ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2004 года N 843-ПП
О совершенствовании управления собственностью города
Москвы с использованием инструментов финансового рынка
и Программе реструктуризации городского портфеля акций
на 2005-2007 годы
(с изменениями на 25 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 4 июля 2013 года N 431-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 304-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 31.05.2006);
постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2007 года N 103-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 15, 07.03.2007);
постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 697-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 47, 19.08.2008);
постановлением Правительства Москвы от 20 октября 2009 года N 1147-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 61, 03.11.2009);
постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 158-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 15, 09.03.2010);
постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 26.12.2012).
____________________________________________________________________
Совершенствование системы управления и эффективное использование собственности города Москвы является важнейшей частью работы по развитию экономики города и обеспечению поступлений средств в бюджет города Москвы.
Повышение эффективности управления собственностью города Москвы тесно связано с внедрением комплекса мероприятий по увеличению капитализации фондового портфеля города Москвы и инвестиционной привлекательности предприятий Московского региона, развитию организованного рынка корпоративных ценных бумаг хозяйственных обществ с долей города Москвы.
Правительством Москвы принят ряд нормативных документов, включающих меры по упорядочению системы учета, отчетности и анализа финансово-экономического положения хозяйственных обществ, развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг, повышению уровня инвестиционной активности населения, сформирована система представления интересов города в хозяйственных обществах, закреплен порядок передачи в доверительное управление городских долей собственности и порядок, определяющий процедуру участия города Москвы в хозяйственных обществах.
Тем не менее проведенный комплекс мероприятий недостаточен для проведения политики по увеличению капитализации городского портфеля ценных бумаг и вывода хозяйственных обществ с долей города Москвы на организованный рынок ценных бумаг. Правительство Москвы считает необходимым внедрение системы управления собственностью города, основанной на использовании современных механизмов и эффективных инструментов управления имуществом.
В целях дальнейшего совершенствования управления собственностью города Москвы и повышения эффективности управления городским имуществом Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Программу реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы (далее - Программа) и основные принципы организации управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка (приложение 1).
2. Установить, что положения Программы (п.1) являются обязательными при формировании Программы приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы на соответствующий финансовый год.
3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию.
4. Установить, что Департамент имущества города Москвы исходя из анализа экономической эффективности деятельности хозяйственных обществ для города Москвы как собственника в соответствии с утвержденными методическими принципами формирования перечня пакетов акций, собственником которых является город Москва, рекомендуемых к приватизации (продаже), вносит на утверждение Правительства Москвы предложения о приватизации пакетов акций хозяйственных обществ с долей города в уставном капитале для формирования среднесрочной программы приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы.
По пакетам акций хозяйственных обществ с долей города в уставном капитале, включенных в среднесрочную программу приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы, Департамент имущества города Москвы исходя из экономической эффективности деятельности хозяйственного общества для города Москвы как собственника в соответствии с утвержденными методическими принципами формирования перечня пакетов акций, собственником которых является город Москва, рекомендуемых к приватизации (продаже), принимает решение о приватизации либо о повышении эффективности деятельности таких обществ путем привлечения профессиональных управляющих на договорной основе, досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа и избрания нового единоличного исполнительного органа общества или передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации (абзац в редакции, введенной в действие с 29 августа 2008 года постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 697-ПП, - см. предыдущую редакцию).
5. Утвердить порядок передачи в доверительное управление городской собственности, включающий:
5.1. Положение о порядке проведения конкурса по передаче находящихся в собственности города Москвы акций (долей участия) хозяйственных обществ в доверительное управление (приложение 3).
5.2. Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при учреждении доверительного управления находящимися в собственности города Москвы акциями открытых акционерных обществ с продажей по результатам доверительного управления (приложение 4).
5.3. Примерные требования к типовому плану доверительного управления находящимися в собственности города Москвы акциями (долями участия) хозяйственных обществ, передаваемыми в доверительное управление на конкурсной основе (приложение 5).
5.4. Положение о порядке передачи объектов недвижимого имущества, принадлежащего городу Москве на праве собственности, в доверительное управление (приложение 6) (пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2010 года постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 158-ПП, - см. предыдущую редакцию).
5.5. Положение об организации контроля за деятельностью доверительных управляющих по управлению переданным им имуществом города Москвы (приложение 7).
5.6. Положение о порядке выплаты вознаграждения и возмещения произведенных расходов доверительного управляющего при управлении имуществом города Москвы (приложение 8).
6. Принять предложение Департамента имущества города Москвы о создании инвестиционных фондов с долей участия города Москвы.
7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию.
8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию.
9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию.
10. Департаменту имущества города Москвы:
10.1. При приватизации находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ считать одним из приоритетных способов приватизации продажу на аукционе с открытой формой подачи предложения о цене.
10.2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию.
10.3. Осуществлять контроль за деятельностью управляющих компаний, в управление которым передаются объекты городской собственности.
10.4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию.
10.5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию.
10.6. Ежегодно проводить анализ эффективности управления городской собственностью и деятельности управляющих компаний, не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным, представлять отчеты о результатах анализа в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
10.7. Привести в соответствие с настоящим постановлением заключенные ранее договоры доверительного управления имуществом, принадлежащим городу Москве, по соглашению сторон.
10.8. Внести в установленном порядке предложения по уточнению показателей бюджета города Москвы о доходах и расходах по результатам внесения изменений в действующие договоры доверительного управления (п.10.7).
11. Финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой услуг по экспертизе планов и отчетов по доверительному управлению находящимися в собственности города Москвы пакетами акций (долями) и объектами недвижимого имущества, осуществляется за счет средств, предусмотренных Департаменту имущества города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
(Пункт дополнительно включен с 3 ноября 2009 года постановлением Правительства Москвы от 20 октября 2009 года N 1147-ПП; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию)
____________________________________________________________________
Пункты 11-12 предыдущей редакции с 3 ноября 2009 года считаются соответственно пунктами 12-13 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 20 октября 2009 года N 1147-ПП.
____________________________________________________________________
12. Считать утратившими силу:
- Положение о порядке передачи в доверительное управление акций (долей участия), принадлежащих г.Москве на праве собственности, профессиональным участникам фондового рынка, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 3 апреля 2001 года N 305-ПП "Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям в 2000 году по привлечению ресурсов в бюджет города, на финансирование городских программ и о задачах комплекса на 2001 год";
- Методические принципы формирования перечня пакетов акций, собственником которых является город Москва, подлежащих приватизации (продаже) в 2005-2007 годах, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2004 года N 583-ПП "О принципах формирования среднесрочной программы приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы и о прогнозном плане приватизации на 2005 год".
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП. - См. предыдущую редакцию)
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ПРОГРАММА
реструктуризации городского портфеля акций
на 2005-2007 годы (далее - Программа) и основные
принципы организации управления собственностью
города Москвы с использованием инструментов
финансового рынка
(с изменениями на 25 декабря 2012 года)
Собственность города Москвы является материально-технической базой функционирования городской экономики, поэтому эффективное использование собственности является основной задачей органов власти и управления. Экономический рост города, развитие его социальной сферы, а также увеличение поступлений доходов в бюджет города Москвы, напрямую зависят от методов управления собственностью, принадлежащей городу.
Программа реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы и основные принципы организации управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка разработаны в развитие:
- дефис утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП, - см. предыдущую редакцию;
- дефис утратил силу - постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 806-ПП, - см. предыдущую редакцию;
- других нормативно-правовых актов Правительства Москвы, принятых по вопросам управления долями города Москвы, приватизации и развития финансового рынка.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы деятельности хозяйственных обществ, управления государственной и муниципальной собственностью, приватизации, корпоративного управления и финансового рынка.
Основные концептуальные положения программы основаны на современных научных и практических исследованиях в области управления региональной собственностью, приватизации государственной собственности и корпоративного управления в российских компаниях.
В Программе использован финансово-экономический анализ предприятий с долями города Москвы и анализ эффективности управления долями города Москвы за 2001-2003 годы.
По состоянию на 1 мая 2004 года город Москва является участником 470 акционерных обществ (далее - "общества"), включенных в Реестр акционерных обществ с долей города, 3 из которых являются градообразующими (без учета обществ, в которых городу принадлежат "золотые акции"). В 101-м акционерном обществе городу принадлежит специальное право "золотая акция".
Доля города в уставном капитале обществ, включенных в Реестр, составляет:
- менее 25% - по 235 обществам;
- от 25 до 50% - по 133 обществу;
- от 50 до 100% - по 102 обществам (в том числе 100% - по 29 обществам).
Стоимость чистых активов обществ с участием город Москвы, приходящаяся на долю города в их уставных капиталах, на 1 января 2003 года составляла 36,31 млрд.руб. (из них в 9 предприятиях стоимость чистых активов составляет более 1,0 млрд.руб.).
В 71 предприятии стоимость городского пакета акций составляет свыше 30 млн.руб.
Доходы бюджета города Москвы от управления долями города по итогам 2003 года на 01.09.2004 составили:
- по дивидендам - 330,022 млн.руб. (более 1,0 млн.руб. перечислено 27 предприятиями, что в сумме составило 314,994 млн.руб.)
Система управления долями города Москвы основана на законодательстве Российской Федерации и нормативных документах органов власти города Москвы, регулирующих корпоративное управление хозяйственными обществами. Основой существующего управления городскими долями является представительство в органах управления предприятий лиц, уполномоченных Департаментом имущества города Москвы и отраслевыми департаментами.
В 2003 году представителями города в советах директоров обществ были 75 госслужащих Департамента имущества, 144 госслужащих отраслевых департаментов и 42 представителя, не являющихся работниками городских органов власти. Доверительное управление долями города Москвы в 2003 году осуществлялось специализированными управляющими компаниями по 5 предприятиям.
Существующая система управления долями города Москвы в процессе приватизации характеризуется следующими признаками:
- Низкой финансовой эффективностью для бюджета города Москвы 0,3% от бюджета города Москвы за 2003 год.
- Низкой капитализацией фондового портфеля города в связи фактическим отсутствием предприятий, акции которых котируются на финансовом рынке, значительным количеством предприятий с долей собственности города меньше 25%, а также предприятий финансовоэкономическая деятельность которых не эффективна.
- Ограниченным набором управленческих решений и способов приватизации, а также отсутствием утвержденной системы делегирования функций управления профессиональным управляющим организациям и лицам.
В этой связи, Правительство Москвы считает необходимым внедрение системы управления собственностью города с использованием профессиональных управляющих городской собственностью, основанной на внедрении современных механизмов и инструментов привлечения средств с организованного рынка ценных бумаг. Основными задачами при совершенствовании системы управления собственностью является существенное повышение доходности и стоимости объектов собственности города Москвы, а также капитализации обществ с городской долей собственности за счет их выхода на организованный рынок ценных бумаг.