Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2004 года N 637-ПП


О создании Метасистемы "Электронная Москва"

(с изменениями на 17 марта 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 2 апреля 2013 года N 198-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 23 октября 2007 года N 929-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 28.11.2007);

постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2009 года N 195-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 18, 24.03.2009).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящее постановление признавалось утратившим силу на основании постановления Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 769-ПП.

Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 769-ПП утратило силу в части отмены настоящего постановления - постановление Правительства Москвы от 8 мая 2007 года N 329-ПП.

____________________________________________________________________


Проведенный в рамках выполнения Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - Программа) анализ показал, что во многих случаях при создании и функционировании информационных систем не решаются вопросы интеграции, стандартизации, унификации и обеспечения совместимости, не разрабатываются регламенты информационного взаимодействия, имеющиеся регламенты функционирования информационных систем не выполняются, отсутствуют механизмы контроля за использованием информационных ресурсов. Все это препятствует созданию единого информационного пространства города.

С целью обеспечения интеграции, консолидации и унификации городских информационных систем и ресурсов при приоритетном обеспечении требований по их доступности, целостности и конфиденциальности Правительство Москвы

постановляет:

1. Согласиться с предложением Департамента экономической политики и развития города Москвы, Управления информатизации города Москвы и Генерального конструктора Программы о создании Метасистемы "Электронная Москва" (далее - МЭМ) - обеспеченного общим управлением комплекса технологически и организационно сопряженных (интегрированных) информационных систем, содержащих, в том числе, информационные ресурсы города Москвы, предназначенного для оказания информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам города Москвы и населению.

2. Утвердить Основные положения концепции создания, развития и функционирования Метасистемы "Электронная Москва" (далее - Основные положения концепции), согласно приложению 1.

3. С учетом п.5.1 принять предложение Координационного совета по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" о возложении на открытое акционерное общество "Электронная Москва" функций Оператора МЭМ.

4. Управлению информатизации города Москвы, Генеральному конструктору Программы до 15 декабря 2004 года представить на утверждение Правительства Москвы положение об Операторе Метасистемы "Электронная Москва", предусмотрев в нем следующие основные функции Оператора МЭМ:

4.1. Оказание в установленном порядке информационных услуг органам власти, юридическим лицам (хозяйствующим субъектам) и населению с использованием МЭМ.

4.2. Формирование в установленном порядке общегородских информационных ресурсов, входящих в состав МЭМ, на основе информации существующих баз данных, разрешенной к использованию в МЭМ.

4.3. Контроль выполнения установленных в соответствующем порядке требований к участникам процесса информационного взаимодействия, осуществляемый на основании договорных обязательств между Оператором МЭМ и соответствующими потребителями информационных услуг.

4.4. Включение в установленном законом порядке в состав МЭМ и интеграция с МЭМ информационных систем и ресурсов вне зависимости от их форм собственности.

5. В целях обеспечения выполнения функций Оператора МЭМ согласиться с предложениями Департамента экономической политики и развития города Москвы, Управления информатизации города Москвы, Генерального конструктора Программы:

5.1. О передаче в установленном порядке Оператору МЭМ в доверительное управление информационных ресурсов и систем, являющихся собственностью города Москвы и входящих в МЭМ, включая информационные системы, создаваемые в рамках реализации мероприятий Программы, указанных в Разделе 1 "Интеграционные и обеспечивающие подпрограммы" пункта 6 "Перечень мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" приложения к Закону города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва".

Перечень информационных ресурсов и систем утвердить в установленном порядке.

5.2. О возложении в установленном порядке на Оператора МЭМ функций оператора и эксплуатирующей организации информационных систем, являющихся собственностью города Москвы, входящих в МЭМ и интегрируемых с МЭМ.

6. Управлению информатизации города Москвы совместно с Генеральным конструктором Программы в целях реализации Основных положений концепции до 20 декабря 2004 года обеспечить разработку:

6.1. Архитектуры Метасистемы "Электронная Москва".

6.2. Плана мероприятий по созданию и развитию МЭМ, увязав его с мероприятиями Программы.

6.3. Нормативных и организационно-распорядительных документов, необходимых для создания МЭМ, в том числе:

6.3.1. Порядка включения в состав МЭМ и интеграции с МЭМ информационных систем и ресурсов, в том числе не являющихся собственностью города Москвы.

6.3.2. Процедур передачи Оператору МЭМ прав доверительного управления на информационные системы, прав использования информационных ресурсов и соответствующих типовых договоров.

6.3.3. Порядка информационного взаимодействия Оператора МЭМ с ведомствами и организациями, осуществляющими правомочия собственников информационных систем, подлежащих включению в МЭМ или интеграции с МЭМ.

