ГОРОДА МОСКВЫ
от 28 января 2004 года N 4
О молодежи
(с изменениями на 22 ноября 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 ноября 2009 года на основании
Закона города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Москвы от 22 ноября 2006 года N 56 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 06.12.2006).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной политики города Москвы в отношении молодежи (далее - молодежная политика) как системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества.
Система правовых актов города Москвы о молодежи состоит из настоящего Закона, других законов города Москвы, содержащих нормы об особенностях статуса молодых граждан в соответствующих сферах общественных отношений и принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов города Москвы.
Целями молодежной политики являются:
а) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан;
б) создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений;
в) помощь молодым гражданам в решении социальных проблем;
г) профилактика негативных проявлений в молодежной среде;
д) воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу.
Молодежная политика основывается на следующих принципах:
а) законность;
б) уважение к правам и свободам граждан;
в) привлечение молодых граждан к участию в формировании и реализации молодежной политики;
г) гласность осуществления молодежной политики;
д) дифференциация мер молодежной политики с учетом возрастных особенностей и потребности молодых граждан в социальной поддержке;
е) межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении молодежной политики;
ж) государственная поддержка молодых семей.
1. Молодежная политика осуществляется в отношении:
а) молодых граждан - физических лиц в возрасте от 14 до 25 лет, имеющих место жительства в городе Москве, физических лиц в возрасте от 25 до 27 лет, имеющих место жительства в городе Москве и получающих профессиональное образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения, физических лиц в возрасте от 14 до 27 лет, имеющих место жительства за пределами города Москвы, получающих образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории города Москвы;
б) молодых семей - семей, имеющих место жительства в городе Москве, в первые три года после заключения брака (при рождении ребенка или нескольких детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с ребенком или детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Для целей осуществления молодежной политики супруги - члены молодых семей (матери или отцы в неполных молодых семьях с детьми), не являющиеся молодыми гражданами в связи с достижением возраста, указанного в пункте "а" настоящей части, приравниваются к молодым гражданам;
в) молодежных организаций - некоммерческих организаций, созданных в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированных в установленном законом порядке на территории города Москвы, или общественных объединений, действующих на территории города Москвы без регистрации в качестве юридического лица, не менее 75 процентов участников, члены которых (а в общественных объединениях, не имеющих членства, не менее 75 процентов от числа лиц, документально выразивших поддержку целям данных организации, объединения и (или) их конкретным акциям и принимающих участие в их деятельности) составляют граждане в возрасте до 30 лет.
2. Для целей настоящего Закона выделяются следующие категории молодых граждан:
а) несовершеннолетние молодые граждане - молодые граждане в возрасте от 14 до 18 лет;
б) студенты - молодые граждане, получающие профессиональное образование;
в) молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - молодые граждане - инвалиды, сироты, а также иные молодые граждане, определяемые правовыми актами города Москвы. Порядок документального подтверждения принадлежности гражданина к указанной категории молодых граждан устанавливается Правительством Москвы.
3. Правовые акты города Москвы могут предусматривать иные категории молодых граждан, не предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если это не противоречит целям и принципам молодежной политики.
4. Содержащиеся в частях 1 и 2 настоящей статьи определения субъектов, в отношении которых осуществляется молодежная политика, даны для целей настоящего Закона. Положения настоящего Закона, в том числе устанавливающие требования к возрасту субъектов, относительно которых осуществляется молодежная политика, требования к проживанию на территории города Москвы, а также дающие определения молодых семей, молодежных организаций, несовершеннолетних молодых граждан, студентов, молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, не могут толковаться и применяться как положения, отрицающие реализацию на территории города Москвы предусмотренных федеральным законодательством прав граждан, юридических лиц и общественных объединений, а также прав, предоставление которых осуществляется в соответствии с другими законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
5. При предоставлении субъектам, в отношении которых осуществляется молодежная политика, льгот за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с федеральными правовыми актами, идентичных льготам, предоставляемым в соответствии с настоящим Законом, иными правовыми актами города Москвы, льготы предоставляются по выбору указанных субъектов.
6. Если федеральным законом будет предусмотрено осуществление мер молодежной политики в отношении более широкого, в том числе по возрасту, круга лиц, чем это предусмотрено настоящим Законом, либо предусмотрены нормы, направленные на предоставление молодым гражданам дополнительных прав, льгот, пособий, иное улучшение их материального положения, то применяются нормы федерального закона, а нормы настоящего Закона до его приведения в соответствие с федеральным законом, применяются в части, не противоречащей федеральному закону.
1. В городе Москве принимается городская целевая программа, определяющая комплекс мероприятий в области молодежной политики. Указанная городская целевая программа формируется на основе анализа демографической ситуации и прогноза социально-экономического развития города Москвы.
