".
Сегодняшнее состояние общественного сектора города Москвы можно характеризовать как динамично развивающуюся систему, обладающую устойчивостью и позитивно направленной тенденцией все более усиливающегося влияния институтов гражданского общества на процессы социального и экономического развития столицы.
По различным подсчетам в городе Москве зарегистрировано около 17 тысяч общественных и иных некоммерческих организаций, многие из которых активно взаимодействуют с органами государственной власти. Ежегодно в Москве регистрируется в среднем 700 общественных организаций.
Наибольшее число общественных и иных некоммерческих организаций, действующих в Москве - организации ветеранов (более 1700), инвалидов (1099), организации, деятельность которых направлена на формирование здорового образа жизни (1106), возрождение и сохранение народной духовности, национальной культуры и искусства (1027), благотворительности (817), просвещения (514), межнациональных отношений (511), жилищные объединения, включая домовые комитеты и ЖСК (более 600), более тысячи детских и молодежных общественных и иных некоммерческих объединений. В области стимулирования развития форм малого предпринимательства и создания условий для реализации коммерческих инициатив осуществляют свою деятельность более 300 общественных и иных некоммерческих организаций.
В современных социально-экономических условиях общественный сектор перешел к инновационному типу развития. Общественные и иные некоммерческие организации стремятся к укреплению материально-технической базы, повышению профессионализма, конкурентоспособности на рынке оказания социальных услуг, конкретному участию в реализации городских целевых программ, программ социально-экономического развития административных округов города Москвы. Общественный сектор является сферой, обеспечивающей занятость и самозанятость москвичей.
Отмечается устойчивая тенденция ежегодного увеличения (в среднем на 3-5%) в структуре поступлений денежных средств, удельного веса доходов от собственной предпринимательской деятельности. В 1,6 раза по сравнению с 2000 годом вырос объем поступлений денежных средств в общественные и иные некоммерческие организации из разных источников (по Российской Федерации - 0,3), что свидетельствует о росте востребованности оказываемых общественными и иными некоммерческими организациями услуг и осуществляемых ими социально значимых мероприятий и программ.
Идет постепенный процесс формирования консолидированных сообществ общественных и иных некоммерческих организаций в целях более активного влияния на формирование и реализацию социальной политики в городе Москве. Новый импульс росту общественного самосознания и социальной активности москвичей придали состоявшийся в марте 2006 года II Московский гражданский форум, создание Общественной Палаты Российской Федерации и Общественного совета Центрального федерального округа, в состав которых вошли видные общественные деятели, достойно представляющие в этих органах общественный сектор города Москвы.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления разных уровней сегодня заинтересованы во взаимодействии с общественными организациями и способны воспринимать и поддерживать конкретные гражданские инициативы, которые носят конструктивный и созидательный характер.
Многие предпринимательские структуры проявляют готовность к осуществлению продуманной и целенаправленной социально ориентированной политики, воспринимая общественные и иные некоммерческие организации в качестве потенциальных партнеров для осуществления совместной деятельности на условиях социального партнерства.
Сегодня выдвигается ряд новых задач, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Основные усилия должны быть направлены на те сферы, которые прямо определяют качество жизни москвичей, на достижение социальной стабильности и национальной безопасности жителей города Москвы, на решение демографических проблем, связанных с поддержкой материнства, детства, семьи, уменьшением смертности, на борьбу с терроризмом и национализмом, на укрепление позитивного имиджа города Москвы на межрегиональном и международном уровнях. Главные акценты переносятся с задач выстраивания социального партнерства на условиях взаимодействия на задачи формирования и реализации стратегии партнерства на условиях равноправного сотрудничества. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость выстраивания системы взаимовыгодного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями и бизнесом как тремя равноправными субъектами взаимодействия в целях объединения совместных усилий для реализации приоритетных для города Москвы социально значимых программ.
На решение актуальных задач городской социально-экономической политики в области общественного развития и гражданского строительства на ближайшие годы направлена настоящая Концепция развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006-2010 годы (далее - Концепция).
Реализация Концепции будет способствовать дальнейшему поступательному развитию демократии, повышению доверия москвичей к институтам государственной власти и бизнесу, расширению их сотрудничества на новом качественном уровне, формированию современных подходов и выработке механизмов такого сотрудничества, повышению социальной активности и гражданской инициативы москвичей в реализации приоритетных направлений социально-экономической политики в городе Москве, повышению роли общественных и иных некоммерческих формирований в развитии и укреплении межнациональных, межрегиональных и международных связей и сотрудничества в целях укрепления влияния города Москвы за рубежом.