6.4. Методики расчета расценок на оказание информационных услуг Оператором МЭМ.

7. Возложить на Управление информатизации города Москвы функции государственного заказчика работ по созданию и развитию МЭМ, обеспечению межсистемного взаимодействия информационных систем, интегрируемых с МЭМ.

В связи с созданием МЭМ поручить Управлению информатизации города Москвы перейти в 2005 году от ведомственного к проектно-ориентированному формированию Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва".

8. Управлению информатизации города Москвы по представлению Генерального конструктора Программы в целях реализации Основных положений концепции предусматривать в Плане мероприятий Программы на 2004 и последующие годы работы в соответствии с приложением 2 к настоящему постановлению.

9. Одобрить проект закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" (приложение 3).

Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона на рассмотрение Московской городской Думы.

10. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 17 марта 2009 года N 195-ПП. - См. предыдущую редакцию.

     

11. Внести изменение в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП "О мерах по совершенствованию ценовой и тарифной политики в отраслях города в условиях рыночных отношений", дополнив его абзацем следующего содержания:

"Информационные услуги, оказываемые с использованием Метасистемы "Электронная Москва.".

12. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 21 сентября 2004 года N 637-ПП


Основные положения концепции
создания, развития и функционирования
Метасистемы "Электронная Москва"

Первые шаги по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" в 2003-2004 годах были в значительной степени направлены на разработку интеграционных и обеспечивающих мероприятий, т.е. на создание инструментария, используемого для дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий во всех областях жизни города. Данный подход подтверждается и мировым опытом создания и развития подобных систем.

Анализ сложившейся в городе ситуации с разработкой и функционированием информационных систем показал, что требуется не только ускоренная реализация заложенных в Городскую целевую программу "Электронная Москва" современных принципов интеграции информационных систем, но и создание эффективного механизма эксплуатации и использования вновь создаваемых и уже имеющихся информационных систем и ресурсов города Москвы. Ряд городских информационных систем не соответствуют требованиям по полноте, доступности, целостности и конфиденциальности содержащейся в них информации. Держатели информационных ресурсов в ряде случаев не заинтересованы в создании такой ситуации, при которой информация их баз данных могла бы использоваться смежными ведомствами, хозяйствующими субъектами или населением. В большинстве случаев при создании информационных систем не решаются вопросы интеграции, стандартизации, унификации и обеспечения совместимости, не разрабатываются регламенты информационного взаимодействия. Имеющиеся регламенты функционирования информационных систем не выполняются, отсутствуют механизмы контроля за использованием информационных ресурсов, за обеспечением их полноты, достоверности и целостности. Все это препятствует построению единого информационного пространства города.

Изменение сложившейся ситуации возможно только в случае создания в Москве механизма вовлечения информационных ресурсов в хозяйственный оборот. Для этой цели требуется устранить разрозненность городских информационных систем и ресурсов, превратив их во взаимоувязанную общегородскую систему информационных систем и ресурсов (далее - Метасистема "Электронная Москва" или МЭМ) и назначив Оператора МЭМ.

Под МЭМ понимается обеспеченный общим управлением комплекс технологически и организационно сопряженных (интегрированных) информационных систем, содержащих, в том числе, информационные ресурсы города Москвы, предназначенный для оказания информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам и населению. При этом МЭМ должна быть механизмом информационного обмена с использованием информационных систем и информационных ресурсов города Москвы посредством их интеграции, консолидации и унификации при приоритетном обеспечении требований по полноте, доступности, целостности и конфиденциальности. Создание МЭМ обеспечит заинтересованным пользователям доступ к тем городским информационным системам и ресурсам, которые создавались с узко ведомственными целями и в широком использовании которых создавшие их ведомства не заинтересованы, но другим ведомствам необходимы для работы в виде выборок из соответствующих баз данных, разрешенных к использованию для них.

Информационные ресурсы, входящие в состав МЭМ, должны иметь статус официального источника городской информации, использование которого осуществляется городскими органами власти. Статус обязательных должен быть определен для соответствующих общегородских классификаторов, кодификаторов, реестров и регламентов информационного взаимодействия, входящих в МЭМ.

Городские информационные ресурсы могут иметь разный уровень, учитываемый при решении вопроса об их включении в МЭМ.

Общегородские информационные ресурсы - это доступные широкому кругу пользователей информационные ресурсы города Москвы, которые должны входить в состав МЭМ и использоваться для оказания информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам и населению. При этом вопросы их формирования и использования регулируются соответствующими нормативными актами города Москвы.

Ведомственные информационные ресурсы - информационные ресурсы города Москвы, формируемые органом государственной власти при выполнении им своих функций.

Ведомственные информационные ресурсы делятся на:

- ведомственные информационные ресурсы общегородского значения;

- ведомственные информационные ресурсы внутриведомственного значения.