2. Указанная городская целевая программа должна содержать мероприятия, направленные на:
а) укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни молодых граждан;
б) социальную защиту молодых граждан;
в) укрепление молодой семьи, содействие в решении ее жизненных проблем;
г) стимулирование действий молодежных организаций, направленных на решение городских проблем, а также воспитание у молодых граждан нравственных принципов и гражданской ответственности;
д) правовое воспитание молодых граждан, стимулирование их предпринимательской инициативы и повышение экономической культуры;
е) повышение востребованности и конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда;
ж) поддержку талантливых и одаренных молодых граждан.
3. Указанная городская целевая программа может содержать и иные мероприятия в сфере молодежной политики.
1. Правительство Москвы разрабатывает молодежную политику и осуществляет ее непосредственно, а также через специально уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы и иные органы исполнительной власти города Москвы. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению молодежной политики определяются Правительством Москвы.
2. Правительство Москвы и уполномоченные им в установленном порядке органы исполнительной власти города Москвы выступают учредителями государственных учреждений, осуществляющих функции в сфере молодежной политики: учреждений, ведущих досуговую, спортивную и воспитательную работу с молодыми гражданами по месту жительства (учреждаемых по согласованию с префектурами административных округов города Москвы), социально-реабилитационных центров для молодых граждан, центров социально-психологической помощи молодым гражданам, центров профессиональной ориентации и трудоустройства молодых граждан, городских и межрайонных центров профилактики негативных проявлений в молодежной среде, молодежных клубов и иных государственных учреждений.
3. Негосударственные некоммерческие организации, систематически участвующие в осуществлении молодежной политики, наделяются правами, указанными в статьях 18-20 настоящего Закона, при условии их добровольной аккредитации в порядке, установленном Правительством Москвы. Негосударственной некоммерческой организации, систематически участвующей в осуществлении молодежной политики, не может быть необоснованно отказано в аккредитации.
4. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы:
а) осуществляют меры в области молодежной политики в предусмотренных настоящим Законом случаях;
б) оказывают организационное содействие в реализации мер в области молодежной политики на соответствующих территориях;
в) осуществляют по своей инициативе иные меры в области молодежной политики, не противоречащие законодательству.
5. В целях обеспечения проведения молодежной политики и эффективного участия в ее реализации негосударственных организаций, в том числе молодежных организаций, и отдельных граждан органами государственной власти города Москвы могут образовываться специальные общественные консультативно-совещательные органы по вопросам молодежной политики, а также могут использоваться иные формы привлечения молодых граждан к участию в формировании и реализации молодежной политики.
Финансовое обеспечение молодежной политики осуществляется в соответствии с законодательством.
Научное обеспечение молодежной политики осуществляется посредством:
а) проведения мониторинга, социологических исследований и статистического учета данных по вопросам, касающимся молодых граждан;
б) создания банка данных социологических и иных научных исследований по вопросам, касающимся молодых граждан;
в) прогнозирования демографических и иных последствий принятия правовых актов, затрагивающих интересы молодых граждан.
Информационное обеспечение молодежной политики осуществляется посредством:
а) сбора и предоставления информации для объективного освещения молодежных проблем в средствах массовой информации, специальных информационных, справочных и иных изданиях;
б) создания специализированного общедоступного сайта в сети "Интернет" по вопросам молодежной политики;
в) формирования банка данных, содержащего информацию о проблемах молодых граждан, молодежных организаций, об опыте реализации молодежной политики. Доступ к указанному банку данных должен быть обеспечен всем органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления в муниципальных образованиях города Москвы;
г) ежегодного выпуска информационных сборников, содержащих правовые акты и социологические материалы по вопросам молодежной политики, а также выпуска иных информационных и справочных материалов по проблемам молодых граждан, молодых семей, молодежных организаций;
д) организационного, информационного и методического обеспечения по созданию в редакциях средств массовой информации отделов или иных структурных подразделений по молодежной проблематике.
Кадровое обеспечение молодежной политики осуществляется посредством:
а) формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с молодыми гражданами на территории города Москвы;
б) подготовки и издания учебно-методической литературы для обучения кадров, занимающихся вопросами молодежной политики.
1. Органы исполнительной власти города Москвы:
а) создают базу данных об образовательных учреждениях профессионального образования, находящихся в городе Москве. Указанная база данных размещается в сети "Интернет" на общедоступном сайте;
б) создают консультационные центры по вопросам выбора профессии, безвозмездно оказывающие соответствующие услуги молодым гражданам (не менее одного центра в административном округе);
в) создают иные информационные центры на базе общеобразовательных учебных заведений для информационного обеспечения молодых граждан в сфере образования и профессиональной ориентации.