Ведомственный информационный ресурс общегородского значения ведомственный информационный ресурс, содержащий информацию, использование которой необходимо для принятия управленческих решений на уровне города и значение которого выходит за рамки ведомства. Вопросы создания и функционирования информационных систем, содержащих указанные информационные ресурсы, должны регулироваться регламентами взаимодействия и использования информационных ресурсов, входящих в МЭМ.

Ведомственный информационный ресурс внутриведомственного значения содержит информацию, необходимую одному ведомству или ограниченному числу ведомств. Оказание услуг с использованием этих информационных ресурсов не предусматривается. В зависимости от специфики этих информационных ресурсов они могут как входить, так и не входить в состав информационных систем МЭМ, но их интеграция с другими информационными ресурсами (если таковая требуется) должна осуществляться в соответствии с принятыми для МЭМ регламентами.

Эффективное создание и функционирование МЭМ предусматривает реализацию сервис-ориентированной экономической модели городской информатизации, при которой потребители услуг МЭМ оплачивают фактически оказанные информационные услуги, необходимые для выполнения ими своих задач. Такая модель предполагает, что органы власти и бюджетные организации города будут предусматривать в структуре своих расходов средства, необходимые для оплаты информационных услуг МЭМ или для оплаты работ по поддержке механизма интеграции общегородских информационных ресурсов (рис.1). Естественным развитием сервис-ориентированной модели информатизации, нацеленной на комплексное удовлетворение информационных потребностей многих пользователей, является включение в состав МЭМ не только городских информационных систем и ресурсов, но также информационных систем и ресурсов федеральных структур и коммерческих организаций на основе взаимовыгодных двусторонних договоров.

Рис.1. Сервис-ориентированная экономическая модель городской информатизации



Важным элементом организационного обеспечения идеи создания и эксплуатации МЭМ является открытое акционерное общество "Электронная Москва". Созданное в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 года N 609-ПП "О городской целевой Программе "Электронная Москва" ОАО "Электронная Москва" призвано решать задачи информатизации, которые не могут быть решены в рамках сложившейся структуры городского управления. Реализация Концепции МЭМ предполагает возложение на ОАО "Электронная Москва" функций Оператора МЭМ, отвечающего как за интеграцию разрозненных информационных ресурсов города вне их ведомственной принадлежности, так и за их целостность, полноту и достоверность (рис.2). При этом речь не идет о принудительной централизации процессов создания и использования городских информационных систем, речь идет о создании и использовании в интересах широкого круга пользователей Метасистемы, опирающейся на существующие в городе информационные системы и ресурсы вне их ведомственной принадлежности.

Рис.2. Функциональная модель Метасистемы "Электронная Москва"



Создание МЭМ будет вестись по этапам - от предоставления простых услуг по хранению, обработке и ведению информационных ресурсов на основе включенных в МЭМ или интегрированных с МЭМ систем до организации информационного взаимодействия и предоставления комплексных информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам и населению.

Практическая реализация роли ОАО "Электронная Москва" в процессе городской информатизации предусматривает:

- передачу ОАО "Электронная Москва" в доверительное управление информационных систем, входящих в состав МЭМ (при этом не предусматривается передача прав собственности на информационные ресурсы, которые всегда находятся в собственности города);

- назначение ОАО "Электронная Москва" оператором информационных систем, содержащих общегородские информационные ресурсы, необходимые для функционирования МЭМ, с возложением на него обязанностей по формированию, ведению и актуализации информационных ресурсов, входящих в эти информационные системы, по координации и контролю за их использованием органами власти города Москвы;

- подготовку соответствующих нормативных и регламентирующих документов, регулирующих вопросы создания и функционирования МЭМ;

- разработку тарифов на услуги, оказываемые с использованием МЭМ;

- определение на этапе разработки информационных систем и ресурсов их статуса (общегородские, ведомственные общегородского значения, внутриведомственные), а также оператора и эксплуатирующей организации создаваемых информационных систем;

- возложение на ОАО "Электронная Москва" обязанностей по контролю выполнения установленных в соответствующем порядке требований к участникам процесса информационного взаимодействия на основании двусторонних договорных обязательств между ОАО "Электронная Москва" и соответствующими ведомствами;

- переход на информационное обслуживание городских пользователей на основе заявок, по которым обеспечивается предоставление информационных услуг с оплатой за предоставленные информационные услуги по установленным тарифам.

Общегородские информационные ресурсы формируются ОАО "Электронная Москва", в том числе, на основании ведомственных информационных ресурсов общегородского значения. К различным видам ведомственных информационных ресурсов общегородского значения могут предъявляться различные требования по конфиденциальности и разграничению доступа.